Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
4 урок: виды воды, которыми дозволено и не дозволено очищаться
Продолжаем уроки по ханафитскому фикху. На сегодняшнем уроке мы постараемся охватить главу о видах воды, а точнее виды воды, которыми дозволено и не дозволено очищаться. Шейх (р.а.) говорит: «Очищение от скверны допустимо водой с небес».
К водам с небес относятся: дождь, град, снег, а также к этой категории можно отнести талые воды, потому что вода с небес сама по себе чистая в основе. В суре «Фуркан» Всевышний Аллах говорит, что Он ниспослал для нас чистую небесную воду.
Теперь шейх перечисляет виды воды, которые имеются на земле. Это вода с долин, реки, ручейки, озера, а также ключи, родники. Эта вода колодцев. Морская вода, даже если она соленая, то как пришло в хадисе имама Тирмизи, она пригодна для очищения.
В следующем абзаце имам Кудури перечисляет нам виды вод, которые не пригодны для очищения. Шейх говорит: «Это такие виды жидкости, то, что было выжато из плодов и дерева».
Соки, яблочные, персиковые, березовый и другие. Все это нельзя использовать для омовения. Даже если этот сок вышел сам по себе, как приходят в других книгах. Например, если около березового дерева поставить ведро, то может набраться определенная жидкость. Это жидкость не является пригодной для омовения. Если с водой смешалась какая-то жидкость, и вывела воду из ее первоначального состояния, то есть изменила ее основные природные качества, то она не пригодна. И шейх приводит такие примеры - напитки. Если воду смешать с напитками и напитки начинают преобладать, то они выводят воду из ее первоначального состояния.
Также если смешается уксус или розовая вода. Вода из роз, эта жидкость в виде масла. К непригодным жидкостям также относится бобовая вода. То есть, например человек сварил суп. И вроде бы это тоже жидкость, но все это не пригодно для омовения.
Вид растения - красильный. Раньше его использовали для окраски чего-либо. Все эти перечисленные вещи сами по себе чистые, но если они смешаются с водой и начнут преобладать, то вода уже утратит свои очищающие свойства.
Разрешено совершать омовение той водой, с которой смешалось что-то чистое и поменяло одно из ее свойств. Например, воды селевых потоков, которая смешалась чистой водой и в результате чего, вода поменяла одно из своих свойств, но все равно остается пригодной для омовения. Если с чистой водой смешается хлорка, калий, мыло или шафран, то вода все равно останется чистой. Если бросить мыло надолго в чистую воду, то появится цвет мыла. То же самое и с шафраном, вода остается чистой, хоть и поменяет свое свойство.
Если воду, будь она большого или малого количества, попали нечистоты, то ее нельзя использовать для омовения. Так как Посланник Аллаха ﷺ велел оберегать воду от нечистот и сказал:
«Не испражняйтесь в стоячую воду и не совершайте в ней большого омовения».
То есть тут Посланник Аллаха ﷺ говорит, что ни в коем случае не мочитесь в стоячую воду, ибо она потом может вам пригодиться для большого омовения. Так же Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если кто-то из вас проснулся, то пусть не опускает свои руки в сосуд, пока не помоет их трижды. Потому что он не знает, где ночевала его рука».
Из этих хадисов мы видим, что вопрос воды в исламе, сохранение чистоты воды рассматривается весьма остро.
Теперь касаемо проточной воды. Если в нее попала наджаса и не проявилась, то такой водой дозволено брать омовение. Потому что обычно наджаса в проточной воде не задерживается, а протекает дальше. Такая вода пригодна как для большого, так и для малого омовения.
Теперь большой водоем. Если наджаса попала на одну сторону водоема, в котором движение, поверхности воды от одного края не достигает другого края, то разрешается брать в ней омовение. В матне говорится, что с другой стороны, то есть с противоположной. Но в других книгах приходят более сильные мнения, что дозволяется брать омовение с того же места куда попала наджаса. Имам Кудури в своем матне объясняет это тем, что из очевидного то, что наджаса не достигает противоположной стороны, потому что она находится далеко. Но как мы уже сказали, оба варианта приемлемы.
Смерть в воде какого-либо существа, в котором нет крови не загрязняет воду. К ним относятся существа наподобие клопов, мух, ос, скорпионы. То есть если им подобные существа умерли и упали в оду, то вода остается чистой.
Так же смерть тех существ, которые обитают в самой воде не портит воду. К ним относятся: рыбы, лягушки, раки и им подобные существа. То есть из всего этого мы поняли, что если существо, которое не обладает полноценной системой кровообращения, умирает в водоеме, то водоем не портится, а остается чистым и не оскверненным. А если же умирают животные, которые уже имеют полноценную систему кровообращения, такие как: корова, собака, лиса и т.д., то это уже другое дело, вода портится. Это мы пройдем в будущих наших уроках, а точнее в главе о колодцах, ин шаа Аллах.
Далее по матну, имам Кудури говорит: «Ту воду, которая уже была использована, нельзя использовать для омовения от скверны. Что это за вода, которая уже была в использовании? Это любая вода, посредством которой была удалены нечистоты или эта вода уже использовалась на теле человека, для какого-либо вида поклонения». То есть если человек уже брат тахарат этой водой.
И последний абзац в этой главе. Любая кожа, после процесса дубления становится чистой. Кожа любого животного, кроме кожи свиньи, а также кроме кожи человека. Сколько бы ни дубили кожу свиньи, она никогда не очистится. Любая часть свиньи является нечистотой. А шкура остальных животных, будь то хищники или нет, то она очищается посредством дубления. На ней можно совершать намаз. В хадисах приходит, что сахабы делали кожаные бурдюки, брали их в путешествие, а также пили воду из этих кожаных бурдюков и брали тахарат. И волосы любой мертвечины, ее кости, сухожилия, копыта, рога также являются чистыми.
Таким образом заканчивается глава. И также я бы хотел разъяснить один момент. В матне мы прочитали такое слово «большие водоемы», и что относится к большой воде и воде в малом количестве. Имам Маргинани приводит от имама Мухаммада, ученика Абу Ханифы, то, что большой водоем – это 10 локтей, то есть 5 метров в длину, и 5 метров в ширину. А что касается глубины, то это такая глубина, которая не визуально выявляет дно при черпании и отсутствует подъем песка со дна. А то, что меньше 10 локтей, относится к малому водоему, к малой воде.