Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Иша 19:08
Алматы
Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:03 07:20 12:39 16:09 17:52 19:08
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1442
Григорианский
28 октября 2020

Циклы уроков

Урок 4: Воспитание пророка Мухаммада ﷺ

Урок 4: Воспитание пророка Мухаммада ﷺ

Дни выхода уроков: Суббота
10 окт. 2020 757 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على آله و أصحابه أجمعين.

السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

 

Уважаемый джамаат, мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка ﷺ, то есть по сире. На прошлом уроке мы остановились на роде Пророка Мухаммада ﷺ. И ученые ислама говорят, что нет никаких разногласий в родословной до Аднана, который является сыном Исмаила. Далее, после Аднана и до Адама ((عليه السلام, среди тех, кто продолжал родословную Пророка ﷺ, появились разногласия. И наши ученые пришли к такому выводу, что те, кто продолжает род Пророка ﷺ, после Аднана – лгут.

 

Так же на прошлом уроке мы сказали о том, что каждый мусульманин должен знать родословную нашего Пророка Мухаммада ﷺ, и обучить ей своих детей. Так как, если человек любит кого-то, он должен знать всю информацию о нем. Например, если взять маленького ребенка, который является фанатом футболиста, то он знает всю информацию о нем. Так же и мы, если мы говорим, что любим нашего Пророка Мухаммада ﷺ, тогда мы обязаны знать всю информацию о нем. Так как это наш Пророк, указавший нам истинный путь, прямую дорогу.

 

На прошлом уроке мы остановились на одном известном хадисе Пророка Мухаммада ﷺ:

 

«Аллах избрал Кинана из потомков Исмаила, и избрал Курайш из Кинана, и избрал из Курайша сыновей Хашима, а меня избрал из сыновей Хашима».

 

Этот хадис на первый взгляд показывает, будто арабы имеют преимущество над другими народами. И мы говорили в чем заключается преимущество арабов. Их преимущество в том, что наш Пророк ﷺ был из этого народа. Наши ученые сравнили это с сундуком, в котором есть что-то ценное. Потому что когда сундук считается ценным? Тогда, когда в нем есть что-то действительно ценное. В целом, следует уважать арабов, (как и представителей других народов), но не каждого лично, потому что среди людей, в том числе и среди арабов, есть и хорошие люди и есть плохие, но, после ухода из жизни Пророка Мухаммада ﷺ, среди арабов появились как богобоязненные люди, так и не богобоязненные.

 

Наш Пророк Мухаммад ﷺ родился в год слона. Эта история хороша нам известна из в Священного Корана. Это год, когда король Абраха пытался завоевать Мекку и разрушить Каабу, но Всевышний Аллах сокрушил всю его армию и сохранил Каабу.

 

Сегодня темой урока является воспитание Пророка Мухаммада ﷺ, который рос сиротой. Вы знаете, что его отец скончался еще тогда, когда Мухаммад ﷺ был в утробе своей матери. Затем, как это принято у арабов, после рождения, Мухаммада ﷺ  отдали на кормление женщине по имени Халима из племени Бану Саад. У арабов был такой метод воспитания ребенка, чтобы он рос и воспитывался в чистом месте, вдали от города и поэтому молочной мамой Пророка Мухаммада ﷺ стала Халима. Все ученые по сире, согласились, что у Халимы было тяжелое положение, поэтому она приехала в Мекку, чтобы взять на воспитание ребенка и соответственно получить за него деньги. Согласно риваятам, даже верблюд у нее был старым и бессильным.

 

В риватяе также сказано, что в этой местности многое время не было дождя, и стояла засуха. Но после того как Халима привезла Мухаммада ﷺ домой, покормила его грудью, то дом и двор Халимы начал цвести. Выращиваемыей ей скот начал становится жирнее. Коровы, которых она с утра отправляла на пастбище, вечером возвращались полными молока. Все это произошло тогда, когда Пророк Мухаммад ﷺ был на территории племени Бану Саад. Так же, в это время произошла удивительная история, когда Мухаммаду ﷺ рассекли грудь. Такая история является из числа машхур (известных), которую передали такие ученые как имам Муслим и другие ученые, хадисоведы (رحمهم الله).

 

Когда это случилось Пророку Мухаммаду ﷺ было 4 года. Он игрался на улице с детьми, когда пришли два человека, рассекли его грудь, оторвали кусочек плоти, сказав, что это доля у него от шайтана. Затем промыв этот кусочек, они снова положили его на место. Это произошло в тот период, когда Пророк Мухаммад ﷺ воспитывался у Халимы.

