Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Казбек Ахметов
- Канатали Такиров
- Нурмухаммад Иминов
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев

- Нет, протирание шеи во время омовения не является нововведением. Один раз сделать масх считается мустахабом (желательным действием) в нашем мазхабе. Так как хадисы на эту тему являются слабыми, но их количество предостаточно, то на основании этого мы не называем это сунной, но ханафитские учёные сошлись во мнении, что это входит в адабы (этикет) омовения, то есть является мустахабом.
- При омовении вам нужно омыть здоровые участки тела, а повязку протереть (сделать масх), при условии, что масх будет сделан на большую часть повязки, то есть больше половины. Например, если повязка на левом предплечье, тогда нужно полностью вымыть правую руку и здоровые участки левой руки, а затем сделать масх на большую часть повязки. После этого омываются остальные части тела, то есть моется лицо, проводится масх по голове, моются ноги и так далее. В таком случае тахарат будет действительным. То же самое касается и большого омовения (гусля): нужно омыть всё тело и сделать масх на повязку. А если же и это причиняет вред, тогда разрешается не проводить масх, а достаточно вымыть только здоровые участки тела. Что касается гипса, то положение такое же как у повязки.
- В этом случае человек должен омыть всё тело по возможности, а на голову наложить повязку и сделать масх по ней. Таяммум делать не требуется, так как рана только на голове и нет трудностей в том, чтобы омыть остальное тело. Поэтому полное омовение (гусль) остаётся обязательным.
- Зубные пломбы, брекеты, коронки, протезы и тому подобное не являются препятствием для омовения. Промывание рта с установленными коронками, брекетами или пломбами считается равнозначным обычному промыванию зубов. Поэтому их наличие не мешает действительности тахарата и гусля.
- Да, если человек засмеялся в намазе так, что его смех услышал стоящий рядом, это нарушает и намаз, и омовение. Если же он смеётся тихо, так что слышит только сам себя, тогда нарушается только намаз, а омовение остаётся действительным. А просто улыбка без звука не нарушает ни намаз, ни омовение, но считается макрухом (нежелательным действием), так как намаз следует совершать с полным смирением и сосредоточенностью.
- Да, совершаются только два ракаата сунны утреннего намаза. Приветственный намаз мечети (тахиятул-масджид) отдельно не совершается. Потому что Посланник Аллаха ﷺ в это время не совершал никакого добровольного намаза, кроме этих двух ракаатов сунны до фарда.
- Если вы совершаете, например, фарз утреннего вечернего намаза в одиночку, то можно читать про себя. Однако предпочтительнее читать вслух, пусть и негромко, так как за это будет больше награды. А если вы ведёте намаз в качестве имама, то в этом случае обязательно читать вслух те намазы, которые положено читать вслух, и, соответственно, читать про себя те, которые читаются про себя.
- Если ваш ребёнок самостоятельно сядет вам на колени, то это не нарушает намаз. Но если он сядет с вашей помощью — то есть вы возьмёте его и посадите, или во время намаза поднимете на руки, — и в подгузнике есть наджаса, тогда ваш намаз может нарушиться, так как вы окажетесь в положении человека, который держит нечистоту.
- Да, Аллах понимает все языки, и каждый человек может обращаться к Нему с мольбами (дуа) на своём родном языке. Но намаз — это не просто личная молитва. Это установленный ритуал поклонения, форма, в которой есть порядок, слова и действия, переданные от Пророка Мухаммада ﷺ. Именно поэтому намаз совершается на одном языке — арабском. Если бы каждый читал намаз на своём языке, это нарушило бы единство. Представьте: один читает на турецком, другой на казахском, третий на английском. Было бы трудно молиться вместе, невозможно было бы быть имамом для всех. А так, где бы вы ни были — в Казахстане, Нигерии, Турции или Японии — мусульмане совершают намаз одинаково. Это создаёт ощущение единой уммы. При этом важно понимать: мы читаем на арабском не потому, что это язык арабов. Нет — это язык Корана. Язык, на котором было ниспослано последнее Божье Откровение. Язык, на котором молился сам Пророк ﷺ. Это язык, который объединяет миллионы верующих в одной форме поклонения, не искажая смысл, не теряя точности.
- Нет, такое утверждение не является правильным. Обращение к Аллаху с мольбой (ду‘а) после намаза — это узаконенное и подтверждённое действие. В хадисе, переданном от Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) и приведённом имамом Тирмизи, сказано: «Один человек спросил Посланника Аллаха ﷺ: “Когда мольба больше всего принимается Аллахом?” Пророк ﷺ ответил: “Мольба, прочитанная в середине ночи, а также после намаза.”» (хадис хасан) На основании этого и других текстов, учёные четырёх мазхабов пришли к выводу, что делать ду‘а после намаза — это сунна и не является нововведением (бид‘а). Более того, время после намаза считается одним из лучших моментов для обращения к Аллаху.