Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«О, сын мой, я заповедаю тебе обрести качества, которые приблизят тебя к Аллаху и отдалят от Его гнева. Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей, и в том, что тебе нравится и не нравится, будь доволен предопределением Аллаха». (Лукман Хаким)
Довольство предопределением — одна из главных причин счастливой жизни. Как-то у одного ученого спросили: «В чем красота жизни?». На что он ответил: «В довольстве и удовлетворении».
Мир бренный определен Аллахом как место, где испытывается человек. Становится ясно, что вместе с радостными событиями поочередно приходят горе и скорбь. Очевидно, что ни один человек не будет просить Всемогущего Аллаха послать ему испытания и невзгоды. Однако перед лицом трудностей и тягот мусульманину подобает, держа себя в руках, проявить терпение, выражая при этом довольство предназначенной судьбой. Передается от сподвижника Сухайба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если постигает его нечто радостное, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Имам Муслим).
Довольство судьбой выше по степени проявление терпения. Следовательно, довольство предопределением Аллаха — это признак духовного совершенства мусульманина. Ученые говорят: «Проявлять терпение при невзгодах — ваджиб, в то время как проявление довольства — мустахаб». В целом, довольство предопределением означает следующее: Встретить предписанное Всевышним Аллахом с радостью и привести сердце в состояние умиротворения.
Хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) как-то в письме Абу Мусе: «Все благое заключено в проявлении довольства. Если можешь, довольствуйся. Если же нет, то прояви терпение».
Лукман Хаким сказал своему сыну: «Я завещаю тебе обрести качества, которые приблизят тебя к Аллаху и отдалят от Его гнева. Первое — поклоняйся Аллаху и не придавай Ему сотоварищей. Второе: будь доволен предопределением Аллаха в том, что тебе нравится и в том, что тебе не нравится».
Многим интересно узнать, доволен ли ими Всевышний Аллах или нет? Одним из признаков того, что Всевышний доволен Своим рабом, является то, что Его раб проявляет довольство в решениях своего Создателя. В Благородном Коране об этом говорится так: «Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом» (Сура «Аль-Байина», аят 8).
В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводится: «Поистине, великое воздаяние полагается за великое испытание. Если Всевышний Аллах любит людей, то Он непременно подвергает их испытанию. После чего, довольствовавшиеся снискают благоволение, а негодовавших постигнет Его гнев» (имам Тирмизи).
Насколько мы довольны нашим Создателем и его предопределением, настолько и Он доволен нами. Люди, проявляющие довольство, должны обладать следующими качествами:
Смотреть на того, кто ниже него положением в этом мире
Мусульманину в вопросах приобретении знаний, в совершении благих деяний следует смотреть на того, кто выше его положением, а в вопросах мирского на того, кто ниже него. Так как чем больше человек смотрит на того, кто выше его положением в вопросах мирского, тем больше он соблазняется мирским.
Это приводит его к недовольству по причине неудовлетворенности и ненасытности. Если же он смотрит на того, кто ниже него, то у него просыпается чувство удовлетворенности. Таким образом, он приобретает чувство довольства тем, что имеет. В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим (средством для того), чтобы вы не считали милость, (оказанную) вам Аллахом, незначительной» (Имамы Бухари и Муслим). В другом хадисе сказано:
«Когда кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому даровано больше богатства или более привлекательная внешность, пусть (не забудет) посмотреть и на того, кто ниже его» (Имамы Бухари и Муслим).
Не завидовать чужому успеху
«Те, кто недоволен своей судьбой, завидует счастью других», — сказал как-то один мудрец. Такие вещи, как зависть, ревность и недовольство судьбой могут иметь разрушительные последствия, так как это вызывает печаль, грусть и недовольство. Такие люди «съедают себя» изнутри, и все их усилия направлены на обвинение и клевету других. Поскольку судьба находится во власти Аллаха, и только Он обладает знанием о том, что для человека лучше, а что нет. Ведь возможно, что в том, что та ил иная вещь не в наших руках в этот момент, кроется для нас благо. В Священном Коране Аллах говорит:
«Предписано вам сражаться, хоть это вам и неприятно. Быть может, вам неприятно что-то, а это — благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно — зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем — зло), а вы не знаете (Сура «аль-Бакара», аят 216).
Знакомство с жизнью праведников, довольных предопределением Аллаха
История повествует нам о множестве праведников, которые смогли выразить свою благодарность Аллаху. Они знают, что невзгоды и испытания, это все лишь то, что было предопределено Всевышним. Как сказал великий казахский мыслитель Абай: «Не унывай, маловер! Бери с великих пример», мусульманину следует ознакомиться с множеством подобных историй о таких людях и извлечь из этого урок. Это открывает путь к духовной зрелости, к пониманию истинной природы удовлетворенности.
Например, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то спросил у ангела Джабраиля: «Насколько сильно пророк Йакуб скучал по сыну Иусуфу, когда потерял его? Ангел Джабраил (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это было похоже на тоску семидесяти матерей, потерявших своих детей». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда какая награда за это?» Ангел Джабраил сказал: «Награда равная награде сотне мучеников! Ведь он (Йакуб) в отношении Всевышнего Аллаха не допускал ни малейшей плохой мысли».
Одним из таких праведников, проявлявших довольство в предопределении Аллаха, была сподвижница Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по имени Ханса. Несмотря на то, что она была женщиной с присущей им хрупкостью, она демонстрировала такой героизм, который не могли проявить даже некоторые мужчины. Она была известной поэтессой в эпоху невежества. В то время, когда умерли два ее брата, Сахр и Муавия, Ханса выразила свою сердечную боль поминальной песней (древнейший жанр поэзии кочевых племён) таким
образом, что ее рыдания вызывали слезы на глазах у многих людей. Когда же она услышала о приходе и призыве света истины, нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то она незамедлительно обратилась в Ислам. В одной из битв во время халифата Умара аль-Фарука Ханса услышала, что четверо ее сыновей были убиты. Терпение любящей матери в то время было примером для многих. Ханса оплакивала двух своих братьев перед обращением в Ислам. Она выдержала испытание веры, сказав лишь: «Хвала Аллаху, который забрал моих сыновей во время мусульманства, а не в эпоху невежества».
Помнить, что за испытаниями стоит добро
Подобно тому, как человек поднимается на вершину горы, устает и страдает, так и в жизни он может быть испытан, прежде чем он возвысится в степени. Всевышний Аллах непременно ниспошлет милости и блага тем, кто сможет стойко и терпеливо вынести это испытание. Как говорится в суре «Шарх»:
«И, поистине, за трудностью — облегчение. Поистине, за трудностью — облегчение».
Поэтому верующие, которые уверовали в предопределение Всевышнего Аллаха, всегда должны быть довольны судьбой, уготованной Аллахом. Да благословит всех нас Всевышний Аллах и сделает нас среди рабов, довольных своей судьбой!
«О Аллах, я прошу у Тебя спокойного сердца, которое довольно Твоим предопределением и тем, что Ты даровал мне».