О пользе практики самоотчета - Пятничная проповедь
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 16:23
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:55 07:19 11:54 14:41 16:23 17:46
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-сани 1446
Григорианский
22 декабря 2024

Циклы уроков

О пользе практики самоотчета

О пользе практики самоотчета

Дни выхода уроков: Пятница
14 янв. 2022 4 435 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ

 


بسم الله الرحمن الرحيم 

الحمد لله الحمد لله رب العالمين و العاقبة للمتقين و لا عدوان الا على الظالمين 

و الصلاة و السلام على رسوله محمد و على اله و اصحابه اجمعين 

أما بعد: السلام عليكم و رحمة الله و بركاته!

 

Уважаемый джамаат, дорогие братья! Да будет благословенным для всех нас священный день - Пятница! Да запишет Всевышний Аллах награду за все наши шаги на пути сюда. Да дарует Аллах благословение, благосостояние и добро этого дня в каждый дом. 

 

Сегодня мы с вами затронем тему о требовании отчета с самого себя. Как вам известно, уважаемый джамаат, важно, чтобы человек спрашивал отчет с самого себя для своего духовного совершенствования и отстранения от недостатков и ошибок. Что значит спрашивать с себя отчет? Это когда человек каждый вечер спрашивает с себя отчет о том, что он сделал в этот день. Если он делает благие деяния, то продолжает делать их на следующий день. Если же по ошибке или по вспыльчивости, человек совершил грех или поддался гневу, то заменить это на благое деяние на следующий день. В Коране Всевышний Аллах сказал: 

 

أستعيذ بالله 

وَلَا أُقْسِمُ بِالنَّفْسِ اللَّوَّامَةِ

«Клянусь душой упрекающей!»

 

Касательно данного аята, табиин Хасан аль-Басри сказал: «Верующий человек спрашивает с себя, требует у себя отчет: «Что я сказал сегодня, что я ел, что я пил». А слабый человек делает все, что хочет, не задумываясь об этом». Так вот, уважаемые братья, очень важно требовать с себя отчет. Наш прадед Абай в своем 15 слове-назидании сказал: 

 

«Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь?»

 

Только призадумайтесь, здесь сказано «если желаешь быть в числе умных людей». Абай продолжает: «Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе потом испить горечь сожаления? Или же ты и сам не заметил, не помнишь, как и чем жил?» Наш прадед Абай не просто так называет здесь «умным человеком» того, кто спрашивает с себя отчет. Потому что Пророк ﷺ в своем хадисе сказал: 

 

الْكَيِّسُ مَنْ دَانَ نَفْسَهُ وَعَمِلَ لِمَا بَعْدَ الْمَوْتِ

«Разумный тот, кто управляет своими желаниями и работает для того, чтобы быть счастливым в Следующей жизни после смерти».

 

Здесь говорится о качествах разумного человека. Также и наш прадед Абай что сказал? Разумный это тот, кто спрашивает с себя отчет каждый день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц. В продолжении хадиса говорится: 

 

وَالْعَاجِزُ مَنْ أَتْبَعَ نَفْسَهُ هَوَاهَا وَتَمَنَّى عَلَى اللَّهِ

«А слабый тот, кто следует на поводу своих низменных желаний и страстей, совершая грехи и при этом возлагая надежду на милость Творца».

 

Например, человек пьет водку и говорит: «Аллах простит нас, мы же мусульмане». Слабый - это тот, кто совершает грехи, зная об этом, и надеется на милость Аллаха. 

 

Наш прадед Машхур Жусуп в своих произведениях высказался о тех, кто не отчитывает себя, со словами: «Едят запретное, зная об этом». Например, человек знает о том, что водка запрещена, но все равно пьет ее. Многие люди, особенно сегодня, злоупотребляют спиртными напитками. Неправильно это делать, зная о запрете. «Хуже запретного - ложь и сплетни» - продолжает Машхур Жусуп, говоря о том, что ложь и сплетни еще хуже, чем эти запреты. «Человек этого времени может и таков, что не задумывается о том, что приходит и уходит». Машхур Жусуп говорит о том, что и в его времена были люди, которые не отчитывали себя. «Что я делаю, как я провел день, любит ли Аллах это мое деяние, не задел ли я своими словами того человека?». Уважаемый джамаат, дорогие братья, это помогает человеку достичь совершенства и избавиться от недостатков. 

 

Отчитывание себя бывает двух видов. Первое, до совершения действий, а второе, после совершения действий.

