Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Продолжаем уроки по фикху. Сегодня мы пройдем раздел: «О молитве больного человека». Имам Кудури (р.а.) говорит: Если человеку по причине болезни тяжело выстаивать молитву стоя, то он совершает ее сидя и при этом полноценно совершает поясные и земные поклоны. Молящийся может сесть на стул, табуретку или на пол.
Если человек не в состоянии совершать поясные и земные поклоны в сидячем положении, то он примерно совершает их движениями головы. При совершении земного поклона, ему следует наклонится немного глубже, нежели во время поясного поклона. При этом, человек, который молится сидя не должен поднимать какие-либо предметы до своего лба в имитации земного поклона, т.е., к примеру, человек не должен поднимать молитвенный коврик ко лбу – так делать не нужно.
Бывает так, что человек не в состоянии молится сидя. В таком случае, он молится лежа. Молящийся ложится на спину и вытягивает ноги по направлению к Кибле. Руку и саджда в этом случае совершаются головой.
Следующий вариант совершения намаза лежа – это лечь на бок. В этом случае, его лицо должно быть направлено в стороны Киблы, руку и саджда выполняются жестами с помощью головы.
В случае, если человек, по состоянию здоровья, не может совершать намаз сидя или лежа, то он оставляет молитву до того времени пока к нему не вернутся силы, и он не сможет совершать действия полноценно. В нашем мазхабе нет такого, что бы человек в этом случае совершал намаз похлопывая руками или имитируя поклоны движением глаз, бровей или, как говорят некоторые ученные сказали, совершать намаз сердцем – всего этого не требуется. Если человек болен, то он оставляет молитву до момента, когда к нему вернутся силы и он сможет совершать намаз хотя бы лежа или сидя.
Если человек способен совершать намаз стоя, но не в состоянии совершать руку и саджда, то стояние для него не является обязательным. Такой человек может совершать намаз сидя имитируя поясные и земные поклоны движением головы.
Есть такие случаи, когда человек, будучи здоровым, начал молится стоя, совершил 1-2 ракаата, но в процессе молитвы его постигла болезнь, недомогание, к примеру, спина сильно заболела, голова закружилась и т.д. тогда ему следует продолжить намаз сидя. Или, если человек, который начал молится стоя, совершает намаз сидя и во время молитвы ему становится трудно сидеть, тогда он продолжает намаз лежа.
В случае, если человек начал молится сидя, совершая руку и саджда, а затем, в процессе молитвы к нему вернулись силы, то он должен продолжить молитву стоя. То есть, совершил 1 ракаат сидя, потом почувствовал себя лучше – продолжил 2 ракаат стоя. Но это в случае, когда молящийся может полноценно совершать руку и саджда.
Другой вариант, больной человек, который начал молится сидя, но он не мог совершать полноценно руку и саджжа. Если во время намаза к нему вернулись силы совершать поясные и земные поклоны, то такую молитву следует перечитать заново.
Если человек потерял сознание на период времени за который можно прочитать 5 молитв, то ему следует затем восстановить эти молитвы. Однако, если человек без сознания неделю или месяц (например, впал в кому), в этом случае, придя в сознание и обретя возможность совершать молитву, он эти намазы не восполняет. Таким образом, нахождение в состоянии без сознания до 5 молитв требует восполнения, более 5 молитв – восполнения не требует.
На этом глава завершена.