Дәрістер топтамасы
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على آله و أصحابه أجمعين
أما بعد
Бесконечная хвала Всевышнему Аллаху, мир и благословение Пророку Мухаммаду Мустафа.
Бисмилляхир-рахмани-р-рахим.
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху!
Уважаемые соотечественники, дорогой джамаат! Пусть будет благословенной для всех лучший день в неделе – пятница. Пусть примутся ваши дуа и поклонения в такой священный день! В сегодняшней пятничной проповеди мы поговорим о науке ихсан, которая доводит до совершенства веру человека, обогащает наш внутренний мир. Ихсан – это духовная наука, которая укрепляет иман человека, увеличивает стремление к поклонению, совершенствует человеческие качества. Одна из ценностей, на которую Всемогущий Аллах обращает внимание в Священном Коране – это наука ихсан. В Священном Коране сказано:
أستعيذ بالله من الشيطان الرجيم
إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَيَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ ۚ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Поистине, Аллах приказывает (соблюдать) справедливость, (делать) добро и одаривать родственников. Он запрещает разврат, грехи и притеснение. Он наставляет вас, чтобы вы приняли (Его) наставление (уверовали и исправили себя)»
Лексическое значение слова «ихсан» - «добро», «благо», а шариатское значение – «выполнение какого-либо дела в самом наилучшем виде». Всевышний Аллах пояснил значение слова «ихсан» Своим рабам в Священном Коране. Если в аяте описываются блага Аллаха, то, в первую очередь, говорится о Его бесконечной милости к рабам, милосердии, одаривании милостями. В 77-м аяте суры «Касас» Священного Корана сказано:
وَابْتَغِ فِيمَا آتَاكَ اللَّهُ الدَّارَ الْآخِرَةَ ۖ وَلَا تَنسَ نَصِيبَكَ مِنَ الدُّنْيَا ۖ وَأَحْسِن كَمَا أَحْسَنَ اللَّهُ إِلَيْكَ ۖ وَلَا تَبْغِ الْفَسَادَ فِي الْأَرْضِ ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُفْسِدِينَ
«Через то, что даровал тебе Аллах, стремись к вечности, но и не забывай о своей доле в земной жизни! Делай добро, подобно тому, как Аллах сделал добро для тебя, и не стремись сеять зло на земле, ведь Аллах не любит сеющих зло».
Всевышний Аллах сотворил все создания без ошибок и недостатков. Все создания сотворены в самой красивой, приятной форме. Даже из этого человек должен извлекать назидания, понимать это. Если человек поймет истинную сущность науки ихсан, то его духовные ценности возрастут, и он, несомненно, достигнет богатства в вере. В следующем аяте Всевышний Аллах сказал:
خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ وَصَوَّرَكُمْ فَأَحْسَنَ صُوَرَكُمْ ۖ وَإِلَيْهِ الْمَصِيرُ
«Он сотворил небеса и землю с истиной. Он придал вам облик и сделал его прекрасным (и гармоничным). К Нему предстоит прибытие».
Наука ихсан начинается с подчинения человеком Аллаху. Ихсан человека к Всевышнему Аллаху следующий: для начала, уверовать, выполнять все повеления, остраняться от всех запретов, увеличивать благие деяния. В 30-м аяте суры «Кахф» Всевышний Аллах пообещал:
إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ مَنْ أَحْسَنَ عَمَلًا
«(Пусть знают) верующие, совершавшие хорошие поступки, что Мы, поистине, не лишаем награды людей добродетельных».
Безусловно, ихсан – это духовная наука. Однажды ангел Джабраиль (мир ему) пришел к Пророку ﷺ, когда он был в обществе сподвижников, в образе человека в ослепительно белых одеждах. Хазрат Умар (р.а.) повествует о том, что произошло далее: «Он сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Суть ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершал молитвы, давал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хадж к Каабе, если сумеешь сделать это».
Этот человек сказал: «Ты сказал правду», — а мы подивились тому, что он задаёт пророку, да благословит его Аллах и приветствует, вопросы и подтверждает правдивость его слов. Потом он сказал: «А теперь поведай мне о вере».
Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы уверовал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», —и этот человек снова сказал: «Ты сказал правду». Потом он сказал: «Поведай мне об ихсане».
Посланник Аллаха ﷺ, сказал:
«Суть ихсана в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, тo, помня о том, что Он, поистине, видит тебя».
Потом он сказал. «А теперь поведай мне об этом Часе».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Признаком приближения этого Часа станет то, что рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ».
А потом этот человек ушёл, когда же прошло некоторое время, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я сказал: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше». Тогда он сказал: «Поистине это — ангел Джибриль, явившийся к вам, чтобы научить вас вашей религии».