 

Когда, Пророку ﷺ исполнилось 6 лет, умирает его мать Амина. И таким образом, Пророка Мухаммада ﷺ отдают на воспитание дедушке – Абдуль Мутталибу. В 8 лет, уходит из жизни и его дедушка.

 

Наши уроки проходят на основе того, что сначала мы рассказываем об историях, а затем говорим о назиданиях и хукмах (положениях), вытекающих из этих историй. Здесь в первую очередь стоит остановиться на том, что Пророк Мухаммад ﷺ был сиротой. Почему Всевышний Аллах, лишил Своего любимого Пророка любви и родительской ласки? Почему, как другие люди, он не видел заботу и любовь родителей, их воспитание? Когда он рождается, его отдают женщине по имени Халима. Умирает его отец, затем мать, а после и дедушка. Все это показывает, что он был круглой сиротой. Так почему же Пророк Мухаммад ﷺ должен был видеть такие страдания, когда у тебя нет человека, который бы поддержал тебя, позаботился о тебе?

 

Наши ученые рассуждают об этом следующим образом: во-первых, посредством того, что Всевышний Аллах сделал Пророка Мухаммада ﷺ полной сиротой, Он хотел закрыть рот тем людям, кто после смерти Пророка Мухаммада ﷺ не станут признавать его пророчество. Как мы сказали, Пророк Мухаммад ﷺ был из племени Курайшитов, Бану Хашим, которе занималось организацией паломничества, то есть до появления религии ислам, арабы совершали паломничество и люди из Бану Хашим, раздавали воду зам-зам паломникам. Так же, у них была вторая миссия. Они собирали деньги у курайшитов, и на эти деньги, они раздавали бесплатную еду пришедшим паломникам, всеми этими работами занимались Бану Хашим. Абдуль Мутталиб был уважаемым человеком среди курайшитов, одним из их вождей. Ученые говорят, что Всевышний Аллах это сделал, чтобы никому из неверующих или атеистов, в голову не пришла подобная мысль: «Мухаммад рос рядом с отцом и дедушкой. Он видел их статус и авторитет. И далее, когда он вырос, для того чтобы продолжить авторитетную деятельность своих родителей, он придумал что-то в виде пророчества».

 

Например, мы мусульмане уверовали в Пророка ﷺ, но у других бывает другой взгляд на это. Например, во время коммунизма было мнение, что Пророк Мухаммад ﷺ придумал пророчество, чтобы поднять экономику арабов, для того чтобы арабы управляли всем миром, потому что его отец и дед, были влиятельными и авторитетными людьми среди курайшитов, но Всевышний Аллах, изначально уничтожил подобные мысли. Например, вы сын какого-нибудь короля, затем, если вы что-либо придумаете, сделаете, то людям в голову придет, что вы это совершаете, так как ваш отец был королем, что вы продолжаете его род деятельности. Всевышний Аллах сделал это, дабы люди могли отделить пророчество Пророка ﷺ от его рода. 

 

Например, если твой отец и дедушка имеют авторитет, то соответственно, и ты живешь более особенно, не считаясь с тем, с чем вынуждены считаться другие. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Пророк ﷺ изначально прожил жизнь в простом и скромном месте, потому что цель – сохранить человечность. Для людей более понятны действия человека, который вырос в простой обстановке (ибо богатство и особое положение лишают объективности), поэтому Всевышний Аллах все это связал. В этом и есть Мудрость Аллаха. После того, как умер его дед Абдуль Мутталиб, Мухаммада ﷺ на воспитание берет его дядя - Абу Талиб, однако, Абу Талиб не стал мусульманином. Если бы теоретически Пророк Мухаммад ﷺ придумал пророчество, то логично его взаимодействие в этом деле с Абу Талибом, так как он был самым близким для него человеком. Однако, Аллах не даровал иман Абу Талибу, а стало быть это не некий семейный план, поэтому у нас не должно возникать никаких сомнений, по поводу пророчества Пророка Мухаммада ﷺ. А также это говорится для того, чтобы мы могли знать какие примеры в качестве доказательств можно привести в споре с неверующими людьми, которые пожелают опровергнуть пророчество Мухаммада ﷺ.

 

Например, когда задают вопрос, кто самый известный человек в мире, то ответом на этот вопрос будет – Мухаммад.  Кто самый влиятельный человек в мире? Мухаммад. Кто самый гениальный человек в мире? Мухаммад. Да, Пророк Мухаммад ﷺ действительно умный человек, но в первую очередь идет его пророчество, поэтому мы говорим: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад Его Посланник». Теперь, когда мы говорим, что он лишился родительской любви и заботы, то здесь стоит задуматься вот о чем: если он перешел под покровительство Всевышнего Аллаха, то будет ли он тосковать по родительской любви? После того, как Всевышний Аллах взял его под Свою Милость, Заботу, то родительская любовь особой роли уже не играет.

