Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Сабр — сокровище Рая» (Хадис).
Слово «сабр» упоминается более чем в семидесяти местах Священного Корана. Это означает, что «сабр» занимает особое место в жизни человека. Ученые сказали: «Любое благое дело будет иметь определенную награду. То есть, в зависимости от искренности намерения награда может быть увеличена от десяти до семисот раз. И награда за «сабр» будет намного больше. Конечно, невозможно назвать определенную цену этому. Касательно этого Всевышний Аллах сказал: «Поистине, награда терпеливым воздастся в полной мере и без счета» (Сура «Аз-Зумар», аят 10).
Хазрат Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Вера требует терпения так же, как тело нуждается в голове. Лишаясь головы, лишаетесь и тела. «Нет веры без терпения».
«Сабр» — состояние сердца. Следующие слова ученого Зуннун Мисри (да смилостивится над ним Аллах), вероятно, объясняют значение «сабр»: «Сабр означает держаться подальше от всего, что противоречит религии. Оставаться спокойным в душе при наступлении сложных жизненных ситуаций. Довольство тем, что есть».
Когда в Коране Всевышний Аллах говорит о терпении, то это понятие употребляется одновременно с такими понятиями как истинное набожность, Его любовь и милосердие. Следовательно, человек может быть одарен такими качествами посредством проявления «сабра». Поэтому, объясняя ценность терпения, Всевышний Аллах упоминает эту благородную добродетель девяносто раз в аятах Корана. Путь к истине и богобоязненности лежит через «сабр». В Священном Коране говориться: «Чтобы быть терпеливым в бедности, в болезни и во время опасности. Вот они (описанные такими качествами) — правдивые, вот они — богобоязненные». (Сура «Аль-Бакара», аят 177). Те, кто терпеливы, будут любимы Аллахом: «И Аллах любит терпеливых» (Сура «Али-Имран», аят 146). Проявляющие терпение при невзгодах, будут искать прибежища у Аллаха: «Поистине, Аллах — с терпеливыми» (Сура «Аль-Бакара», аят 153). Аллах также пошлет справедливого правителя терпеливому народу: «Мы выбрали из них предводителей, которые наставляли (людей) по Нашему повелению, пока они проявляли терпение и были убеждены (в истинности) Наших знамений» (Сура «Ас-Саджда», аят 24).
«Сабр» Создателя
Мудрый Абай в своем 38-м слове назидании, озаглавленном «Книга Тасдык», говорит о подражании именам и атрибутам Аллаха: «Не тверди невежественно, что возможно уподобиться Аллаху. Действительно, нельзя в точности уподобиться Всевышнему. Но подражай во всех делах Его, следуй указанным Им путем». В книге Имама Газали «Ихия» мы видим подобный по смыслу хадис: «Благой нрав - величайший атрибут Аллаха»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого более терпеливого в отношении оскорблений, которые он слышит, чем Аллах. Поистине, они приписывают Ему детей, а Он дарует им благополучие и удел» (имамы Бухари и Муслим).
Для разумного человека в этом кроется глубокий смысл. Мудрецы говорят: «Познавший себя познает своего Создателя». То есть, осознавая свою природу и свое внутреннее состояние, он понимает, откуда он появился, почему он появился и куда он идет, и узнает своего истинного Владыку. Тот, кто признает Аллаха «Милосердным», проявляет милосердие к окружающим. Человек, признающий Аллаха «Сабуром» (обладатель сабра), будет терпелив во всем, что он делает. Человек, который знает, что Аллах является истинным хозяином этих всех качеств, никогда не будет гордиться своими достижениями и избавится от высокомерия.
Истинный сабр
Истинное терпение приходит в тот момент, когда приходит беда. А то, что после этого, не является проявлением терпения, а просто приспосабливание, привыкание к случившемуся. Это истина, которая исходит от Аллаха и начинается с веры, которая находится в сердце.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Истинное терпение проявляется при первом потрясении» (имамы Фухари и Муслим).
Ибн Ужайба (да помилует его Аллах) писал: «Сабр — это подчинить сердце воле Аллаха». В зависимости от совершенства человека сабр делится на три:
1. Сабр обычных людей состоит в том, чтобы терпеть тяготы поклонения, пресекать желания нафса, избавляться от непристойного и несоответствующего шариату поведения.
2. Сабр избранных людей заключается в том, чтобы проявлять терпение в различных ситуациях, сдерживать свои низменные страсти, борьба с преградами, которые мешают приблизиться к Аллаху, и контролировать свое сердце.
3. Сабр совершенных людей заключается в том, чтобы чувствовать, что они находятся под властью Аллаха, и обратить взор внутренней тайны, сердца и души только лишь на Истину.
Тайна благого терпения
Сколько бы ни воспевали великие мудрецы и поэты в своих глубочайших произведениях о терпении, никто не сможет объяснить истинную природу этого благородного качества так, как описал ее Всевышний. Терпение людей, переживших множество различных бед и невзгод, описывается в Священном Коране как «джамиль». Арабское слово «джамиль» означает - «красивый, безупречный, радующий глаз». Как сказано в хадисе: «Поистине, Аллах — Красивый, и Он любит красоту». Это есть вершина истинного терпения, и во главе проявляющих подобный «сабр» стоят пророки.
Однажды сподвижник Саид спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха! Кому из людей выпадет самое тяжелое испытание?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророкам и им подобным (святым, благочестивым людям)» (имам Тирмизи, Ибн Маджа).
В казахском народе часто говорят: «Терпение к заветному ведет, а нетерпение к позору»; «Терпение — ключ к раю».
«Сабр» пророка Йакуба
Стойкость перед лицом невзгод повышает положение человека перед Аллахом. Подобно тому, как Аллах испытывает болезнями тело человека и его имущество, Аллах испытывает и их сердца разными чувствами. Священный Коран повествует об испытаниях героев, которые подали пример для всего человечества в проявлении терпения. Один из них является пророк Йакуб (мир ему). Это испытание пророка Йакуба, упомянутое в Коране, является примером вышеупомянутого хадиса. Видя его особую любовь к своему ребенку, Аллах ниспосылает на него особое испытание. Согласно преданию, Йакуб не видел своего сына Юсуфа много лет. Даже если казалось, что надежда умирает, он, проявив стойкость, с уверенностью ждал своего любимого сына. Окружающие его люди говорили: «Оставьте надежду, ваш сын не вернется», но он все время повторял: «Сабр».
«Сабр» пророка Аюба
Один из самых стойких рабов Аллаха, упомянутых в Коране, — это Пророк Аюб (мир ему). Он терпел испытания восемнадцать лет. Фактически, до того, как наступили испытания, Аюб был осыпан милостями Создателя, и его дом был наполнен всеми благами. Согласно одному источнику, он обладал всем необходимым для жизни. У него также было четырнадцать сыновей и шесть дочерей. Хазрат Аюб, потерявший детей и имущество из-за тяжелой болезни, находился в этом состоянии восемнадцать лет. Вся его голова была покрыта язвами, а его тело опустошено. Однако он не проявлял даже малейшего недовольства в эти мучительные часы. Он не жаловался на свое состояние, и принял все то, что было ему предписано Аллахом. Всемогущий Аллах приводит эту историю в качестве примера для всего человечества: (Вспомни также) Аюба (который был испытан гибелью всех детей и бедностью), который обратился к своему Господу: «Поистине, меня коснулось зло, а Ты — Самый милостивый из всех милостивых» (Сура «Аль-Анбия», аят 83). Эта мольба, не подававшая никаких признаков недовольства, была принята Аллахом, исцелившим его от болезни и удвоившим его детей и имущество: «Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и дали ему семью и еще столько же (детей) в качестве милости от Нас и в назидание поклоняющимся (чтобы они также проявляли терпение, чтобы получать за это воздаяние)» (Сура «Аль-Анбия», аят 84).
Человек, выстраивающий каждое свое дело в соответствие с велением Творца, никогда не будет жалеть о произошедшем, и о своей судьбе в целом. Напротив, это тот, кто не теряет своего внутреннего равновесия. Он доволен тем, что ему дано. Удовлетворен тем, что у него есть, и что он здоров. Если весь мир поймет истинную ценность терпения, многие проблемы будут решены,
Господ наш! Дай нам во всем прекрасное терпение!