Данный хадис повествует нам об очень важных ценностях, останавливаясь на имане, вопросах поклонения и ихсане. Ихсан означает ни на минуту не забывать о том, что Аллах видит тебя и ты находишься под Его наблюдением. Дабы почувствовать сладость веры и поклонения, в человеке, в первую очередь, должен присутствовать ихсан. Потому что ихсан – это духовное знание, которое связывает веру и поклонение, воспитывает и обогащает внутренний мир.
Наряду с этим, ихсан воспитывает нафс. Почему проповеди об ихсане стали так распространены в нашей стране? Потому что для того, чтобы мусульманину достичь совершенства, необходимо для начала брать с себя отчет, воспитывать нафс, увеличивая количество благих дел. В 8-10 аятах суры «Шамс» сказано:
فَأَلْهَمَهَا فُجُورَهَا وَتَقْوَاهَا
قَدْ أَفْلَحَ مَنْ زَكَّاهَا
وَقَدْ خَابَ مَنْ دَسَّاهَا
«И дал ему человеку понимание греха и набожности. Поистине, преуспел тот, кто очистил ее, и потерпел убыток тот, кто запятнал ее грехами».
Взгляните, сколько же назидания в этом! Даже здесь можно рассмотреть пример хорошего и плохого.
Хазрат Умар (р.а.) сказал: «Отчитывайте себя, пока вас не отчитали на том свете». А наш прадед Хаким Абай говорил: «Если ты сам хочешь быть в ряду разумных, то раз в день, или раз в неделю, или хоть раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму. Не совершил ли ты того, в чем следует раскаиваться? Думай о том, как ты провел свою жизнь и заметил ли ты, запомнил ли ты, как провел ее».
Так, он дает пищу для размышления всем людям, напоминая о том, что ключом совершенства является ихсан.
Наш предок Шал акын говорил:
«Твой нафс подобен лютому волку, а иман – молодому ягненку. Если ты не наложишь запрет, то нафс съест твой иман».
Умение брать отчет с самого себя – качество разумного человека. Такой человек берет и мирскую и вечную жизнь, следует истинному пути без единого сожаления с соответствующим поведением и богобоязненностью. В продолжении слов Шал акына сказано:
«Иман – это ягненок, разум – пастух, а нафс – волк. Достойный мужчина не отдаст волку ягненка. Если пастух будет крепко держать палку в руке, то не приблизится к ним беда, проклятый шайтан».
Крепко держащий в руках палку пастух, безусловно, не уступит волку. То есть, мусульманин, крепко придерживающийся воспитанности и богобоязненности, на которые указывает наука ихсан, закроет дорогу шайтану, не даст себя опозорить. Мудрецы гласят:
«Кого одолеет нафс, тот превратится в раба своих желаний. Нафс спутывает руки и ноги такого человека, оказавшегося в капкане страстей, и ведет туда, куда пожелает. В таком положении он остается обделенным от пользы поклонения».
Ихсан приводит человека к воспитанности, затем к совершенству, а после совершенства к истинной богобоязненности. Ихсан – основа воспитания. Ислам – религия, основанная на благом нраве и воспитании. Воспитанность украшает человека. Ихсан формирует в человеке благой нрав и воспитанность, присущую ему.
Хазрат Мауляна, касательно науки ихсан, приводит следующий пример: «Мой разум спросил у сердца: «Что такое иман?» Сердце шепнуло на ухо разуму: «Иман – это адаб»». В другом своем высказывании хазрат Мауляна сказал: «Запомните, адаб – это рух в теле человека. Адаб – это свет глаз и души у аулия. Если хочешь выколоть глаз шайтану, то открой свои глаза: шайтана уничтожает адаб. Если в человеке не присутствует адаб, то он, в действительности, теряет свою человеческую сущность. Адаб – это то, что различает человека и животного».
Поэтому адаб – это хорошее воспитание, хорошее отношение, благой нрав, стеснительность и уважение. Вот чего желает наука ихсан от обладателя веры.
Ихсан – наука, необходимая как правителю, так и рабочему. Следующая наша цель – это распространение науки ихсан среди людей. Мусульманин с совестью и честью, в сердце которого есть вера, никогда не причинит вреда другим людям ни языком, ни делом. Он боится ответа в Судный день за все хорошие и плохие действия, совершенные им в этом мире. Он всегда помнит, что хорошие дела способствуют счастью, а плохие дела – причинению вреда.
Один из благородных сподвижников Муаз ибн Джабаль сказал: «Когда я собирался отправиться в Йемен на должность правителя, посланник Аллаха ﷺ сказал мне свое последнее завещание:
«О Муаз! Когда будешь выстраивать отношения с людьми, будь обладателем хорошего нрава».
