Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху! Дорогой джамаат! Уважаемые братья, среди сур Священного Корана есть одна сура под названием «Муминун», то есть посвященная верующим. Это указывает насколько почетным и уважаемым считается верующий. Однако каждый верующий должен быть достойным оказанного ему почета и стараться совершать благие дела, подобающие верующим. Пророк ﷺ в одном из своих завещаний сказал следующее:
«Мне были ниспосланы десять аятов, Кто будет действовать в соответствии с ними, войдет в Рай». Затем он прочитал аяты из суры «Муминун», начиная с аята «Код афляхаль-муминун» и остановившись на десятом аяте».
Так, аят «Код афляхаль-муминун», который дословно переводится «Поистине, спаслись верующие», в тафсире ибн Касира объясняется следующим образом: «Обрели успех и достигли счастья и спасения». Далее были прочитаны следующие аяты, в которых перечисляются качества верующих. Шесть качеств верующих, приведенные в данных аятах, мы с вами постараемся и обсудить сегодня.
И первое качество:
Аллязиина хум фии-соляятихим хоошиун
«Верующие – это те, кто проявляет смирение во время намаза».
Ибн Аббас так объясняет слово «хушуу» в данном аяте: «Те, кто стоят в намазе тихо и со страхом». Мухаммад али ас-Сабуни так комментирует это же слово: «Они те, кто совершают намаз смиренно, ощущая все величие Всевышнего Аллаха, а их сердца охватывает страх перед могуществом Творца». Таким образом, они объяснили слово «хушуу» «хоошиуун».
Табиин Мухаммад ибн Сирин рассказывал: «Когда сподвижники Пророка Мухаммада ﷺ совершали намаз, то устремляли взор к небу. После ниспослания же данного аята «Верующие – это те, кто проявляет смирение во время намаза», сподвижники начали опускать взор на место, где они делали земной поклон (суджуд). Таким образом, мусульманин после вступительного такбира в намазе должен опускать свой взгляд на то место, где он совершает земной поклон».
Часто бывает так, что люди смотрят по сторонам в намазе или отвлекаются на телефон, особенно среди тех, кто только недавно начал практиковать совершение намаза. Так вот, в намазе следует сосредоточить свой взор в одной точке и совершать поклонение со смирением.
Ученые дали еще одно определение слову «хушуу»: «это сторониться того, чтобы суетится или совершать посторонние движения». Некоторые люди после того, как начинают совершение намаза, могут снять такию, почесать затылок, снова надеть такию, либо взять телефон, либо поправить одежду. Конечно, некоторые взрослые и пожилые люди могут забыть, а те, кто недавно начал практиковать совершение намаза, не знают об этом, но это относится к «амалю-каср», то есть, к излишним движениям в намазе. Если вам необходимо поправить одежду или что-то еще в этом роде, то закончите это до того, как приступить к намазу. А после того, как вы совершили вступительный (ифтитах) такбир, это означает, что вы оставили позади все мирское и предстали перед Всевышним Аллахом. Когда вы начали намаз, то нельзя отвлекаться на мирские посторонние дела. Пророк ﷺ сказал в одном из своих завещаний, когда увидел некого человека, играющегося со своей бородой в намазе:
«Если бы сердце этого человека было в смирении, то и его части тела были бы в смирении».
Если сердце человека смиренно, то он не будет постоянно поправлять одежду, двигать руками, трогать себя и т.д. Часто приходят жалобы на пожилых женщин, которые стоят в намазе, но при этом разговаривают или ругают других женщин, которые не так стоят, проходят перед ними и т.п. Если здесь сейчас присутствуют пожилые женщины, то я бы хотел предупредить вас об этом: когда вы приступаете к намазу, то оставьте разговоры и остерегайтесь излишних движений. Если кто-то собирается пройти перед вами, то можете выставить руку перед собой в качестве знака. Но не нарушайте свой же намаз, разговаривая или ругаясь во время его совершения.
Второе качество – это:
Уал-лязиина хум анил-лягуи муридуун
«Те, кто отворачивается от праздного (бесполезного в словах и прочем)», то есть это следующее качество верующих людей.
Ибн Касир пишет: «Слово «лягу» здесь включает в себя и ширк, и все виды грехов, а также и действия, и слова, в которых нет пользы». Таким образом, «лягу» - это бесполезные действия, деяния, которые приуменьшают существование и единство Аллаха, греховные действия и пустые слова. Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто говорит плохие слова, и тот, кто их доносит другому, одинаково грешны».
