Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, уважаемые братья и сестры! Продолжаем наш цикл уроков по ханафитскому фикху. Тема настоящего урока – фарды, ваджибы и сунны намаза.
Как сообщает имам Кудури (р.а.), в намазе есть следующие шесть фардов:
1. Такбир ат-тахрима. Начиная намаз, произнести: «Аллаху Акбар»
2. Кыям - стояние во время намаза
3. Кыраат - чтение наизусть аятов Корана
4. Руку – поясной поклон
5. Саджда – земные поклоны
6. Кадатуль ахира – сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташахуда (ат-тахият).
Это шесть обязательных элементов намаза, которые следует совершить. Если молящийся оставит хотя бы один из них преднамеренно или по ошибке, то его намаз будет недействительным, такую молитву необходимо совершить заново.
Далее шейх (р.а.) продолжает: «а всё кроме этого - сунна».
Хотя мы знаем, что в намазе помимо данных шести фардов (рукнов), есть еще такие необходимые действия, которые мы называем ваджиб. Также есть желательные действия и адабы молитвы. Однако мы видим, что имам Кудури называет всё это сунной. Почему он не выделил отдельно ваджибаты? Давайте заглянем в шарх книги.
Обычно толкователи мухтасара говорят: это связано с тем, что ваджибы молитвы были установлены сунной, то есть словами и делами Посланника Аллаха ﷺ.
И хотел бы тут добавить, что в нашем мазхабе между действиями фард и ваджиб есть разница. В чем же она заключается?
Действия фард были установлены через конкретные и явные доказательства (далилю катги), через аяты Корана и хадисы самой высокой степени мутауаттир, и никаких сомнений в их подлинности быть не может. Хукм фарда не оспорим.
Ваджиб – действия, которые также установлены через ясные доказательства, но не такой степени достоверности как степени фард. И они также считаются обязательными действиями для выполнения.
Прямые доводы касательно рукнов намаза мы сможем найти в Коране, например, касательно такбира сказано: «И Господа своего возвеличивай!» (74:3). Или касательно стояния в намазе, тоже есть много аятов, например: «Выстаивай намаз в обоих концах дня и в ближнюю часть ночи» (11:114). Есть аяты о саджда и руку. Например, в суре «Покаяние» говориться: «…Совершающие поясной поклон и падающие ниц...» (9:112). В другом аяте говориться: «Совершайте земные и поясные поклоны». Есть аяты о чтении Корана в намазе где Аллах сказал: «Читайте из Корана то, что легко для вас» (73:20).
Что касается ваджибов намаза, то мы найдем их в словах и делах Посланника Аллаха ﷺ.
Как мы уже сказали, если молящийся оставит хотя бы один из шести фардов намеренно или по ошибке, то его намаз будет недействительным, такой намаз следует перечитать. В случае, если будут нарушены ваджибы, то молитва будет действительна при условии, что в конце молитвы судет сделана саджда саху в качестве искупления. Подробнее о саху саджда мы еще пройдем, ин шаа Аллах, в следующих уроках, имам Кудури посвятил этой теме отдельную главу.
Ваджибы намаза:
1. Чтение суры «аль-Фатиха». Чтение Корана в намазе является фардом. Если вы прочитаете наизусть какую-либо суру, то вы выполните фард, а если прочитаете суру «аль-Фатиха», то вы выполните ваджиб;
2. чтение дополнительной суры, либо длинного аята, либо трех коротких аятов после прочтения суры «аль-Фатиха». В обязательных намазах дополнительная сура после «аль-Фатиха» читается только в первых двух ракатах, если этот намаз трех или четырех ракатный;
3. соблюдение последовательности при чтении Корана. Сначала читается «аль-Фатиха», затем другая дополнительная сура (или аят);
4. соблюдение тадильуль аркан, исполнение таких положений, как: руку, саджда и т.д., с умиротворенностью и наилучшим образом, не торопясь, когда тело молящегося замирает в положении рукна минимум на время произнесения «СубханАллах»;
5. выполнение двух земных поклонов друг за другом;
6. первое сидение, если это 3-х или 4-х ракатный намаз;
7. чтение «ат-тахият» в первом и в последнем сидениях (талафуз);
8. произнесение слов саляма в завершение намаза;
9. одновременное касание лбом и носом земли во время саджды;
10. переход к третьему ракаату без промедления после ташаххуда. То есть, после первого сидения в конце второго ракаата, молящийся прочитав «ат-тахият» должен сразу встать, не задерживаясь, и не читая салаваты или дуа;
11. чтение Корана имамом вслух в утреннем намазе, а также в двух первых ракаатах вечернего и ночного намаза, в пятничном и праздничном айт намазах, в молитве таравих и витр намазе в месяц Рамадан;
12. чтение Корана имамом шепотом в намазах зухр, аср, в третьем и четвертом ракаате намазов магриб и иша при условии, что имам в джамаате. Если человек читает намаз один, то он вправе выбирать, громко ему читать или шёпотом.
13. чтение дуа аль-Кунут в витре;
14. произнесение дополнительных такбиров при совершении праздничных айт;
15. выполнение саджда саху в качестве искупления. Если человек оставил что-либо из вышеперечисленного по невнимательности, то это восполняется совершением двух земных поклонов саджда саху в конце молитвы.
Сунны намаза:
1. поднятие рук при произнесении слов «Аллаху акбар» на уровень ушей для мужчины, и на уровень плеч для женщины;
2. поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы;
3. не наклонять голову при произнесении такбира;
4. произнесение имамом такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна на другой;
5. обхватить правой рукой левую и сложить их ниже пупка, женщины складывают руки на груди;
6. произнести сана перед «аль-Фатиха» (это тасбих «Субханакаллахумма ...»);
7. произнести истигазу;
8. произнесение «Бисмилляхир - Рахманир - Рахим» полностью;
9. в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «аль-Фатиха»;
10. произносить сану, истигазу, басмалу, аминь, салаваты и азкары про себя (тихо);
11. читать в каждом фард намазе суры в количестве, чтобы это соответствовало сунне;
12. произносить специальные тасбихи, как минимум, трижды в каждом руку и каждой саджда;
13. в руку держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени;
14. поднимаясь из руку, имам произносит «Сами'аллаху Лиман Хамидах», а следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку без имама следует произнести и тасми' («Сами'аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»);
15. переходя в саджда, сначала положить на землю колени, затем руки и в последнюю очередь лоб;
16. в ташахуде при сидении положить левую ступню горизонтально на землю и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах;
17. поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде;
18. произнести салават Пророку в последнем сидении после ташаххуда;
19. прочитать одно из предписанных дуа после салавата Пророку;
20. при произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево;
21. при саляме у имама и совершающих намаз за ним, должно быть намерение поприветствовать друг - друга, также ангелов-хранителей и праведных джиннов.
Повторим шесть обязательных фардов намаза:
1. Такбир ат-тахрима. Начиная намаз, произнести: «Аллаху Акбар»
2. Кыям - стояние во время намаза
3. Кыраат - чтение наизусть аятов Корана
4. Руку – поясной поклон
5. Саджда – земные поклоны
6. Кадатуль ахира – сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташахуда (ат-тахият).
Кроме этого следует запомнить следующее:
- Невыполнение фарда делает намаз не действительным.
- Оставление ваджиба восполняется саху саджда в конце намаза.
- Невыполнение сунн на действительность намаза не влияет.