Для мусульманина желательно постоянно делать дуа, чтобы воспитывать себя каждый день и не наносить вреда другим людям. Например, посланник Аллаха ﷺ перед тем, как начать намаз, обращался к Создателю со следующим дуа: «О Аллах, направь меня на самый благой нрав! Никто не сможет наставить меня на обладание благим нравом, помимо Тебя. Отдали от меня отвратительные черты характера. Никто не сможет сделать этого, кроме Тебя». В другом своем дуа он также просил: «О Аллах! Сделай мой нрав красивым также, как Ты сделал красивым мой облик».
Какое бы действие Пророка ﷺ сподвижники ни заметили, они тут же старались применить это в жизни. Один из таких благородных сподвижников – Абу ад-Дарда (р.а.). Однажды он встал ночью и обратился к Всевышнему Аллаху с дуа, подобно Пророку ﷺ: «О Аллах! Сделай мой нрав красивым также, как Ты сделал красивым мой облик!» Он продолжал делать это дуа до наступления утра. После наступления утра, его жена обратилась к нему: «О Абу ад-Дарда! Все твои ночные дуа и нужды ограничились лишь благим нравом. Почему ты обращался с таким дуа вплоть до самого утра?» Тогда Абу ад-Дарда поведал ей о причине: «О Умму ад-Дарда! Если один мусульманин проживет свою жизнь, постоянно улучшая свой нрав, то благой нрав приведет его в Рай. Если же он проживет жизнь с плохим нравом, то такой нрав приведет его в Ад».
И наши предки, не отклонявшиеся от основ религии на протяжении веков, брали ихсан себе в товарищи по жизни. Говоря: «Честь дороже смерти», они показали, что стыд происходит от веры и ихсана. По этой причине, и правителю, и пастырю необходима наука ихсан, то есть благой нрав. Это – духовное знание, которое оберегает стыд и честь человека, повышает его авторитет.
Уважаемый джамаат, ихсан – это наука о благодеянии. Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает:
وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا ۖ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَىٰ وَالْجَارِ الْجُنُبِ وَالصَّاحِبِ بِالْجَنْبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ۗ
«Поклоняйтесь Аллаху и не приравнивайте к Нему никого. Хорошо относитесь к родителям, родственникам, сиротам, бедным, соседям — как к близким, так и дальним, — вашим спутникам, путникам и невольникам».
Значение слова ихсан – совершение добрых дел. Ихсан, который Ислам желает от нас – это совершение хороших дел в самом лучшем, красивом и совершенном виде. Делать благие дела в наилучшем виде родителям, родственникам, соседям, друзьям, не требуя ничего взамен. Одним словом, полноценный мусульманин совершает благие дела на самом высоком уровне, является образцом в выполнении добра. Мусульманин – это человек воспитанный, учтивый, вежливый, приветливый.
Ученый ибн Мубарак (да помилует его Аллах) говорил: «Если в воспитании человека, знающего все науки, есть недостатки, то я не жалею о том, что не встретился с ним, я не считаю это убытком. Но если я не смог встретиться с воспитанным человеком, то пожалею об этом».
Подобно двум крылам птицы мусульманину всегда необходимы вера и воспитание. Человек, который знает о том, какой чистой является религия ислам, какое это счастье в обоих мирах, проживает жизнь на основе воспитанности. Дабы хоть немного не запятнать имя ислама, он сосредотачивает свою жизненную цель вокруг науки ихсан. Преследуя это, наш прадед Абай сказал: «Полноценный человек – это тот, кто оставил свое понимание потомкам в виде слов (назидания)».
Когда мусульманин посвящает довольству Аллаха свои поклонения, все действия, отношения, даже жизнь, тогда он может достичь вершины науки. Хаким Абай говорил: «Так знайте же, дети мои! Путь Всевышнего беспределен. И никому не дано преодолеть его. Тот, кто решился пойти по этому пути, считается истинным мусульманином, полноценным человеком».
Истинный мусульманин – это основное условие полноценного человека. Человек, следующий беспредельному пути Всевышнего Аллаха, находящийся в поиске Его довольства, и есть истинный мусульманин, полноценный человек, которого подразумевает наш прадед Абай, отсюда и берет начало наука ихсан. Потому что мусульманин, углубившийся в науку ихсан, не преступающий рамки приличия, в первую очередь высоко ставит не себя, а авторитет религии ислам и места, в котором он вырос, не пятнает их имена.
Нам не стоит забывать, что любовь к Родине, преданность службе, уважение к родственникам, отстранение от плохого, близость с хорошими людьми берет свое начало от науки ихсан.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам всем совершенную веру, благой нрав, выполнение всех действий в соответствии с наукой ихсан! Пусть Всевышний Аллах сделает пятницу священной для нас, примет наши намерения!