Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Имам Кудури говорит: Хукм коллективной молитвы в нашем мазхабе – постаянная сунна. То есть для мужчин намаз джамаатом это не фарз, а сунна муаккада (утвердившаяся). Для того, кто будет соблюдать намаз джамаатом, особенно в мечети – обещана большая награда. Как пришло в хадисе:
«Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». (Аль-Бухари)
В другом риваяте: «двадцать пять раз».
Как известно, наша сила в единстве. Поэтому максимально нужно старатся выполнять намаз в джамаате. В хадисе от имамов Аби Дауда и Насаи пришло:
«...совершайте намаз вместе, ибо волк пожирает лишь ту овцу, которая удаляется от остальных».
Здесь имеется ввиду, что для дьявола легче будет сбить того человека, который не соблюдает джаммат и в большинстве случаев остается в одиночестве.
Кто должен быть имамом в молитве и какие для этого есть критерии?
«Больше всего быть имамом в коллективной молитве заслуживает тот, кто лучше всех знает сунну» - говорит имам Кудури.
Под сунной здесь имеется ввиду знание фикха и ахкамов молитвы, тот, кто знает «шуруту соля». Например человек должен быть осведомлен об арканах (обязательных элементах) молитвы, сколько внешних и внутренних условий у молитвы, или что является желательным и не желательным, и что портит молитву, так же, какие действия ведут к «саждату саху». В первую очередь люди должны смотреть на эти качества, и это самое важное.
Бывает так, что собралось несколько знающих людей, которые знают фикх, как поступать в таком случае? Вы зашли в мечеть и не успели на основной джамаат с назначенным имамом. Собралось несколько человек на второй джамаат и если среди них два или три факиха, то следующее на что нужно обратить внимание - это их Коран, то есть «акраахум», как сказал имам Кудури - это самый читающий из них, который знает ахкамы и правила таджвида, разбирается в махоридж аль-хуруф и искуссно читает книгу Аллаха.
У нас часто происходит так, что люди перед тем как прочитать намаз вторым джамаатом не спрашивают друг друга об этом (умеешь ли ты читать), а в итоге выходит руководить молитвой невежда, который путает буквы и меняет смысл Корана. Это большая проблема. В таком случае нужно спрашивать, а не вставать молча за кем угодно. Еще хуже, когда какой нибудь безмазхабник, представитель заблудшего течения, который не помыл свои ноги, выдвигает себя в имамы после основного джамаата. Человек протер свои тонкие носки, а некоторые зная об этом все равно встают за ним. Это большая ошибка наших братьев.
Далее имам Кудури говорит: «а если и в этом люди будут одинаковы (то есть знают фикх и хорошо читают Коран), то из следующих критериев, это – набожность. Должен выходить наиболее богобоязненный среди них, а если они в этом равны, то имамом должен быть самый старший из них».
Порицаемо выставлять вперед в качестве имама – раба (хотя внаше время это не является актуальным), также порицаемо выводить неграмотного человека, грешника, слепого и незаконнорожденного, но если их все-таки выдвинули и прочитали таким образом, то это допустимо.
Имаму не следует удлиннять коллективный намаз. Так как в намазе за имамом могут стоять разные люди, немощьные старики, либо те кто слабы и болеет и так далее как пришло в хадисах.
Будет не желательным для женщин молиться отдельным джамаатом, то есть во главе с женщиной имамом. Но если это произойдет, то их имам (женщина) становится среди них в центре и в один ряд.
Когда молятся два человека (мужчины), один из них будет имамом, а второй становится справа от него. Если их трое, то имам выходит вперед, а двое стоят за ним в отдельном ряду.
Не разрешено мужчине следовать в коллективном намазе за женщиной или ребенком.
Каким должен быть ряд? Сначала выстраиваются ряды мужчин, затем детей, затем женщин.
По мнению Абу Ханифы женщинам порицается посещать коллективные молитвы, но нет вреда в том, чтобы пожилая женщина посещала утренний, вечерний и ночной намаз. Абу Юсуф и Мухаммад одобряют посещение всех пяти молитв.
Однако мы должны учитывать тот факт, что при Пророке ﷺ была общая мечеть как для мужчин так и для женщин. Даже во времена Абу Ханифы и его учеников были общие мечети для всех (с одним залом). В наше время, как мы видим, для женщин есть отдельный зал с отдельным входом, имеются все условия. Поэтому нет проблем в том, чтобы в наше время женщина приходила в мечеть для того, чтобы помолится или получить необходимые знания. Главное, чтобы она не демонстрировала свою красоту перед посторонними мужчинами приходя в мечеть.
Разрешено тому, кто совершил таяммум руководить теми, кто совершил обычное омовение. Так же разрешено тому, кто совершил протирание кожанных носков руководить теми, кто помыл ноги.
Так же действительным будет намаз стоя за тем, кто по болезни совершает намаз сидя. Но нельзя совершать намаз за тем, кто совершает его жестами если ты в состоянии совершать поясные и земные поклоны.
Не разрешается совершающему фард вставать за тем, кто совершает добровольную молитву.
Таким же образом не молятся совершающие обязательную молитву за теми, кто совершают другую обязательную молитву.
Совершающие добровольную молитву нафиль могут вставать за теми, кто совершает обязательную.