 

Вторая мудрость, это то, что дом и финансовое состояние молочной матери Халимы, с приходом Пророка Мухаммада ﷺ сразу же изменилось, улучшилось. Это называется «ирхас». Ирхас – это те необычные вещи, которые происходили еще до пророчества. Муджиза – это явления, противоречащие физическому закону, которые появились после пророчества. И нет причин удивляться подобному, потому что, создатель всех этих причин – Всевышний Аллах. Кто пролил дождь, облака если не Аллах? Конечно же Всевышний Аллах. А облака, испарение воды, (все то, что именуется круговоротом воды в природе) это все лишь причины, но люди в основном не видят Создателя этих причин - Всевышнего Аллаха, потому что люди привыкли верить лишь в то, что видят своими глазами. Шейх Бути (رحمه الله) в одной из своих лекций приводит следующий пример:  «Если один человек будет кормить собак, и перед этим он будет нажимать на звонок, то спустя некоторое время, собаки будут думать, что их кормление связано со звонком, а не с человеком, но у звонка нет никакого причастия к кормлению».

 

Так же и у причин нет никаких действий, влияний и есть лишь Всевышний Аллах, Который оказывает влияние на эти причины, поэтому не стоит удивляться причинам. Всевышний Аллах создал нас из глины. А вы сможете сейчас создать человека из глины? Нет. Также очевидно, что Всевышний Аллах создает все условия для своих любимых рабов. И нет никаких сомнений в этом. Всевышний Аллах создает все условия даже для тех, кто не уверовал в Него. Например, японцы не являются мусульманами. Как-то сказал один человек, что по причине того, что арабы придерживаются таухида, Всевышний Аллах ниспослал им нефть. Если следовать этому мнению, то чего придерживаются японцы или китайцы? То есть если человек трудится, то Всевышний Аллах по праву дарует за это плату. Кто будет трудиться, тому воздастся.

 

Следующий вопрос о рассечении груди Пророка Мухаммада ﷺ. Эта история, как мы сказали ранее, произошла тогда, когда он был под опекой Халимы, у племени Бану Саад. По риваятам (сообщениям) передается, что когда Посланник Аллаха ﷺ игрался с детьми на улице, пришел Джибрииль ((عليه السلام, положил его на землю, рассек его грудь, достал сердце, и вытащил из него кусочек железа и сказал: «Это была часть сатаны, находившаяся в тебе». После он обмыл сердце водою из источника Зам-зам, и положил сердце на место. Дети, увидевшие произошедшее, побежали к Халиме и сказали, что Мухаммад умер. В риваятах говорится, что когда Халима выбежала, у Пророка ﷺ поменялся цвет лица. Некоторые люди, высказывали разные предположения по поводу этой истории, не смотря на то, что это пришло к нам в сахих источниках. Есть даже те, кто совсем не признает эту историю, задаваясь множествами вопросов. Некоторые и вовсе не восприняли эту информацию. У человека есть 3 источника, с помощью которых он может получить информацию. Первое, основывается на его пяти органах чувств. Вторые, решают это разумом. И третье - приходит информация, весть. Например, если я вам сейчас скажу, что в Португалии есть город Лиссабон, то вы поверите в это, потому что это доказанная информация. Никто же не сомневается в том, что когда-то давно жил Чингисхан, несмотря на то, что он сам никогда его не видел. Вся эта информация является вестью. Обязанность мусульманина, принять весть, если она пришла из достоверных источников. Например, никто из нас не видел Рай и Ад, но все мы в них уверовали, то есть здесь нет принципа, что их не существует, так как никто, ни ты, ни я, их не видели.

 

Теперь, почему Всевышний Аллах сделал подобное дело, рассек грудь Пророку Мухаммаду ﷺ? Поистине, очищение сердца человека происходит с духовной точки зрения, но Всевышний Аллах, показал и объяснил нам очищение сердца, с материальной точки зрения. Для чего? Для того, чтобы потом, когда Пророк ﷺ будет говорить о своем пророчестве арабы уверовали быстрее.

 

На человека большое влияние производит то, что они видит с материальной точки зрения, поэтому Всевышний Аллах пожелал сделать таким образом. Например, если вы уже много слышали что-либо про одного человека, а затем встретите его, то вы воспримете его таким, как уже о нем вам известно. А если же кто-либо говорит, что не верит в эти историю и т.д., то это всего лишь знак его слабости имана.