Если услышать, как кто-то говорит плохие слова, и донести их третьему человеку, то это считается таким же грехом. В другом риваяте Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Верующий не выставляет других людей на посмешище, не совершает непристойных вещей, не теряет стыда и не говорит плохих слов».
К плохим словам относится и сквернословие. Сквернословие содержит в себе много проклятий, которые так легко слетают с уст, особенно молодых людей. Пусть Всевышний Аллах убережет нас, это очень тяжелое проклятие на самом деле. Подобные слова часто используются в доме нашими мамами, невестками, даже взрослыми людьми. Так вот Пророк ﷺ сказал:
«Верующий не говорит непристойных слов».
Пророк ﷺ также сказал: «Наилучший из верующих тот, кто обладает чистым сердцем и правдивым языком». Тогда сподвижники спросили: «Какое же это сердце? Каким оно должно быть, чтобы считаться чистым?», на что Пророк ﷺ ответил: «Это сердце, полное богобоязненности, то есть испытывающее страх перед Аллахом. Далекое от неверия и остерегающееся грехов, несправедливости и плохого намерения. А также сердце, не таящее в себе мести и ненависти». Таким образом, Пророк ﷺ описал чистое сердце, которым должен обладать верующий. Следовательно, остерегаться плохих слов, сплетен о других людях – это также качества, присущие верующим.
Когда два человека сидят и беседуют, да простит нас Аллах, то обязательно начинаются сплетни про третьего человека. Обсуждается каждая деталь его жизни. Давайте поговорим о том, как нам избавиться от такого поведения. Это может быть ваш друг, коллега, либо член вашей семьи, когда человек сидит в компании и уже не может больше держать в себе, после чего может начать злословить даже о собственных детях. Если рядом с вами кто-то начинает сплетничать, то нужно сразу же прервать это и остановить человека, не вовлекаясь в сплетни. В таких случаях разговор нужно сразу прерывать красивым образом, а не вовлекаться в сплетни вместе с остальными, подтверждая и соглашаясь с их словами. Научитесь сразу останавливать людей в такие моменты, так вы сможете защитить себя от греха за соучастие в сплетнях вместе с ними.
Третье качество:
Уал-лязиина хум лиз-закяяти фааилюн
«Они те, кто выплачивает закят».
То есть, выплата имущества, достигшего определенного количества (нисаб) спустя определенное время, той группе людей, которая указана в Коране. Выплачивать закят своевременно – это качество верующего. Не находя себе оправдания, наподобие того, что нужно закончить дела, напротив, верующий переживает за то, что он может не проснуться утром, если не выплатит закят сегодня вечером. Настолько верующий должен спешить с выплатой закята. По этой причине те люди, имущество которых достигло нисаба, должны выплачивать закят. Мы говорим с первого дня месяца Рамадан джамаату, да будет доволен ими Аллах, один из парней пожертвовал крупную сумму и сами раздал милостыню нуждающимся людям здесь в мечети. Порой у людей бывают сомнения по поводу выплаты милостыни в мечети - вдруг работники не передадут деньги нуждающимся? Каждый выплачивающий закят человек думает и переживает об этом. Поэтому у нас есть предложение к тем людям, которые обязаны выплачивать закят: вы приходите в мечеть, у нас здесь есть очень много нуждающихся людей, мы соберем для вас этих людей, и вы сами своими руками сможете раздать им милостыню, сами получите от них благословение и благодарность, увидите их своими глазами. Почему мы говорим о том, что необходимо выплачивать закят в мечети? Потому что нуждающийся человек не станет стучаться к вам в дверь. Он не будет кричать: «О богатый человек, выплати мне закят!». Нуждающийся человек придет в мечеть и обратится к нам со словами: «Скажите богатым людям, пусть они окажут нам помощь в материальном плане». Понимаете? Мечеть – это место, объединяющее достаток с бедностью. Поэтому вы приходите в мечеть, мы соберем для вас нуждающихся людей, и вы сами сможете оказать им помощь. В суре «Муминун» повествуется о том, что неотложная выплата закята также является качеством, присущим верующему человеку.
Четвертое качество – это:
Уал-лязиина хум ли-фурууджихим хаафизун
«Те, кто защищает (от запретного) свои половые органы», в продолжении аята также сказано: «кроме своих жен или невольниц (кроме тех, с кем интимные отношения разрешены), за что они не заслуживают упрека».
Мы с вами можем убрать часть про невольниц, потому что в настоящее время подобного не существует. Некоторые люди спрашивают по поводу домработниц, которые помогают по дому, готовят еду, убираются. Их не нужно путать с невольницами. Они не являются невольницами для вас. Такой человек считается наемным работником, который выполняет свои обязанности за определенную плату. Но это отнюдь не значит, что можно вступать с ней в запретные отношения без никаха. Всевышний Аллах сказал:
«А кто стремится к чему-то, кроме этого (то есть к половой близости с теми, с кем она запрещена), те – перешедшие (границы дозволенного)».
Да убережет нас Аллах, уважаемые братья! Совершать зина с кем-то, помимо ваших законных супруг, дорогие братья, не относится к качествам верующего человека. Пророк ﷺ дает нам с вами замечательную гарантию:
«Кто пообещает мне эти две вещи: первое – оберегать свой язык между зубами, второе – оберегать свои половые органы между ногами, тому я обещаю Рай».
Вот оно обещание Пророка ﷺ. Это повествуется, как качество верующего.
Сейчас близится лето. Девушки одеваются очень открыто, не прикрывает постыдные места. Кто в первую очередь должен запретить подобное? Это ее отец. Ее брат. Дядя. Родственники. Порой и парни не закрывают места, которые относятся к аурату. Некоторые надевают такие короткие шорты, что их даже трудно назвать шортами. Это тоже важно. Близится лето. У намаза есть определенные требования, и одно из них – это закрытый аурат. Человек начинает тянуть шорты туда и обратно, то его колени открываются, то пупок. В итоге, он кое-как совершает намаз в такой одежде. Вопрос аурата и прикрытия касается не только женщин. Это касается и мужчин.
Пятое качество – это:
Уал-лязиина хум ли-амаанатихим уа ахдихим рооун
«Они те, кто бережет отданное им на хранение и выполняет договоренности».
К сожалению, эти два качества исчезают в современном обществе. Мы пришли к тому, что не можем порой доверить что-то близкому другу или брату. Один человек пришел к Пророку ﷺ и спросил о наступлении Судного дня. Пророк ﷺ ответил: «Если среди народа утеряно доверие, то можешь ждать Судного дня». Пусть Аллах убережет нас от этого!
Если кто-то доверил вам что-то, то оберегайте это. Аманат – это не только вещь. Если кто-то рассказывает вам что-либо и просит не передавать это другим, то эти слова тоже являются аманатом. Возможно, вы увидели определенные недостатки в другом человеке, то это аманат для вас, не говорите другим об этом.
Шестое качество – это качество, связанное с намазом.
В начале оно уже приходило, и сейчас снова повторяется.
Уал-лязиина хум аляя соляяуатихим юхаафизуун
«Те, кто постоянен в своих намазах (и выполняет их своевременно)».
Абдуллах ибн Масуд (р.а) спросил Пророка ﷺ: «О посланник Аллаха! Какое самое любимое действие перед Аллахом?», на что он ответил: «Своевременно выполненный намаз». Это приводится, как качество верующего. «Они постоянны в своих намазах и выполняют их своевременно». В продолжении аята сказано о вознаграждении для тех верующих, которые обладают всеми перечисленными качествами:
«Именно они (а не кто-то другой) – наследники». Наследники чего? «Которые получат в наследство Фирдаус (высшие уровни Рая), где останутся навечно».
Взгляните, если мы будем обладать с вами шестью качествами: будем постоянны в наших намазах, будем выплачивать закят при наличии имущества, будем сторониться плохих слов и дурных поступков, будем оберегать доверенное нам и договоры, будем смиренны в намазе, то Всевышний Аллах дарует нам Рай Фирдаус. В хадисе нашего Пророка ﷺ по поводу Фирдауса сказано следующее:
«В Раю есть сто уровней, между каждым уровнем расстояние, равное небу и земле. А Рай Фирдаус является наивысшим уровнем Рая. Четыре реки в Раю протекают именно в Фирдаусе. На вершине его есть Арш. Если вы просите Аллаха о Рае, то просите Рай Фирдаус!»
Всевышний Аллах радует благой вестью о наследовании Рая Фирдаус того верующего, который обладает данными шестью качествами. Всевышний Аллах говорит о том, что дарует в наследство Рай Фирдаус тому, кто заключает в себе эти шесть качеств.
Пусть Всевышний Аллах поможет нам обладать этими качествами! Пусть Всевышний Аллах примет все наши поклонения, дополнит и простит нам наши ошибки и недостатки!
Уа ахиру дауана аниль хамду лилляхи роббиль алямиин