Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
На прошлых уроках по милости Аллаха мы завершили «китабу ат-тахара» - один из больших разделов, книгу очищения, вопросы связанные с тахаратом. И сегодня начнем новый раздел «Китабу ас-соля» (книга молитвы). Как было сказано в хадисе Пророка ﷺ, что молитва, намаз, является основной, опорой этой религии. Намаз — это один из основных столпов ислама после шахады. И во многих местах Своей книги, Всевышний Аллах приказывает своим созданиям совершать молитву. Начнем мы с небольшой главы «мауакту ас-соля» - то, что связано с временами намазов.
В преданиях сообщается, что Джибриль (мир ему) приходил к Посланнику Аллаха ﷺ дважды, чтобы показать времена молитвы. Давайте обратимся непосредственно к нашему матну (мухтасар) и посмотрим, как объяснили это наши ученые.
Есть пять молитв, которые мы совершаем в течении дня и ночи, и первая молитва - утренняя (салят аль-фаджр). Начало времени утренней молитвы наступает с момента появления второй зари. Когда мы смотрим на небо, появляется расширяемая белизна по горизонту. Период этой молитвы длится до времени, пока не взойдет солнце, то есть до появления солнца. Начало утреннего намаза наступает с рассвета и длится до тех пор, пока не начнется восход солнца. Это что касается молитвы фаджр.
Теперь, что касаемо полуденной молитвы, время полуденной молитвы начинается после того, как солнце пройдет точку зенита. По мнению Абу Ханифы время полуденной молитвы заканчивается тогда, когда тень одного предмета равняется двум. Когда тень предмета превысит две ее длины. А его ученики Абу Юсуф и Мухаммад сказали, что полуденная молитва длится до тех пор, пока тень каждого предмета превысит одну его длину. Не две длины как сказал Абу Ханифа, а только одну длину тени предмета. Вот такой есть небольшой хиляф в нашем мазхабе, но в нашей стране, основная фетва, основное заключение дается мнению Абу Ханифы. На этом сошлись большинство ханафитских ученых.
Начало времени асра, мы еще называем ее предвечерняя или послеполуденная молитва, начало ее - после завершения предыдущей молитвы зухр, по двум мнениям. Но мы сказали, что фетва дается по мнению Абу Ханифы. Время молитвы аср заходит после того, как заканчивается молитва зухр. А конец молитвы аср, до тех пор, пока не зайдет солнце, пока не исчезнет солнце.
Начало времени вечерней молитвы магриб, мы еще ее называем шам или акшам - когда исчезнет солнце. То есть начало ее времени после захода солнца. Конец ее времени, пока не исчезнут сумерки. Сумерки по Абу Ханифе, это белизна на горизонте, после красноты. По мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, это просто краснота на горизонте.
Последняя молитва, ночная молитва иша, начало ее времени - после исчезновения сумерек. А конец, пока не появится утренняя заря.
Вот таким вот образом наши ученые указали начало и конец каждой молитвы, тем самым показав нам интервал времени каждой молитвы. Некоторые люди жалуются, дескать у меня нету времени чтобы помолится, я не успеваю и т.д. На что мы им отвечаем, брат посмотри какой большой интервал одной молитвы. Допустим если взять обеденную молитву зухр, то бывает до асра очень много времени, три, а то и четыре часа, особенно в летнее время. Ты в этом промежутке можешь помолится в любое время. На это уйдет пять, десять от силы пятнадцать минут. Поэтому у человека отговорок быть не должно. В ночной молитве мы видим, что времени более чем достаточно, можно совершить ее вплоть до утренней зари.
Есть еще такая молитва витр, которую мы совершаем после пяти намазов, и хукм ее ваджиб. Тоже из обязательных в нашем мазхабе. Начало ее наступает после ночного намаза, а конец ее пока не появится утренняя заря, вплоть до фаджра.
Теперь есть такой момент, касательно времен наших намазов, когда в интервале одно время имеет предпочтение над другим. Например, мустахабом является совершить молитву фаджр в тот момент, когда рассеется тьма. Именно в то время, когда можно будет уже различить предметы.
Касательно обеденной молитвы зухр, летом, молитву зухр предпочтительнее откладывать. А зимой предпочтительнее совершать ее как можно раньше с заходом времени.
Молитву аср, будь то зимой или летом предпочтительнее откладывать до тех пор, до того момента, когда человек сможет посмотреть на солнце и оно не ослепит его взгляд.
Молитву магриб (шам) предпочтительнее совершать сразу с заходом солнца как можно быстрее. Потому что обычно у этой молитвы самый короткий промежуток времен.
Последнюю молитву иша (ночную), предпочтительнее откладывать до тех пор, пока не пройдёт одна треть ночи, то есть оставлять ее попозже.
И последнее, для того человека, который совершает обычно тахаджуд намаз, для него предпочтительнее будет оставить намаз витр до конца ночи, если человек привык часто встает на тахаджуд ночью, то лучше витр ему прочитать позже. А люди, которые сомневаются, не уверены, что встанут ночью, то они обычно должны прочитать витр сразу после иша, после ночной молитвы.