 

Следующая тема о поездке Пророка ﷺ в Шам и его труд, чтобы найти ризк (пропитание). Вы знаете, что когда Пророку Мухаммаду ﷺ было 12 лет, он отправился в путь с торговым караваном вместе со своим дядей Абу Талибом. Абу Талиб не смог отказать Мухаммаду ﷺ, и поэтому забрал его вместе с собой. Таким образом, когда караван дойдет до города Бусра, они будут проходить мимо одного монаха, которого звали Бахира. Бахира хорошо знал Библию, усвоил христианство и когда он увидел Пророка Мухаммада ﷺ долгое время был в раздумьях, а затем, посмотрев на Абу Талиба сказал: «Кем приходится для тебя этот мальчик?», на что его дядя ответит: «Это мой сын». Потому что Абу талиб в действительно очень сильно любил Пророка ﷺ, это, во-первых. Во-вторых , арабы как наши казахи. Например, дядя вашего отца, так же может называть вас своим сыном, поэтому иногда мы называем старших дядь, старшим отцом, младших - младшим отцом и т.д. Такое присутствует и у арабов. Тогда Бахира сказал: «У этого мальчика отец не должен быть живым». Тогда Абу Талиб сказал, что он сын его братишки. Затем Бахира спросил о том, что случилось с его отцом, на что он ответил, что его отец умер тогда, когда он был еще в утробе своей матери. И лишь тогда Бахира сказал: «Вот теперь-то ты говоришь правду. Возвращайтесь скорее на родину вместе с этим мальчиком и береги этого ребенка от иудеев. Если они увидят его, то обязательно совершать какое-либо зло. Я расскажу тебе тайну. Твоего племянника в будущем ждет большое дело». Услышав это, Абу Талиб тут же вернулся обратно в Мекку.

 

После того как они вернулись в Мекку, Мухаммад ﷺ будет пасти животных и находить свой ризк, пропитание. Он пас овец смешанных с козлятами. Посланник Аллаха ﷺ об этом рассказывает:

 

«Я пас овец народа Мекки, за незначительную сумму. Тогда Всевышний Аллах, спас меня от разных совращений, которые происходили в то время среди молодежи».

 

В другом риваяте, Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

 

«Я сам два раза задумывался о совершении тех дел, которые совершали джахили (невежды) в то время, но Всевышний Аллах каждый раз ставил преграду между мной и теми делами. В один день я сказал парню-подростку, который пас рядом овец, чтобы он присмотрел за моими животными, а я ночью сходил бы к мекканцам, которые веселились и не спали. Он согласился. Я вышел, и когда подошел к самому крайнему дому в Мекке, то услышал музыку, и когда я спросил что здесь происходит, мне ответили: «свадьба». Затем я остался там, дабы посмотреть свадьбу, но Всевышний Аллах оглушил мои уши, и я уснул. И проснулся лишь с утра, под палящим солнцем. Затем я вернулся к тому парню, который пас моих животных. Я рассказал ему произошедшую историю. В другую ночь я поступил так же, но Всевышний Аллах вновь усыпил меня, и я не слышал ничего что происходило. После этих двух случаев, я более не имел намерений совершить какое-нибудь скверное дело».

 

Отсюда исходят следующая мудрость: Бахира узнал Пророка ﷺ при первой же встрече, потому что, обладатели книг были осведомлены о качествах и признаках Пророка ﷺ. Особенно среди них больше знали ученые, которые умели писать и читать. Они знали определенные внешние признаки Пророка ﷺ. Даже иудеи из Медины говорили, что вскоре придет Пророк Судного дня, и в тот день, когда он явится, мы уничтожим племена арабов Ауз и Хазрадж (Ауз и Хазрадж, это два сына женщины по имени Каиля). Когда к Мухаммаду ﷺ пришло пророчество, и он говорил с племенами Ауз и Хазрадж, они вспомнили слова иудеев, и решили уверовать до того, как иудеи узнают об этом.

 

Посмотрите на Могущество Всевышнего Аллаха. Даже тот, кто знает, иногда может не видеть пользу из того, что знает, а пользу могут увидеть те, кто ранее не знал об этом. В этом и заключается Мудрость Всевышнего Аллаха. Имам Куртуби приводит следующий риуаят:

 

«Те, которым Мы даровали Писание [иудеи и христиане], (из своих книг) узнают его [Мухаммада] (как последнего пророка) также (хорошо), как узнают своих сынов, но ведь часть из них скрывают истину, в то время когда знают (что это истина)».

