Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Вся Хвала принадлежит Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему досточтимому Пророку Мухаммаду.
Уважаемый джамаат, дорогие братья и сестры, с благословенной пятницей. Пусть Аллах примет наши дуа и молитву. Сегодняшняя пятничная проповедь будет посвящена мирской жизни. Вместе мы должны трудиться, чтобы пожинать труды вечной жизни. Абай в 38 слове назидания сказал:
«Не будь этих мыслителей, идущих верным путем, наступило бы всеземное крушение. Эти истинные ученые являются костяком всех человеческих творений, их умами приводится в порядок все, что есть на земле. Их деятельность направлена на земное благоденствие, как говорится, земная жизнь — есть возделанная нива для жизни загробной».
Казахский народ называл эту жизнь бренной, обманчивой. Однако мы должны рассматривать этот мир как место для подготовки к будущему, как пашню для загробной жизни. Ведь само слово дунья означает нижний слой. То есть место для подготовки к выходу на верхний слой. Следовательно, для истинного мусульманина эта дунья - спутник, с которого он отправится в путешествие в загробный мир. Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Лучший из вас это тот, который не оставляет вечное, ради мирского. А также мирское, ради вечного. Лучше иметь долю обоих. Ведь через правильность в мирском, идут к благополучию в вечном».
Итак, материальное благо это средство для существования. Человеку необходимо жить. Например, две из пяти обязанностей в исламе это выплата закята и паломничество, которые выполняются путем накопления благосостояния. То есть люди с достатком выполняют свой долг и получают награду за это. Следовательно, мы должны понимать, что имущество — это средство для достижения цели, а не сама цель. И мы должны действовать соответственно этому утверждению. Сподвижник Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Пусть мудрый человек обратит внимание, почтил ли Всевышний Аллах или унизил Пророка Мухаммада, лишив его имущества. Если скажет, что унизил, то лжет. Если скажет, что унизил, значит, он унизил тех, кому было дано богатство».
Например, такие сподвижники как Абдуррахман ибн Ауф и Усман ибн Аффан, да будет доволен ими Аллах, были очень богатыми. Однако, в конце концов, богатому человеку будет не просто дать отчет. Имея это в виду, мать правоверных Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: однажды Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Я боюсь, что Абдуррахман войдет в Рай ползком». Услышав это, один из богатых сподвижников сказал: «Клянусь Аллахом, я войду в Рай бегом. Если утром я отдаю 100, то вечером Всевышний Аллах возвращает 1000», добавив, что его богатство, прежде всего, это баракат от Аллаха».
Подобные примеры показывают, что есть щедрые люди, которые никогда не забывали раздавать свое богатство на пути Аллаха. Сподвижник Абдуррахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: «Самые прекрасные деньги это те, с помощью которых я сохраняю свою честь и приближаюсь к своему Господу».
Как говорят в нашем народе, щедрый приумножает друзей, скупой - богатство. Если человек много трудится, зарабатывает на жизнь, говорит благое и делает свое дело в совершенстве, то он станет любимым рабом Всевышнего. Праведность не означает отречение от жизни, проживание в горах вдали от общества. Праведность означает трудиться вместе с обществом и получать награду от Всевышнего.
Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошел к одному человеку, который сидел в мечети, в то время как люди трудились и зарабатывали на жизнь, и спросил: «Кто обеспечивает тебя?». Тогда мужчина ответил: «Мой брат обеспечивает меня». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Поклонения твоего брата лучше твоих».
Поэтому зарабатывать на жизнь, содержать семью, трудиться, как пятикратная молитва, является из числа праведных дел. Наша главная цель, это работать и выполнять каждую свою задачу на высоком уровне. Не стоит смотреть на свое дело небрежно. Мы должны делать все возможное, чтобы улучшать качество каждого нашего дела. Люди должны использовать во благо все то что мы делаем.
Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, увидел человека, опустившего голову и подняв его голову кнутом сказал: «не убивай нашу религию, подними свою голову». Когда человек хорошо выполняет свою работу, он приобретает уверенность и силу. Человек, пренебрегающий своей работой, может чувствовать себя разочарованным и униженным. Людские дела человека — это не только повод чтобы обеспечить себя и свою семью, но и причина, чтобы попасть в Рай в мире вечном. Например, хадисы о торговцах говорят, что честные торговцы будут с Пророками и праведниками в Судный день. Ведь в процессе торговли он не поднимает цены, не скрывает недостатки товара, не обманывает людей, не лжет в целях успешной торговли. Многие люди приняли ислам из-за поведения и нравов мусульман, которые когда-то торговали в других странах. В Коране словосочетания «Вера в Аллаха» и «Вера в вечную жизнь» часто упоминаются вместе. Вера в Бога ведет к поклонению, а вера в загробную жизнь учит, не вредить живому. Следовательно, поклонение Аллаху не будет совершенным, если человек не верит в загробную жизнь. 74 аят, суры «Аль Муминун» Священного Корана гласит:
«А те, которые не веруют в Последнюю жизнь, непременно сбиваются с пути».
