Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Благочестие – это благие нравы. А греховное – это, от чего у тебя есть сомнения в душе. И это то, о чем бы ты не хотел, чтобы узнали люди». (Муслим).
С этих слов мы понимаем, что нравственность является важнейшей частью благочестия, ведь без благого нрава поклонение и добрые поступки могут не принести особой пользы человеку.
В продолжении хадиса говорится, что однажды Вабиса ибн Ма'бад (р.а.) пришел к Пророку ﷺ спросить о благочестии. Не успел он задать свой вопрос, как Пророк опередил его:
«Ты хочешь спросить меня о благочестии?» Сподвижник ответил: «Да, о, посланник Аллаха». Тогда он изрек:
«Спроси об этом сначало свое сердце, ибо благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное – это то, что продолжает шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди не раз скажут тебе о том, что ты поступил правильно».
Всевышний Аллах создал нас с естественным чувством веры (фитра). Это чувство побуждает нас подчиняться Творцу и совершать благие поступки. Наша душа радуется и успокаивается, когда мы совершаем добрые поступки. Когда же мы совершаем грехи, плохие деяния, наше сердце охватывает беспокойство и страх. У людей с нормальной фитрой так. Человек начинает чувствовать это. Именно это разъясняет нам Пророк ﷺ говоря, что наше сердце чувствует уверенность в делах благочестия, а также беспокоится и колеблется при совершении греха.
Вообще понятие благочестия включает в себя как все тайные виды поклонения, например, веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а также включает явные его виды на подобии расходования средств на то, что любит Аллах, совершении молитв, выплата закята, соблюдение договоров и проявление терпения по отношению к таким предопределённым испытаниям как болезни и трудности… В хадисе было сказано:
«Благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце...», - это указывает на то, что Всевышний Аллах создал Своих рабов, наделив их способностью познания истины, склонностью к ней и способностью воспринимать её, внушив им изначальную любовь к истине.
У греховного есть два признака, один из которых является внутренним. Речь идёт о том чувстве беспокойства, тревог и отвращения, которые грех оставляет после себя в душе, относительно чего у души нет уверенности. Пророк ﷺ, сказал: «...греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе…» Ибн Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Греховное ранит сердца».
Внешним признаком греховного является нежелание человека чтобы о каком-либо его поступке узнали достойные люди, которых он стыдится, при том условии, что это нежелание обусловлено религиозными мотивами, а не носит обычного характера.
И все мы знаем, что поистине, Посланник Аллаха ﷺ отличался самым лучшим, самым достойным и самым прекрасным нравом, поскольку он являлся олицетворением шариатских нравственных качеств и служил живым примером следования тем наставлениям Аллаха, которые Всевышний даёт своим рабам в своей великой Книге. Именно поэтому Аллах и воздал хвалу Своему благородному посланнику сказав: « ...и, поистине, ты - (человек) великого нрава».
Есть хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором она сказала: «Нравом Посланника был Коран». И пророк, следовал наставлениям Корана, выполнял его веления, и избегал того, что было им запрещено, в результате чего следование установлениям Корана на практике стало для него как бы присущим от рождения качеством и его природой.
Этот хадис направляет нас к тому, чтобы мы воспринимали наилучшие нравственные качества, так как благонравие является одним из важнейших свойств благочестия.
В этом хадисе показывается, сколь высоко ценится в нашей религии сердце, и говорится, что прежде чем делать что-либо, необходимо обратится за советом к своему сердцу.