 

Был некий сподвижник, по имени Абдулла ибн Салям, который уверовал сразу после того, как впервые увидел Посланника Аллаха ﷺ, сказав: «Этот человек не может лгать. Он говорит лишь чистую правду».

 

Умар ибн Аль Хаттаб (رضى الله عنه), который пришел к Абдулле ибн Салям сказал следующее: «Знаешь ли ты Мухаммада так, как знаешь своих сыновей?». Тогда Абдулла ибн Салям ответил: «Да, я знаю его больше, чем своего сына. Потому что Всевышний Аллах указал на качества и признаки, для того чтобы мы познали самого доверенного на небе и Своего самого доверенного на земле. И по этим качествам я его знаю». Самый доверенный на небе – это Джибрииль ((عليه السلام.

 

В одном риваяте говорится, что после этих слов, Умар (رضى الله عنه) поцеловал в лоб Абдуллу ибн Салям. Если посмотреть на то, как стал мусульманином Салман Фарици, то он так же стал одним из тех, кто стал мусульманином, находясь в поиске Пророка Мухаммада ﷺ. Некоторые могут сказать, что подобной истории нет в Библии и Таурате, но мы знаем, что Библия и Таурат в какой-то степени были искажены. Если бы в них не было изменений, то не было бы никаких проблем между связью Мусы, Исы и Пророка Мухаммада ﷺ.

 

Другой момент, это то, что, не достигнув совершеннолетия, Пророк Мухаммад ﷺ начинает трудиться и зарабатывать пропитание. Это указывает на благородный нрав, который присутствовал у Пророка Мухаммада ﷺ. Это говорит о том, что у него была огромная человечность и что он не желает быть обузой для кого-либо. Состояние у Абу Талиба не было столь хорошим. И поэтому Пророк Мухаммад ﷺ далее взял под свою опеку сына Абу Талиба Али (رضى الله عنه), и его брата Джаффара (رضى الله عنه), который рос у Аббаса (رضى الله عنه). Пророк Мухаммад ﷺ видя любовь Абу Талиба по отношению к себе, все равно решил на самостоятельность в деле заработка на пропитание.

 

Это нам также показывает, что любой мусульманин, достигший совершеннолетия, не должен быть обузой для кого-либо, и висеть на чьей-то шее - это неправильное дело. Человек должен сохранять в себе человеческие качества, поэтому, в нашем народе говорят:

 

«Пусть Всевышний не даст нуждаться ни в ком другом, кроме Него».  

 

Это является для нас примером из жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Мы должны учить нашу молодежь этому, чтобы они сами трудились, и зарабатывали на свою жизнь.

 

Второе: Пророк Мухаммад ﷺ - пас овец. Это дело не является каким-то унизительным. В некоторых риваятах говорится, что все Пророки пасли овец и это их отличительнео ремесло. Это обучает человека быть спокойным, умиротворенным, тихим. Пророк Мухаммад ﷺ трудился и сам зарабатывал деньги. Потому что в шариате самым приятным пропитанием является то, что ты заработкал своим трудом. Поэтому Закария ((عليه السلام был плотником, Дауд ((عليه السلام кузнецом.

 

Ремеслом Пророка Мухаммада ﷺ была торговля. Все это указывает на то, для человека нет лучшей еды, которую он заработал своим трудом. Отсюда выходит, что человеку в любом положении надлежит трудится.

 

Следующий момент, это то, что Пророк Мухаммад обратил внимание на те деяния, которые совершали джахили и сам хотел их совершить. Это, как говорят наши ученые ислама, является признаком того, что Пророк Мухаммад ﷺ был человеком. Так как он был молодым, он также проявил интерес к тому, чем занималась молодежь того времени, то есть Мухаммад ﷺ был обычным парнем, который относился с любезностью к женщинам, со стремлением к искушениям дуньи и т.д.

 

Однако, Всевышний Аллах оградил Посланника Аллаха ﷺ от всего дурного, потому что следование своему нафсу выводит человека из себя, поэтому Абудлла ибн Аббас (رضى الله عنه) сказал: «Нафс – это своего рода Господь». Так же привел аят из Священного Корана: «Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть?».

 

Если у человека не будет разума, веры в сердце, способных остановить желание, если он пойдет у них на поводу, то как сказано в Священном Коране, он немедленно опуститься на животный уровень, но Всевышний Аллах изначально защищал Пророка Мухаммада ﷺ от этого.

 

Темой следующего урока будет торговая деятельность Мухаммада ﷺ, с чего она началась, а также его брак с Хадиджей.

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi