Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على نبينا و قاعدنا و قدوتنا و قرة عيوننا محمد و على آله و أصحابه أجمعين , اللهم علمنا ما ينفعنا و انفعنا بما علمتنا, و زدنا علما وتقا وصلاحا في الدين و الدنيا يا أكرم الأكرمين ,أما بعد
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат, дорогие братья! Да запишет Аллах нам награду за каждый шаг, сделанный к Его дому, в этот священный день для совершения поклонения! Пусть Аллах примет все наши поклонения, мольбы и искренние намерения. Наша религия – это религия знаний и науки. Ислам – это знания и наука. Всевышний Аллах сказал в Коране об основной нашей обязанности – уверовании в Аллаха:
أستعيذ بالله من الشيطان الرجيم
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ
Всевышний Аллах обращается в повелительной форме к Пророку ﷺ:
فَاعْلَمْ
«Знай же, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха»
أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ
То есть, даже касательно веры говорится «знай». Здесь не говорится «уверуй вслепую, не размышляя и не раздумывая», напротив, сказано: «узнай, что Аллах – это истина, затем признай это и уверуй». Наши ученые по поводу данного аята сказали: «Таким образом, наша основная обязанность, уверование в Аллаха, начинается со знания».
Самый первый аят, ниспосланный Пророку ﷺ в пещере Хира, где он оставался один и занимался поклонением, был аят из суры «Аляк»:
إقرأ باسم ربك الذي خلق
«Читай с именем Господа твоего, который сотворил все сущее».
Чтение – источник знания. Наш народ говорил: «Если вы не будете читать, вы не будете знающим. А знающим вы станете тогда, когда будете утолять свою жажду в роднике книг». Знание начинается с чтения. Самый первый ниспосланный аят показывает, что наша религия, в действительности, вплоть до Судного дня является религией знаний и науки. Всевышний Аллах обращается к нам: «О мой раб! Если ты не будешь обучаться религии и мирским знаниям, не будешь стремиться к знаниям, не будешь на пути знаний, то не поймешь. И религиозные и мирские знания приходят только с чтением».
Всевышний Аллах сказал в суре «Ар-Рахман». Мы все признали Коран, как последнюю книгу Аллаха, уверовали в то, что он не изменится до Судного дня. Всевышний Аллах по этому поводу в суре «ар-Рахман» Священного Корана сказал:
الرحمان علم القرآن
«Милостивый Аллах обучил и научил Корану». Когда мы обучимся Корану, тогда мы сможем жить в соответствии с ним.
خلق الانسان علمه البيان
«Он создал человека и научил его выражать мысли, разговаривать».
Наша способность разговаривать – это также то качество, которому мы были обучены. Есть специальная структура построения речи, есть звуки у каждой буквы, морфология, лексика – все это знание, которому нас обучает Всевышний Аллах в начале суры «ар-Рахман»: «Если вы не будете на пути знаний, если не будете учиться, сидеть перед учителем, то не сможете обучиться Корану».
Иногда некоторые наши братья думают, что требовать знания нужно только в шариате. Но это не так. Наша религия призывает нас получать знания в любой сфере, которая несет в себе пользу для общества, для других людей. В суре «Та Ха» Всевышний Аллах обучает Пророка ﷺ следующему дуа, что подразумевает обучение всего человечества этому дуа:
قل رب زدني علما
«Скажи: «О мой Господь! Увеличь мои знания»».
Чем глубже знания у человека, тем легче его будет его жизнь в этом мире. Получая знания, человек начинает различать черное от белого, плохое от хорошего, вредное от полезного. Если бы мы не знали, что горячая вода обжигает, то мы могли бы случайно обжечься. Если же мы знаем об этом, то остерегаемся. По этой причине, маленькие дети, не зная о том, что чайник горячий, обжигаются. Это тоже знание. Простой пример.
