Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Единственный способ избавиться от беспечности в сердце — это страх перед Аллахом». (Абу Сулейман Дарани).
С лингвистической точки зрения это означает невнимательность, пренебрежение, безразличие, ошибку, халатность. Его антоним — бдительность, чуткость. А невежество как религиозный термин означает забыть Аллаха, пренебречь своей обязанностью выполнять религиозные предписания, думать ни о чем, кроме своей повседневного быта, покинуть этот мир без пользы как для себя, так для общества.
Человечество часто не осознает Божьих заповедей и запретов, забывая, что бренный мир — это испытание. Часто человек не может выйти за рамки своих собственных желаний и страстей. У него нет другой цели, кроме погони за мимолетными интересами и удовольствиями. Ясно, что те, кто живут в беспечности, в конце концов, поймут, что она разрушает их жизнь. Но тогда будет уже поздно. Поэтому, чтобы избежать такой ситуации, необходимо вовремя пробудиться.
У каждого существа в этом мире есть свое предназначение и своя цель. Цель человека — поклоняться Аллаху и собирать припасы для будущей жизни. Потому что этот мир — место заготовки припасов для загробного мира. И те, кто попадает в ловушку беспечности и невежества, не готовятся к будущей жизни, не думают о смерти, не понимают высший смысл жизни. Чем больше человек стремиться овладеть мирскими ценностями, тем более невежественным и беспечным он становится.
Абай воспевал:
Присвоил мир себе беспечный человек,
Но нет, всё во власти лишь Одного навек.
Когда тело и сбережения покинут все его,
Пусть скажет, что теперь действительно его?
Человек, в конце концов, поймет, что все это останется здесь, в этом мире. Как он родился без одежды, так он и уйдет обнаженным в другой мир. Его тело обернут в белую ткань, и он ничего с собой из этого мира уже не возьмет. Слишком поздно придет к нему осознание того, что лишь Аллах — настоящий Владыка богатства. То, что Абай говорит: «Всё во власти лишь Одного», означает, что все принадлежит Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе по этому поводу: «Когда человек умирает, трое сопровождают его до могилы. Двое из них возвращаются после похорон, один же остается с ним. Дети, родственники, и его имущество возвратятся, а с ним останутся лишь его поступки». (имамы Бухари и Муслим).
В Коране тех, кто часто поминает Аллаха, называют «Ахлю зикр», а тех, кто не относиться к этой плеяде, называют «беспечными». Между беспечностью и забывчивостью нет большой разницы. Если вы не делаете что-то специально, то это беспечность. Если не делаете по незнанию, то это забывчивость. Коран говорит, что те, кто проводит свою жизнь в беспечности, пожалеют об этом в будущей жизни:
«Станет близким истинное обещание, и неверующие будут смотреть во все глаза (на явившийся им ужас), восклицая: «О горе нам! Мы не побеспокоились об этом заранее (в земной жизни). И мы были несправедливы». (Сура «Аль-Анбия», аят 97).
Вряд ли будут приняты молитвы человека, если он не поклоняется Аллаху, не вспоминает Его и не прославляет Его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Знайте же, что Аллах не принимает просьбы от беспечного и безучастного сердца». (имам Тирмизи).
Джунайд аль-Багдади (да помилует его Аллах) сказал: «Проявление беспечности в отношении Аллаха хуже огня».
Святой по имени Ибрагим ибн Адхам (да помилует его Аллах) однажды отправился из Багдада в Басру и был окружен людьми, которые сказали:
— О, Ибрагим! Бедствие нас не покидает. Никак не можем избавиться от проблем. Мы молимся, но наши молитвы не принимаются. Почему? Ибрагим сказал:
— Если позволите, я побуду с вами какое-то время, ознакомлюсь с вашей ситуацией, а потом отвечу на ваши вопросы.
Таким образом, Ибрагим ибн Адхам провел некоторое время среди людей, изучая их поведение, а затем собрал всех и сказал:
— О, люди Басры! Я изучил ваше положение. Я заметил, что ваши сердца мертвы от грехов. Молитвы тех, чьи сердца мертвы, не принимаются. Затем люди встали и спросили:
— Это за какие такие грехи? Тогда Ибрагим ибн Адхам перечислил им следующие десять грехов:
1. Вы говорите: «Мы верим в Аллаха», но не выполняете Его заповедей.
2. Вы читаете Священный Коран, но не понимаете его значения и не применяете его.
3. Вы говорите: «Мы любим нашего Пророка», но не показываете, что любите Сунну.
4. Вы говорите: «Мы враги шайтана», но не отказываетесь дружить с ним.
5. Вы говорите: «Мы любим Рай», но вы этого не заслуживаете.
6. Вы говорите: «Мы боимся Ада», но не отказываетесь от дел, ведущих в Ад.
7. Вы говорите: «Смерть реальна», но вы не готовы к настоящей смерти.
8. Вы видите недостатки своих братьев, но не видите своих собственных.
