Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Уважаемые подписчики нашего канала, дорогие слушатели, продолжаем наши уроки по фикху имама Кудури (р.а.) Сегодня у нас новая глава, которая называется: «Глава о пятничной молитве». Имам Кудури говорит: «Пятничный намаз нужно читать только лишь в городах с большим населением. Либо в соответствующих местах (там где скапливается большое количество народа, площадь и т.д.)».
Пятничная молитва не читается в деревнях. Но тут стоит разьяснить этот момент подробнее. Что такое город? Что имеется в виду под словом миср (город), как говорит имам Кудури? Вообще миср (город) того времени и нашего времени - это разные вещи. Абу Ханифа в одной из своих фетв дал определение термину город (миср). Это селение с большим количеством людей, где есть своя администрация (акиматы), суды, если права человека были нарушены, он имеет возможность отстоять свои права, обратившись к соответствующим органам, также должны имется большие рынки. Это то, что называют миср (город) в книгах.
Во времена имама Кудури были деревни, где не было собственной администрации и рынков, почты, налоговой и т.д. Поэтому пятничная молитва в таких маленьких селениях обычно не читалась, хукм спадал. Но в наше время в области в больших селах все эти условия имеются. Есть почта, ЦОНы, суды, большие рынки и т.д. Поэтому в наших деревнях, селах и области джума намаз обычно читается.
Условия пятничного намаза
Пятничная молитва обязательна для мужчин, обладающих разумом, достигших возраста полового созревания, подробнее далее.
Касательно того, кто должен проводить джума намаз, имам Кудури говорит: «Это должен быть султан-правитель (аким) и т.п., если же нет такой возможности, проведение джума намаза делает лицо назначеное им. В Казахстане этим занимается ДУМК, который назначает имамов и устазов.
Из следующих условий пятничной молитвы является наступление времени. В случае пятничного намаза – это наступление времени обеденной (зухр) молитвы. С наступлением времени молитвы аср, джума уже не читается.
Также из условий пятничной молитвы - это хутба (наставление имама). Хутба читается до намаза. Сунной является, чтобы имам взошел на минбар и разделил хутбу коротким сидением, это сответственно сунне. Желательной сунной является чтобы имам воспроизводил хутбу стоя и будучи в омовении.
По мнению Абу Ханифы, для того чтобы хутба считалась хутбой достаточно взойти на минбар и произнести любой зикр и тасбих (субханалла, альхамдулилля и т.п.). По мнению двух учеников имама Абу Ханифы (Абу Юсуфа и Мухаммада) чтобы хутба называлась хутбой она должна быть протяженной и нести в себе пользу (наставление). Имам дожен встать и сделать увещевание.
Если же имам совершит хутбу сидя либо без омовения - это допускается, но будет крайне не желательным, так как сразу после хутбы обычно начинается джума намаз.
Также из условий пятничной молитвы - это наличие джамаата. Что такое джамаат (община) в нашем мазхабе? Есть два основных мнения. По мнению имама Абу Ханифы джамаат – это (минимум) три человека помимо имама. В таком случае можно читать джума. По мнению его двух учеников – это (минимум) имам и два человека, т.е. вместе с имамом трое.
В обоих ракатах пятничной молитвы имам читает Коран вслух чтобы люди слышали его. Нет определенно специальных сур, что в первом ракате нужно читать именно этот аят а во втором ракате другой аят. Имам выбирает любую суру и/или аят.
Для кого джума намаз не является обязательным.
Путники. Если человек уехал из своего города на растоянии 90 км. он будет считатся путником, на нем нет обязанности читать джума намаз, вместо этого он читает зухр.
Женщины. Для женщин нет обязательств читать пятничную молитву.
Больные/Инвалиды. Для людей больных и с ограниченными возможностями, то есть, для людей которые не имеют возможности самостоятельно добратся до мечети. Также на незрячих людях нет обязанности читать пятничную молитву. Все эти категории освобождаются.
Но все же, если эти люди возжелали пойти в мечеть и прочитали с джамаатом джума намаз, то им записывается сауаб и молитва засчитывается. И на них нет обязательности читать обеденную (зухр) молитву. И все перечисленные категории могут не только учавствовать на пятничной молитве, но также они (кроме женщин) могут, в том числе, возглавить джума намаз.
Далее шейх говорит, что бывают такие случаи, что человек без причины не идет на джума и дома прочел полуденный зухр намаз до пятничного намаза. То есть зашло время и человек в силу причин или без причины не идет в мечеть, прочитал дома полуденную молитву (зухр). Имам Кудури говорит, что это засчитывается, но будет крайне не желательным. Хукм - макрух тахриман, близкое к хараму.
Если же человек, который изначально решил не идти на джума в мечеть, прочитал дома 4 раката зухра, но затем все же поменял намерение и вышел в сторону мечети на джума намаз, то по мнению Абу Ханифы обеденный намаз такого человека анулируется уже с момента хотьбы, с момента когда он направляется в сторону мечети. Такого мнение Абу Ханифы. По мнению его учеников Мухаммада и Абу Юсуфа молитва зухр будет анулированна тогда, когда он присоединится к имаму на джума намаз. Такие существуют различия во мнениях имамов.
Имам Кудури говорит: «Если имам уже вышел на минбар и взошел на него для хутбы, люди должны прекратить разговоры и молитву (добровольные нафиль намазы). А если человек в это время читает сунну муакадда до джумы, то по возможности он должен ускорится совершая лишь фарды и уаджибы молитвы.
После того как прозвучал первый азан на пятничную молитву, люди тут же должны оставить мирские дела (торговлю и т.п.) и устремится к мечети на джума к поминанию Аллаха. После того как имам взошел на минбар, делается второй азан, а после хутбы делается призыв икама на молитву после чего люди встают на намаз.
На этом урок завершен.