Поэтому Всевышний Аллах обучает нас дуа: «О Господь, увеличь мои полезные знания!». Это касается не только Шариата. Получить шариатские знания в количестве, достаточном для ежедневного поклонения, чтобы различать дозволеное от плохого, держать пост раз в год – обязанность каждого уверовавшего мусульманина.
Однако получать знания, приносящие пользу обществу, способствующие процветанию государства, облегчающие жизнь людей на земле – это фард-кифая, обязанность определенного количества мусульман.
Опеределенная группа людей должна освоить эти знания, после чего оказывать людям услуги в соответствии с полученными знаниями. Знания в аяте сказаны в общем виде, из чего наши ученые по тафсиру сделали заключение: «Мы обучаемся следующему дуа: «Какие существуют на земле знания, приносящие пользу обществу, человечеству, стране, необходимые для жизни в этом мире, такие знания и увеличь для меня!». Поэтому каждый из нас должен каждый день говорить следующее дуа:
«О Всевышний Аллах, увеличь мои полезные знания, приносящие пользу в обоих мирах, чтобы я мог служить людям в этом мире и получать награду, а в вечной жизни они служили мне пропитанием. Обучи меня знаниям, необходимым мне для моего поклонения!»
В хадисе Пророка ﷺ сказано по поводу зам-зам. Все мы знаем,что только недавно наши паломники отправлялись в хадж, где утолили жажду водой зам-зам, привезли ее нам и угостили. Есть хадис Пророка ﷺ: «С каким дуа пьется вода зам-зам, то дуа будет исполнено». Среди дуа, которые Пророк ﷺ произносил во время питься воды зам-зам, есть:
رب زدني علما نافعا
«О Аллах, увеличь мои полезные знания. Увеличь мои знания, которые принесут пользу мне, моим сподвижникам, моей семье!»
После этого дуа, Пророк ﷺ пил воду зам-зам. Это – сунна Пророка ﷺ, которую мы выполняем по сей день. Что это означает? Мы должны как можно чаще просить Аллаха о полезных знаниях. Пророк ﷺ в своем хадисе сказал:
من يرد الله به خيرا يفقهه في الدين
Поэтому человек должен посмотреть на себя. Всевышний Аллах сотворил меня для поклонения в этом мире, что же он желает посредством меня? Для общества, человечества, мусульман? Пророк ﷺ сказал:
«Кому Аллах желает блага, тому Он дарует глубокое понимание религии».
О ком это говорится? Об ученых религии. Таким образом, кто обладает глубокими знаниями в религии, кто доводит религию до людей, то он должен понимать, что Аллах даровал ему эту обязанность, миссию. Такой человек должен принести пользу людям, обучить их различиям между плохим и хорошим, довести до людей один аят Аллаха и обучить одному хадису Пророка ﷺ, тем самым он должен стать причиной тому, что они выйдут из заблуждения и встанут на прямой путь. Поэтому Пророк ﷺ в этом месте обучает нас и показывает степень и положение ученых религии. Ученые религии же, в свою очередь, должны правильно выполнять свою обязанность. Таким образом, если кто-то закончил медресе, университет, прочитал и понял религиозную книгу, то, значит, Всевышний Аллах посредством него желает блага для людей. Такой человек должен заниматься доведением блага до людей. Всевышний Аллах говорит в Коране, различая между знающими и незнающими:
قل هل يستوي الذين يعلمون و الذين لا يعلمون
«Скажи: «Разве знающие равны невеждам?»»
Уважаемый джамаат, здесь никто не должен подумать плохо, что Всевышний Аллах ставит одних выше других. Знание постигается через труд. Лежа у себя дома человек не станет ученым и не станет знающим. Играясь каждый день, ты не станешь специалистом. Когда человек становится хорошим специалистом? Когда человек становится знающим? Когда человек становится ученым? В том случае, если на этом пути знаний он не устает, не сдается, не останавливается, не ленится, а трудится. Ежедневное чтение книги – это труд. Приступая к чтению книги, шайтан приходит и вызывает в нас скуку, позывает ко сну.
