Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Продолжаем наши уроки по ханафитскому фикху. Глава о дополнительных земных поклонах. Бывают моменты, когда молящийся совершил ошибку и что бы восполнить это, после таслима делается 2 дополнительных земных поклона (саджда ас-саху).
Давайте прочитаем, что говорит имам Кудури: земные поклоны будут обязательны, в случае, когда молящийся что-то добавляет к молитве, либо не доделывает какие-то элементы в намазе, например, не был выполнен какой-либо ваджиб.
Далее имам Кудури описывает форму саджда ас-саху.
После того, как человек дал салям в право, он делает два дополнительных саджда и заново сидит на ташаххуде: читает дуа ат-тахийяту, затем салаваты, после чего полноценно совершает таслим, дав салям в право и в лево.
Как было сказано, саджа ас-саху становится обязательной, когда человек что-либо добавил к намазу, и то, что он добавил, относится к намазу. Либо, он что-то оставил из ваджибов, например, не прочитал суру «Аль-Фатиха» в намазе, либо оставил дуа «Кунут», чтение которого в намазе витр является ваджибом. Либо, к примеру, молящийся не сидел на ташаххуде, а сразу встал на следующий ракаат. К ваджибам также относятся такбиры на праздничном намазе - если человек оставил такбиры, то это также требует саджда ас-саху.
Имам Кудури приводит следующий пример: если имам, в намазе, который читается про себя начал читать вслух, либо наоборот: вечерняя молитва читается вслух, но имам читает ее про себя, то в этих случаях ему следует в конце молитвы совершить саджда ас-саху.
Если имам ошибся в молитве, то ваджибом является сделать в искупление саджда ас-саху, как ему, так и джамаату, который читает за ним намаз. Если ошибку совершил кто-либо из джамаата, то в этом случае его ошибка не обязывает делать саджда ас-саху имама или кого-либо из джамаата, кто подобную ошибку не совершал.
Следующее положение, о котором многие люди спрашивают: если человек в 3-4-ракаатной молитве забыл о сидении в ташаххуде? Есть сидение в ташаххуде после 2 ракаатов, что является ваджибом, затем в конце основное сидение. В первом случае, молящийся не выполнил сидение в ташаххуде и сразу встал на 3 ракаат. Что делать в этом случае? Если человек вспомнил об этом, будучи близко к сидению, т.е. еще не полностью выпрямился, то он возвращается к ташаххуду и выполняет сидение. Если же, молящийся уже выпрямился, то ему следует дочитать намаз, а затем, в конце молитвы совершить саджда ас-саху.
Следующее положение: молящийся выполнил 1, 2 ракаат, выполнил сидение в ташаххуде, затем встал на третий ракаат, прочитав его должным образом и после чтения 4 ракаата, он забывает, что это был завершающий ракаат и встает на 5 ракаат. Что делать? В случае, если молящийся не совершил земные поклоны в 5 ракаате, т.е. понял ошибку до того, как совершить саджда, то он возвращается к ташаххуду, т.е. садится и дочитывает намаз и в конце делает саджда ас-саху. В случае, если молящийся выполнил 5 ракаат, т.е. совершил и руку и саджда, а затем вспомнил, что ошибся, то данная молитва как обязательная аннулируется. Ему следует добавить 6 ракаат и все 6 ракаатов будут считаться в качестве нафиль намаза, т.е. дополнительного суннат намаз.
Следующее положение: что делать, если молящийся в 4 ракаате выполнил завершающее сидение в ташаххуде, прочитал ат-тахийят, однако, забыл, что это завершающее сидение и встал на 5 ракаат? В этом случае, если молящийся вспомнил об ошибке до того, как совершил саджда в 5 ракаате, то он возвращается к ташаххуду завершая должным образом молитву и данный намаз будет считаться полноценным. Если же молящийся вспомнил об ошибке после того как совершил саджда в 5 ракаате, то он добавляет 6 ракаат и завершает должным образом молитву, в конце делая саджда ас-саху. В отличие от предыдущего случая, молитва как обязательная в этом случае не аннулируется, а 2 дополнительных ракаата становятся нафиль намазом в дополнении к основному 4-ракаатному фразу.
Далее шейх говорит: тот, кто засомневался в своей молитве, т.е. запутался в ракаатах, спрашивая себя сколько ракаатов я совершил? 4 ракаата или 3 ракаата? Бывают такие моменты. Что делать в таких случаях? Шейх говорит: если это происходит впервые в жизни, то такой человек должен заново перечитать намаз. Если же такое происходит не в первый раз, когда человек сомневается 3, это или 4 ракаат, тогда человек следует тому, к чему больше склоняется его мнение. В других книгах есть мнение, что человек, который часто сталкивается с подобными сомнениями должен выбрать меньшее число. То есть, если он запутался 3 это или 4 ракаат, то он берет 3 ракаат.
На этом урок завершен.