 

До совершения действия - означает спрашивать себя перед тем, как сделать что-либо «Будет ли правильным это мое действие? Или неправильным?». Если он собирается совершить поклонение, то он взвешивает на весах: «Делаю ли я это ради довольства Всевышнего Аллаха или же с другой целью?». Исправлять свое намерение тоже считается отчитыванием себя. 

 

Что же означает спрашивать с себя отчет после действий? Это значит после совершения какого-либо поступка размышлять: «Как я это сделал, были ли недостатки, не согрешил ли я во время этого действия, если я согрешил, то попросил ли я прощения у Всевышнего, покаялся ли?». Хазрат Умар (р.а.) написал следующее письмо одному из правителей:

 

«Отчитывайте себя прежде, чем с вас спросят отчет. Тот человек, который спрашивает с себя отчет, будет в завидном для других людей положении тогда, когда предстанет для тяжелого отчета (в День Суда). Конец человека, который относится небрежно к своей жизни, полон сожалений и грусти».

 

Такое завещание оставил правителям хазрат Умар (р.а.). Очень важно давать отчет самим себе, пока мы еще живы, до того, как мы предстанем для отчета перед Всевышним Аллахом в Судный день. Если мы будем спрашивать с себя, то давать ответ в Судный день будет легче. 

 

Данная практика, несомненно, приносит пользу. Давайте остановимся сегодня на некоторых из них: 

 

Во-первых, это облегчает отчет в Судный день. Выше уже был приведены слова Умара (р.а.) об этом. Праведные люди в прошлом анализировали свои поступки. Это было одним из важнейших дел в их повседневной жизни, уважаемые братья. «Для Кого мы совершаем наши поклонения? Поданная нами милостыня, служба родителям, отношения с родными, для кого мы совершаем все это?». Чтобы все эти деяния были тяжелыми на весах, сам взвешивай их сначала. Какие у тебя есть деяния, которые любит Всевышний? 

 

Все мы прекрасно знаем, если человек с района хочет отправиться, например, в ЦОН, находящийся в центре, то что он должен сделать? Он должен хорошо подготовить все необходимые документы с района и, затем, отправится туда. Вы прекрасно знаете, что если ваши документы не будут в порядке, то вам придется вернуться обратно. Поэтому вы хорошо подготавливаетесь, собираете документы детей, оригиналы и копии, справки и все, что необходимо. Иногда бывает, что даже в таком случае вам приходится возвращаться обратно. И с такой подготовкой документы могут не пройти и могут быть не приняты. Однако вы в любом случае отправляетесь туда, будучи подготовленным. Видите, подобно этому, Умар (р.а.) напоминает нам об этом. Готовьте себя сегодня к великому судному дню. Пока ваши дела не будут взвешены на великих весах; взвесьте их самостоятельно, подумайте над тем, что вы делаете. 

 

Хасан аль-Басри сказал: «Верующий человек воспитывает свой нафс. Он желает довольства Аллаха и спрашивает отчет с самого себя. Воистину, спрос с тех людей, которые отчитывали сами себя, будет легче в Судный день. А для тех, кто не делал этого, отчет Судного дня будет тяжелым». Да убережет нас Аллах от этого! 

 

Во-вторых, практика самоотчета повышает богобоязненность. Есть деяния, благодаря которым мы прививаем себе богобоязненность. Одним из таких действий является спрашивать отчет с самого себя, думать над совершенными в прошлом действиями и над теми действиями, которые мы планируем совершить в будущем. В 18-аяте суры «Хашр» Священного Корана Всевышний Аллах сказал: 

 

أستعيذ بالله 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَلْتَنْظُرْ نَفْسٌ مَا قَدَّمَتْ لِغَدٍ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О верующие, бойтесь Аллаха! И пусть человек посмотрит, что приготовил (какие хорошие поступки) на завтра (к Судному дню). Бойтесь Аллаха, ведь Аллах знает обо всем, что вы делаете».

 

В данном аяте Всевышний Аллах повелевает три благих качества: первое, это богобоязненность, страх перед Аллахом; второе, спрашивать с себя отчет, и еще раз бояться Аллаха. То, что тема об отчитывании самого себя приходит в середине аята, указывает на то, насколько это тема является важной.