Загробная жизнь – вечна. В загробной жизни не будет болезни, бедности, нужды, лишения или недостатков. Не будет неблагодарных детей, безнравственных детей, жестоких мужей. В 35 аяте, суры «Каф» говорится:
«Там для них уготовано все, что они пожелают, а Мы добавим еще».
Этот аят является тому доказательством. Это обещание Всевышнего. В Раю каждый день будет лучше вчерашнего. Однако цена такой неиссякаемой и совершенно счастливой жизни должна быть возвращена уже в этой жизни. Человек, который верит во все это, женится на женщине, которая поможет достичь всего этого. Выбирает профессию согласно своему предназначению. Также уделяет внимание своему здоровью, дает хорошее воспитание своим детям. Человек, даже прожив более 1000 лет как Нух и имея богатство как у Харуна, лишится удовольствия этого мира в конце своей жизни. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если бы мир этот стоил у Аллаха хотя бы комариного крыла, то Он не дал бы из него неверующему и глотка воды».
Этот хадис относится к тем, кто подобно Харуну продолжают накапливать богатство, не тратя его на благие дела. Хазрат Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Делающий добро лучше добра, а делающий зло хуже зла».
То есть если человек верит в загробную жизнь и соответственно делает добро в этой жизни, он получит благо в обоих мирах.
Уважаемый джамаат, действительно этот мир пашня загробной жизни. Мы пожнем в вечности то, что посеем в этом мире. Если человек познает Бога в этом мире, и будет знать цену всему, что имеет, то и этот мир станет для него Раем. Потому что праведный человек найдет ключ к вратам Рая в этом мире. А этот ключ – наше поклонение, повиновение воли Божьему. Милосердие, милостыня и закят, хорошее воспитание наших детей. Кроме того, это проявление доброты к окружающим, проявление заботы к тем, кто в этом нуждается. Другими словами, есть много хороших способов заслужить райскую жизнь. Поэтому, конечная наша цель это не мирская жизнь. Это жизнь в поле, которая принесет плоды в следующей жизни. Как бы ни была плодородна почва, если мы не будем обращать внимание на то, что сеем, собрать хороший урожай будет сложно. Вот почему этот мир – зеркало нашего загробного мира. В хадисе, переданном сподвижником Абдуллахом ибн Масудом, да будет доволен им Аллах, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Не следует завидовать никому кроме двоих. Человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность, потратить его должным образом. И человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании этой мудрости и передает ее другим».
Согласно хадису, мы всегда должны помнить об истинном назначении богатства. Основатель нашего мазхаба, имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, ученый, посвятивший свою жизнь учениям ислама. К тому же, он был богатым человеком, занимающимся торговлей. Имам Абу Ханифа обычно покупал еду, одежду и другие предметы, которые были необходимы для ученых, хадисоведов на определенную сумму из своего дохода каждый год. И раздавал оставшиеся динары, говоря: «Потратьте на свои нужды. Благодарите Аллаха. Это ваша доля, которую дал мне Всевышний Аллах». Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Работай для нынешней жизни так, как будто ты будешь жить вечно и работай для следующей жизни так, как будто ты умрешь завтра».
Вера человека ведет к цели его сотворения. Другими словами, ответ на вопрос, почему мы были созданы, заключается в нашей вере. Когда человек забывает цель своего сотворения, он приходит к выводу, что все богатство – основа всего. Поэтому он не жалеет ни себя, ни других ради достижения богатства. Таким образом, человек забывает, что у каждого явления есть начало и есть конец.
В этой связи, я бы хотел процитировать слова Хазрата Али, да будет доволен им Аллах:
«Уходит этот мир и приближается мир вечный. У каждого из них есть сыны. Будьте же сынами мира вечного, и не будьте сынами этого. Ибо, поистине, сегодня дела и нет расчета, а завтра расчет, и не будет дел».
В Священном Коране, в 197 аяте суры «Аль Бакара», сказано:
«Берите с собой припасы. Но лучшим припасом является богобоязненность»
В этом аяте Всевышний предупреждает нас о необходимости наравне относиться к обоим мирам. Наш предок Майлыкожа сказал: «Аллах даровал нам два пути. Путь праведности и путь греха. Одумайтесь, о братья. Этот мир бренный, а ахират вечный».
Нет пользы от веселья и радости человека в этом мире, если он забыл о будущей жизни, и гордится своим богатством. Потому что, эта жизнь коротка. Всевышний Аллах говорит:
«Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения», сура «Аль Хадид», 20 аят.
В заключении приведу цитату из пятнадцатого слова Абая:
«Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе, потом испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?».
Как сказал Абай, здравомыслящий мусульманин должен нести ответственность перед самим собой. На самом деле, наша жизнь коротка. Дай Всевышний Аллах посвятить свою жизнь как мирской, так и вечной жизни, совершать благие дела и излучать добро всем тем, кто нас окружает. Аминь.