К примеру, как трудился имам ас-Суюты на пути знаний? Он привязывал свои волосы и читал книгу. Почему? Потому что, когда хочется спать, и голова наклоняется вниз, то волосы тянули его назад, его голова начинала болеть и он просыпался. Имам ас-Суюты – великий ученый, оставивший после себя книги по всем наукам Ислама. Также имам ас-Суюты жил на берегу Нила, длинной реки в Египте. За всю свою жизнь он ни разу не прогулялся по берегу Нила. Почему? Потому что у него не было времени, так как он был занят получением знаний. У него не было времени прогуляться по берегу. Однажды имам ас-Суюты купил на базаре рыбу и оставил ее на кухне, чтобы позже ее приготовить и покушать. До этого момента он собирался немного провести время в написании книг, чтении и обучении. Так, он настолько углубился в чтение книг, что вспомнил о рыбе только тогда, когда почувствовал ее запах. Вы только подумайте, он проголодался и принес рыбу, а когда принялся за обучение, то вовсе забыл про голод. Таким образом, ученные смогли оставить для нас в наследство величайшие труды, которые будут передаваться вплоть до Судного дня. Когда Всевышний Аллах сказал: «Разве равны знающие и невежды?»
Он различил для нас этот труд. Вы знающий? Вы хороший специалист в своей области? Вы ученый? Значит, вы являетесь человеком, который трудился. Значит, вы провели дни и ночи без сна. Провели много дней без смеха и игр. Значит, вы – раб Аллаха, который смог бороться со своим нафсом. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Разве знающие равны невеждам?»
Конечно, те люди, которые действовали в соответствии со своими знаниями, трудились, они обладают более высоким положением перед Аллахом. По этой причине, мы – исламская умма, должны быть трудолюбивыми. Мы не должны поддаваться нашему нафсу, не должны быть ленивыми. Мы должны добиваться достижений посредством честного труда. Даже в пятничный день Всевышний Аллах не говорит нам отдыхать после пятничной молитвы. Подобно другим религиям, у нас нет дня, в котором нельзя стирать, убираться, готовить и т.д. У нас в религии нет такого. После намаза Аллах повелевает нам:
فإذا قضيت الصلاة فانتشروا في الأرض و ابتغوا
«А когда намаз закончится, то расходитесь по земле, добывайте свои пропитания и трудитесь».
Даже в пятничный день.
Кто находится на пути знаний – тот на пути Аллаха. Здесь подразумеваются не только религиозные знания, а каждый, кто трудится на пути получения полезных для общества знаний. Кто-то в медицинской сфере, кто-то строитель, кто-то в бухгалтерии и любой другой профессии, которых сейчас очень много в нашей стране. Специальность, которая несет в себе пользу для общества, людей, государства. Кто вышел на путь знаний и начал трудиться, Пророк ﷺ сказал:
من خرج في طلب العلم فهو في سبيل الله حتى يرجع
«Кто вышел на путь знаний, тот находится на пути Аллаха до тех пор, пока он не вернется».
Это значит, что он будет под защитой Аллаха, он достоин милосердия Аллаха. Это также значит, что он не проводит время впустую. С другой стороны, такой человек должен помнить об ответственности. В особенности студенты, которые оставили свои дома и села, используют для обучения деньги родителей, не должны проводить время впустую. Они не должны проводить время в играх, смехе, ночных клубах и других вечерах. Вы сами видели, как недавно в Алматы, на проспекте Гагарина прозошло ужасное происшествие, на которое страшно смотреть. А все почему? Потому что ходили до утра просто так, поддались наущениям шайтана, впустую проводили время. Эти действия и привели к такому печальному концу. Если бы тот парень не пошел в запретное место, не выпил бы там ничего, не тратил время впустую, а лег бы спать в ночное время, предназначенное для отдыха, с намерением завтра служить религии, родине и обществу, после чего отправился бы утром на выполнение своих обязанностей, то всего этого не произошло бы. Тогда эти парни не пошли бы на преступление. Совсем молодые парни. Поэтому наши братья, вступившие на путь знаний, должны чувствовать эту ответственность. Он не просто так ходит, он ходит на пути Аллаха. Он каждый день должен чувствовать ответственность перед Аллахом, а затем перед родителями, своим селом, людьми, обществом, государством, не тратить ни малейшего своего времени впустую, а должен стремиться глубже освоить свою специальность.
Сейчас понемногу уходит время, в котором можно сказать, что Баке, Саке или Жаке устроит меня на хорошую работу, я все заплачу и тд. Кто в действительности является хорошим специалистом, обладает знаниями, тот нужен и обществу и государству сейчас. А время дядей и старших братьев, которые везде помогут, понемногу уходит в прошлое. Тот же дядя Жаке или Саке может помочь своему родственнику только тогда, когда он действительно является специалистом. Если же он чуть ли не через месяц пойдет и опозорит своего дядю, то даже тот к нему не придет на помощь. Поэтому знания побеждают все. Поэтому наша религия призывает к знаниям. Все начинается со знаний. Пророк ﷺ в другом хадисе сказал:
فضل العالم على العابد كفضل القمر ليلة البدر على سائر الكواكب
Еще раз подчеркивает степень знающего человека, специалиста. «Степень луны намного превосходит степень звезд ночью. Ночью мы в первую очередь замечаем луну или же Большую медведицу? Конечно же, луну. Мы замечаем сначала луну на ночном небе и говорим порой «луна сегодня полная» или «через несколько дней родится новая луна».
Так, превосходство знающего человека над поклоняющимся человеком подобно превосходству луны над звездами.
По этой причине, мы должны как можно больше призывать, воспитывать самих себя и наши семьи быть знающими, быть хорошими специалистами в своей области. По-моему, родители должны каждый день говорить об этом своим детям. Какое воспитание дается в младшем возрасте, то останется в голове, подобно узору на камне, и завтра, когда ребенок вырастет, он будет жить с этим воспитанием.
Пусть Всевышний Аллах увеличит нам наши полезные знания! Мы, мусульманский мир, в последние несколько веков отстаем от мира в светских науках, знаниях. Почему? По причине нашей лени. А ведь среди мусульман, живших в средние века и раньше, были те, кто добился высот в медицине, астрономии, строительстве, технике и др. Первую офтальмологическую операцию провел именно исламский ученый – Абу Бакр ар-Рази. Наука алгебры, которая является наукой техники и исчислений, закреплена за именем мусульманского ученого – Джабир бин Хаяна. Слово «медицина» произошло от слияния двух слов «мададу Сина», что в переводе с арабского языка означает «помощь Сины». Мы говорим сейчас медицина, однако откуда оно произошло? Оно тесно связано с именем мусульманского ученого Ибн Сины. Поэтому мы не должны думать, что человек в исламе является отсталым, не развивается. Такие убеждения есть среди некоторых людей. Но это не так. Дело не в исламе, дело в мусульманах, в нас. Если мусульманин будет соблюдать все условия ислама, правильно поймет религию, осознает ее и будет действовать в соответствии с ней, в таком случае, мусульманская умма будет соответствовать словам Аллаха:
كنتم خير أمة أخرجت للناس
«Вы – лучшая из общин, возникшая среди людей».
Но если мы не обучимся своей религии и не будет поступать в соответствии с ней, то мы так и продолжим оставаться отсталой уммой, третьим миром.
Пусть Всевышний Аллах укрепит мирскую и спокойную жизнь в нашем государстве. Если будут сохранены мир и спокойствие, то будет и наша религия и будет развиваться наука. Пусть Всевышний Аллах наделит нашу молодежь разумом. Пусть этот год Всевышний Аллах сделает действительно годом знаний и науки, пусть дарует разум нашим молодым братьям и сестрам, прибывшим из разных концов страны в большие города за знаниями, поможет им проводить каждую часть своего времени, получая только полезные знания!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك