Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! Продолжаем наши уроки по мухтасару имама Кудури. Тема называется восполнение пропущенных намазов.
Мы знаем, что оставлять намаз без серьезных причин, считается большим грехом. Ho, в жизни бывают такие ситуации, ĸoгдa вepyющий пpoпycĸaeт нaмaз нeпpeднaмepeннo или вынуждено. Пропущенный намаз называется када. И касательно када люди чacтo зaдaют вoпpocы, чтo дeлaть, ecли я пpoпycĸaю нaмaзы, вoзмoжнo ли вocпoлнить этот нaмaз, и ĸaĸ этo пpaвильнo cдeлaть? Имам Кудури говорит:
"Тот, кто пропустил намаз должен восполнить его тогда, когда вспомнит об этом.
Бывают такие моменты, когда человек проспал или забыл о молитве. И если даже время молитвы уже вышло, то все равно на человеке обязанность возместить ее. Когда человек вспомнит о ней, он тут же должен устремится к ее возмещению.
В обязательном порядке нужно совершить пропущенный намаз до намаза текущего (время которого в данный момент идет).
За исключением, когда человек боится пропустить текущий намаз, в следствии, к примеру, скорого истечении его времени. В таком случае он сначала совершает текущий намаз, а потом восполняет пропущенный намаз.
Пример 1: Зашло время обеденного намаза, но вы еще не прочитали утренний намаз. Т.е. фаджр у вас является пропущенным намазом. В этом случае, вы сначала читаете пропущенный фаджр, а затем читаете текущий зухр намаз.
Пример 2: Пропущенный намаз – фаджр, текущий намаз зухр, но зухр уже на излете и его время заканчивается. К примеру, до наступления асра осталось 10 минут. Если есть вероятность, то вы не успеете прочитать зухр из-за того, что сначала будете читать пропущенный фаджр, то тогда вы сначала читаете зухр, а затем пропущенный фаджр.
Если человек пропустил несколько намазов, бывает и такое, то в восполнении он выстраивает их по очереди, соблюдает порядок так как они были предписаны изначально. Есть в нашем мазхабе такое понятие как «сохибу тартиб» в пропущенных намазах, если их количество до шести, то соблюдается их предписанный порядок.
Если пропущенных намазов шесть и более, бывает человек несколько дней не читал или даже месяцев в силу каких-то причин, то в таком случае очередность в намазах отпадает. Тут уже можно восполнять их на свое усмотрение, как будет удобно.
Однако для человека, который хочет восполнить пропущенные молитвы следует помнить, что есть три промежутка времени, когда не разрешается совершать намазы будь это ада, када или любые дополнительные намазы.
Следующая глава как раз об этом. Порицаемые периоды времени для выполнения намаза. А их три.
Имам Кудури говорит: Не разрешается (макрух) совершать намаз в следующее время:
1. после выхода времени утренней молитвы при восходе солнца пока оно не поднимется (примерно 30-35мин),
2. когда солнце стоит в высшей точке небосвода (в зените) в полдень (от 1 до 10мин),
3. на закате солнца, когда солнечный диск меняет цвет (примерно 20мин до захода солнца).
Также в эти три периода не совершаются: погребальная молитва и земной поклон саждату тилява (специальные аяты в 14 местах Корана), однако предвечерний (аср) намаз этого же дня во время заката солнца разрешен, даже если солнце покраснело аср нужно прочитать.
Порицаемо совершать добровольные намазы после утреннего намаза до восхода солнца, а также после молитвы аср до захода солнца. Но, нет ничего плохо в совершении пропущенных (када) намазов в это время, совершении земного поклона при чтении, совершении джаназа.
Порицается совершать больше двух ракаатов сунны утреннего намаза из числа добровольных намазов после появления утренней зари, также не совершаются добровольные намазы перед вечерним.