 

Был такой табиин, которого звали Фудайль ибн ‘Ияд. Как-то к нему подошел один аксакал и он спросил его возраст. Аксакал ответил: «Мне 60 лет». Тогда он сказал: «Вы приближаетесь к тому возрасту, когда вы будете возращены к Аллаху». Тогда тот человек сказал: «инна лиЛляхи уа инна иляйхи роджи’ун» Фудайль спросил: «Знаете ли вы значение этих слов?» Аксакал ответил: «Да знаю. Я раб Аллаха и я буду возвращен к Нему». Тогда Фудайль ибн ‘Ияд сказал: «Если вы знаете о том, что вы являетесь рабом Аллаха и будете к Нему возвращены, то значит вы знаете и том, что будете спрошены. Если вы знаете о том, что будете спрошены за каждый ваш поступок, тогда готовьте ответы на эти вопросы». Тогда аксакал немного задумался и сказал: «Да помилует Аллах! Что же теперь нужно делать? Есть ли какое-то решение?» На что Фудайль ибн ‘Ияд ответил: «Да, решение есть. Оно легкое. Проведите остаток вашей жизни в богобоязненности, тогда Всевышний Аллах простит вам прошедшие грехи». Как вы видите, спрашивать отчет с самого себя приводит человека к тому, что он может оказаться среди богобоязненных рабов Аллаха, и это может быть присвоено нам с вами, уважаемые братья. 

 

В-третьих, еще одной пользой отчета перед собой является то, что это учит человека видеть собственные недостатки и не обращать внимание на ошибки других людей. Однако у нас все наоборот. Мы занимаемся поиском недостатков в других людях, а не в самих себе. Некоторые взяли в руки мощный фонарь и пытаются отыскать недостатки в окружающих людях. Однако в них самих присутствуют столько недостатков и ошибок, которые они не видят. Человек для того чтобы исправить свои недостатки, для начала должен узнать их. Что сказал хазрат Умар (р.а.)?

 

«Тот, кто сказал мне о моих недостатках, сделал мне большой подарок. Пусть Аллах помилует его!»

 

Он не сказал: «Этот человек говорит мне о моих недостатках прямо и таким образом унижает меня». Следовательно, чтобы человек познал свои собственные недостатки и занялся ими, он должен давать себе отчет. Тот человек, который спрашивает с себя отчет: «Не сказал ли я вчера лишнего своему брату? Не сплетничали ли мы зря о третьем человеке, когда находились вдвоем? Не притеснил ли я права другого человека, думая при этом, что я выиграл?», способен увидеть собственные недостатки и избавиться от них. В суре «Аль-Маида» Всевышний Аллах говорит: 

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا عَلَيْكُمْ أَنْفُسَكُمْ ۖ لَا يَضُرُّكُمْ مَنْ ضَلَّ إِذَا اهْتَدَيْتُمْ ۚ

«О верующие! На вас (лежит) ответственность за (исправление) вас самих»

 

Всевышний Аллах повелевает исправлять самих себя. В продолжении аята сказано:

 

«Если вы следуете верным путем, то вам не навредит впавший в заблуждение».

 

Если вы находитесь на прямом пути, тогда действия заблудших людей не навредят вам. У нашего прадеда Габита Мусирепова есть замечательные слова: «Легко заметить недостатки других людей нежели, чем свои собственные». Это диагноз, поставленный людям в любом обществе. Человек всегда занят подсчитыванием и исправлением недостатков других людей вокруг, но не своих собственных. 

 

Наш предок Шакарим Кудайбердиев (да помилует его Аллах) оставил замечательное завещание по поводу данной темы: 

 

«Чем замечать недостатки других людей 

 

И расследовать их плохие стороны,

 

Беспокойся о собственных мыслях

 

И очищай самого себя, 

 

Борясь с собой до самой смерти!» 

 

Потому что, если мы с вами будем хорошими, станем исправлять себя, заботиться о себе, тогда и люди вокруг будут меняться, смотря на вас. 

 

Недавно один парень сказал: «Когда год подошел к концу, я дал отчет самому себе. Сколько я нашел друзей в этом году? Сколько я потерял друзей? Что я сделал? Чего добился?». Тогда я посмотрел и заметил, что я потерял некоторых друзей. Я и сам знаю причину этого, возможно, наговорил чего лишнего или перешел грани. Тогда я поставил сам себе условие: когда я буду говорить о недостатках, то не буду называть имя определенного человека. Не буду говорить о «Сарсенбае или Бейсенбае», а также не буду говорить об их недостатках в их отсутствии. И я вижу хорошие результаты этих действий».

 

Уважаемые братья, значит, самоотчет помогает улучшить себя. Когда мы ругаемся с кем-то или впадаем в грех, то никогда не ищем недостатки в самих себе. Мы обвиняем противоположную сторону, однако у каждой монеты есть две стороны. А значит, вторая сторона должна задуматься «Почему так случилось? Почему так сильно задело?», если вы сказали плохие слова, то возможно вы не смогли удержать себя.

 

В некоторых древних книгах приводится следующая история: Среди некой пустыни был город, который был далек от цивилизации. Если какой-либо человек оставался в этой пустыне один, то можно смело заявить, что он оказывался перед лицом смерти. Однако у города была очень высокая крепость настолько, что человек не мог преодолеть ее. Внутри города люди жили хорошо и спокойно, но никому не было дозволено выходить за пределы города. Раз в 5 лет двери города открывались, после чего глава города, который был на этой должности пять лет, выходил оттуда. Пять лет ты можешь жить хорошо и в достатке, но через пять лет ты будешь вынужден покинуть город. После того, как ты выйдешь за город, то окажешься в пустыне, где нет признаков жизни, что означает, что ты встретишься лицом к лицу со смертью. В итоге, никто не захотел стать главой города. Кто хочет умереть? Тогда один молодой парень вышел и изъявил свое желание возглавить город. Тогда аксакалы решили испытать его и сказали: «У нас есть определенные требования. 5 лет ты будешь править, но в конце этого срока ты должен будешь покинуть город». Молодой человек сказал: «Я согласен с вашими требованиями». Так, он приступил к своей должности, скрытно собрал тысячу парней и уже на следующее утро приказал им приступить к постройке нового города. После этого, он провел туда воду, посадил фрукты и овощи, построил отличный новый город. Но никто не знал об этом, потому что город не открывался. Никто не видел того, что он делает. В итоге, когда срок его должности подошел к концу, аксакалы подозвали его и сказали: «Итак, твое время здесь закончилось. Открывайте ворота, чтобы мы могли проводить его из города». Когда ворота открылись, аксакалы и весь народ были шокированы. В пустыне был выстроен замечательный новый город. Там кипела жизнь, было слышно пение птиц, спели фрукты и овощи. Тогда народ остался довольным трудолюбием парня и предложил ему и дальше оставаться правителем. 

 

Эта история является поучительной. Уважаемый джамаат, город посреди пустыни - это наша с вами жизнь. Каждый из нас является руководителем в своей жизни. Пустыня за пределами города - это смерть. Жизнь внутри города замечательная, однако через пять лет ты обязан покинуть город, согласно этой истории. Так, выиграет только тот человек, который готовился к жизни за пределами, находясь в своем городе. Следовательно, дорогие братья, если мы в этой жизни способны давать отчет самим себе, украшать ее благими деяниями, повернуть деяния в хорошее русло, тогда наше положение в Судный день также будет благим и прекрасным. В мгновение ока пролетели дни и месяцы, как год закончился. Каждый человек должен уметь подытожить свою жизнь. Что я сделал в этом году? Какие благие деяния я совершил? Если вы сумели сделать благие деяния, то продолжите их в следующем году. Если поддались нафсу и совершили ошибки, то замените это хорошими поступками. Такую цель мы должны поставить перед собой. Сколько сур вы заучили в этом году? Сколько ошибок в заученных сурах вы исправили? Сколько хадисов выучили? Чему обучили детей в этом году? На какие курсы отвели ребенка? Какие мероприятия вы провели в семье, чтобы повысить уровень духовности? Если мы сможем таким образом брать с себя отчет, дорогие братья, то наша богобоязненность возрастет, и мы станем совершать больше благих дел. Я хочу закончить нашу проповедь сегодня следующими словами Пророка ﷺ: 

 

اتق الله حيث ما كنت

«Бойся Аллаха, где бы ты ни был. 

 

و اتبع السيئة الحسنة تمعها

Все мы не без недостатков. Если ты совершил какой-либо грех, то вслед за этим соверши благое деяние.

 

و خالق الناس بخلق حسن

И придерживайся с людьми благих качеств и относись к ним хорошо».

 

Так вот, уважаемые братья, хотим мы того или нет, но еще один год по григорианскому календарю завершился. Годы сменяют друг друга. Для кого-то это радостно, но не стоит забывать вышеприведенные слова Фудайль ибн ‘Ияда, которые он сказал 60-летнему человеку, что с каждым годом мы приближаемся к точке, откуда будем возращены к Аллаху. 

 

Пусть Аллах увеличит наше благосостояние в этом году, пусть Аллах позволит каждой семье брать с себя отчет, прививать себе благие качества и отдаляться от недостатков! 

 

و آخر دعوانا ان الحمدلله رب العالمين 

و صلى الله تعالى على خير خلقه محمد و على اله و اصحابه اجمعين 

الله اكبر

 

Нрав мусульманина

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi