Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
6 урок: таяммум, глава об очищении землей
В шариатском смысле термин «таяммум» означает очищение землей, с случае, когда человек вознамерился очиститься от скверны, будь то она малой или большой, и при этом не нашел воды либо вследствие болезни оказался в затруднительном положении, то в таком случае ему дозволяется сделать таяммум, то есть очиститься чем-либо, что относится к категории земли.
Это может быть песок, глина, гравий и все остальное, что относится к этой категории почвы. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране в суре «Маида»:
«Если вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите этой землей ваши руки и лица».
В шариате это и есть таяммум. А если брать его лексикологическое значение, то этот термин обозначает «стремление, желание к чему-либо». И по матну имам Кудури (р.а.) говорит:
«Человек, который не нашел воду, и при этом он находится в путешествии и если человек находится за городом, на расстоянии одной мили и более, либо если человек находится в состоянии болезни и он боится, что его болезнь усилится, если он использует воду или же если человек в состоянии большого осквернения боится заболеть, либо умереть от холода если он будет использовать воду, то таким людям следует совершать таяммум, очищение при помощи песка, почвы, земли и т.д.».
Так же в других книгах приводится, что в эту категорию входит человек, у которого есть вода, но она холодная и у него нет средств, приборов чтобы согреть воду, при этом он боится заболеть, то такому человеку также дозволено делать таяммум.
Был такой случай из жизни сподвижников (р.а.), когда они находились в пути и один сподвижник, будучи больным, испортил большое омовение, и когда он вознамерился очиститься землей, то другие сподвижники начали его порицать. Под давлением товарищей он искупался полностью в холодной воде, а затем, в пути, от усиления болезни умер. И когда до Посланника Аллаха (ﷺ) дошло это известие, он сильно разозлился и даже сказал такие тяжелые слова, что это вы погубили его.
И мы должны помнить, что, если где-то Аллах дает нам облегчение, этим нужно пользоваться.
Как мы уже говорили: «Эта религия легкая».
Теперь, как проходит сам процесс таяммума. Таяммум состоит всего из двух ударов.
- Первый удар мы совершаем двумя руками, ударив землю, и сначала протираем лицо.
- Вторым ударом мы протираем руки до локтей, точнее вместе с локтями.
И не важно, находился человек в большом или малом осквернении. У Абу Ханифы и Мухаммада таяммум можно делать всем тем, что относится к почве земли. В пример приводится сама земля, которая имеет пыль, камень, гипс, известь, мышьяк. А с точки зрения другого ученика Абу Ханифы, Абу Юсуфа, по его мнению, нельзя совершать таяммум ничем, кроме земли и песка.
Вознамериться при таяммуме является обязательным, а при совершении малого омовения это является мустахабом. То есть мы должны помнить, что ниет при таяммуме является фардом.
Теперь, что нарушает таяммум.
Таяммум нарушает все то, что портит малое омовение. Так же таяммум нарушается, когда человек увидел воду, и у него есть возможность взять омовение этой водой.
Таяммум дозволено совершать только чистой землей, чтобы с землей не было смешано никакой наджасы. И тому человеку, который не имеет воду, но он все-таки надеется ее найти к концу времени намаза, то ему желательно отложить совершение намаза к концу его времени. Если к концу времени намаза он нашел воду, он должен, как положено, взять омовение и прочитать намаз. Если он приложил все усилия, но все-таки не нашел воды, то он должен сделать таяммум и совершить намаз.
Если человек взял таяммум, ему можно совершать любые намазы, будь то обязательные или желательные. Если человек находится в городе, и он здоров, то ему разрешается совершать таяммум на джаназа намаз. Человек застал погребальную молитву, и он не является имамом. Человек рискует не стать участником джаназа намаза. То есть если люди уже собрались, и человек пойдет совершать полноценное вуду, то он рискует пропустить джаназа намаз. У джаназа намаза в нашем мазхабе всего четыре такбира, в стоячем положении. Это очень быстро и из-за страха пропустить эту молитву, человеку дозволено сделать таяммум и участвовать в джаназа намазе.
То же самое касается человека, который идет на айт намаз. Он идет, и услышал, что люди уже встают на намаз. Если человек оказался в такой ситуации, и у него нет омовения, то он должен сделать таяммум и участвовать в молитве, потому что она не восполняется.
Бывает так, что человек идет без омовения, и слышит, как имам делает икамат на джума намаз, в этом случае человек уже не может пойти и взять таяммум, ему следует пойти и взять полноценное омовение. И если успел, то он успел на пятничную молитву, если же не успел, то после джума молится четыре ракаата обеденного намаза.
То же самое касается и обязательных молитв. У человека осталось совсем мало времени, до выхода намаза и он собирается взять таяммум, и успеть прочитать намаз. Так делать нельзя. Он должен пойти и взять полноценное малое омовение. Потому что за пять намазов можно сделать када, то есть возмещение. В таком случае брать таяммум нельзя.
Если у путника была в наличии вода, затем он ее положил в какое-либо место и забыл, что у него есть вода. Зашло время молитвы, он берет таяммум и совершает намаз в таком положении. И тут он вспоминает, что у него есть вода, однако, в таком случае, по мнению Абу Ханифы и Мухаммада, человек не обязан перечитывать намаз. А, по мнению Абу Юсуфа он должен перечитать намаз.
Если человек, возжелавший совершить таяммум, склоняется к тому, что он не найдет по близости воду, то такой человек не обязан ее искать. А если же, наоборот, у человека преобладает мнение, что он все-таки найдет воду, то ему нельзя совершать таяммум. Он должен начать поиск этой воды.
Если у путника отсутствует вода, но он видит, что у других людей есть вода, то он обязан попросить у них эту воду для омовения. Если они откажут, то только в таком случае он совершает таяммум, а затем совершает намаз. И в толкованиях к этому моменту, в других книгах приводится то, что если его спутник продает воду для омовения за надлежащую сумму, то он может купить ее и совершить омовение. Если же его спутник продает эту воду за высокую цену, то он может не покупать ее, и совершить таяммум.
На этом главе о таяммуме завершается. Самое главное то, что мы извлекли из этой главы и то, что должны помнить это три вещи.
1. При таяммуме обязательно иметь намерение.
2. Протереть землей, песком лицо.
3. Обтереть руки до локтей.
Нужно помнить эти главные три условия. Остальное, по мере возможности мы будет объяснять на следующих уроках, по примерам других книг.