9. Вы наслаждаетесь Божьими благами, но не благодарите.
10. Вы хороните своих мертвых, но не думаете, что когда-нибудь сами будете похоронены.
Перечислив эти 10 грехов, Ибрагим ибн Адхам сказал:
— О, люди Басры! Не думайте, что ваши молитвы будут приняты, если вы не откажетесь от этих десяти грехов, убивших ваши сердца. Если вы хотите, чтобы ваши сердца ожили, упорно трудитесь, чтобы избавиться от этих 10 грехов. Исправьте свои намерения. Тогда вы обнаружите, что на ваши молитвы будут приняты и ваши сердца очищены.
Эта проповедь Ибрагима ибн Адхама является наставлением для всех нас. Эти десять проблем могут помочь нам понять, получим ли мы ответы на наши молитвы.
Беспечность — это горе. Благочестивые боятся беспечности. Они всегда молились и просили Аллаха защиты от невежества и беспечности.
У одного щедрого человека в Йемене, недалеко от города Сана, был сад с виноградом, финиками и другими фруктами. Во время сбора урожая он раздавал большую часть продуктов бедным, нищим и нуждающимся. Когда он умер, его дети сказали: «Нас много в семье. Нам и самим ничего не хватит. Отныне мы не будем выделять часть из урожая бедным. Давайте втайне соберем наш урожай», — договорились они. Затем они решили выйти рано утром, никому не сказав, чтобы они смогли незаметно собрать свой урожай.
По воле Божьей в ту ночь случился ураган, который уничтожил их сады. Утром братья направились в свой сад, как и договаривались. Скупые юноши, увидевшие то место, где должен был быть сад, были в замешательстве от увиденного. И им ничего не оставалось, кроме как сказать: «Мы воистину сбились с пути!». Они позабыли о том, что именно щедрость их отца, раздача милостыни, угощение нуждающихся и благословения бедных давали саду баракат (изобилие). Потому беспечность и мирские желания омрачили их сердца и привели к духовной слепоте.
Поэтому Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «И не будь беспечным (тем, кто забывает о намазе и поминании Аллаха)». (Сура «Аль-А’раф», аят 205).
Мауляна Джалалуддин Руми сказал: «Давайте своему тело меньше жирного и сладкого. Ибо тот, кто кормит его без надобности, уступит место желаниям плоти, и, в конце концов, он будет опозорен». Несомненно, такие примеры из повседневной жизни были как в прошлом, так и есть в настоящем обществе. Например, те, кто протягивает руку помощи бедным, часто имеют веру в своем сердце, они добры и смиренны. У них не так-то и много богатства. Только такие люди чисты сердцем и открыты.
Наш народ говорил: «0, Господь наш, забери наше богатство, но не сердце».
Способы исцеления от болезни беспечности
Ученые предложили ряд советов, как избавиться от беспечности. Первый из этих советов — очистить сердце, исправить неправильное намерение, обуздать свой нафс. Также помогают частое поминание Аллаха, стремление увидеть могущество Творца и искреннее поклонение. В противном случае избавиться от беспечности практически невозможно. Абу Сулейман Дарани сказал: «Единственный способ избавиться от беспечности в сердце — это страх перед Аллахом»
К сожалению, человек часто попадает в силки страстей, забывает об Аллахе и быстро становится беспечным. Ведь в мире есть много вещей, которые отвлекают нас от истинного пути. Например, праздные вечера, развлечения, телешоу и сериалы для семейного просмотра, непристойные фильмы, использование смартфонов, трата времени на социальные сети, и другие вещи могут человека удержать от молитвы и поминания Аллаха. Фактически, грехи, которые мы совершаем в повседневной жизни, являются результатом кратковременной небрежности.
Абу Али ад-Даккак рассказывал следующее: Я пошел узнать о состоянии одного тяжелобольного мусульманина. Он был известным ученым. Рядом сидели его ученики. Он был очень стар и плакал. Я спросил: «Почему вы плачете? Неужели вы тоскуете по бренному миру?». Он сказал: «Нет, конечно же, я плачу по своим пропущенным намазам». Тогда я с удивлением спросил: «Так вы никогда не пропускали ни одного намаза!». Он сказал мне: «Да, это правда, что я по сей день совершаю намаз. Однако я не могу сказать, что совершил эти намазы безупречно. Я был беспечен в своих земных поклонах. А теперь я умираю, так и не избавившись от беспечности».
Ахмед ибн Харб сказал: «Земля изумленно смотрит на двух разных людей. Первый — это человек, который позабыв о смерти, спит на мягкой постели, при этом ни о чем не думая. Земля говорит ему на своем языке: «0, человек! Однажды это нежное тело будет долго гнить во мне без мягкой постели. Почему ты не думаешь об этом?». Второй — воюющие между собой братья из-за куска земли. Земля говорит им на своем язике: «0, человек! Ты когда-нибудь задумывался о том, сколько владельцев этих земель умерло до тебя?» Тем самым она предупреждает людей не быть беспечными.