Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على آله و صحبه أجمعين
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат, мы вместе с вами проходим цикл уроков по назидательной жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Наши уроки — это уроки по сире, посвященные жизни, биографии Пророка. Последняя тема, на которой мы остановились и продолжим сегодня - первая делегация, пришедшая к Пророку ﷺ, самая первая группа, нашедшая Пророка ﷺ.
Как вам известно, после того как пророк Мухаммад ﷺ начал открыто призывать людей к религии Аллаха в своих проповедях, изо дня в день стали увеличиваться его мучения, связанные с издевательствами и трудности. На Пророка ﷺ было оказано сильное давление и со стороны мекканских мушриков. От некоторых родственников из числа мушриков он получал помощь, а от других родственников, как Абу Джахль - притеснение. Так, на прошлом уроке мы рассказали о том, что во времена этих трудностей сподвижники совершили переселение (хиджру) в современную Эфиопию, имеющую в исламском шариате название Хабашистан. Сегодня мы затронем следующую тему: первая делегация, пришедшая к Пророку ﷺ.
Чтобы узнать побольше об Исламе к Пророку ﷺ прибывает специальная делегация. Делегация — это группа людей. Их численность достигала 30 человек, и они были из Хабашистана (Хабаш), т.е. Эфиопии, места, куда совершили переселение сподвижники. Они пришли вместе с родственником и известным сподвижником Пророка ﷺ Джафар ибн Аби Талиб (р.а). У нас, среди казахов, есть же имена Жаппар, Джагфар, Жагфар, так вот изначально, эти имена давались в качестве уважения к Джафар ибн Аби Талибу. Таким образом, под руководством Джафар ибн Аби Талиба (р.а) они прибывают в Мекку. После прибытия они познакомились с Пророком ﷺ, увидели непосредственно его качества, впервые послушали Коран, ниспосланный Пророку ﷺ. Услышав Коран, все прибывшие люди немедленно приняли ислам. Число прибывших было больше тридцати, и все они были христианами.
В те времена Мекка была небольшим городом, и мушрики тут же услышали о случившемся. Весть о делегации к Пророку ﷺ, которая уверовала в ислам, сразу же распространилась по всей Мекке. Услышав это, Абу Джахль пришел и сказал: «Я не видел более глупого каравана, чем ваш. Потому что ваш народ специально послал вас, чтобы вы узнали, что это за человек. А вы не успев прибыть уже оставили вашу религию». Такими словами он задевал их.
Они что же сказали?
سلام عليكم
«Мир вам от Аллаха. Если вы проявляете невежество по отношению к нам, то мы не будем проявлять невежество по отношению к вам. Пусть наша религия останется нам, а ваша - вам. Пусть никто не вмешивается в дела друг друга. Мы пришли сюда за благом».
Тогда Всевышний Аллах в качестве уважения к прибывшим тридцати людям ниспослал следующий аят:
الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ مِنْ قَبْلِهِ هُمْ بِهِ يُؤْمِنُونَ
Те, кому Мы дали Книгу раньше, уверовали в него (Коран).
وَإِذَا يُتْلَىٰ عَلَيْهِمْ قَالُوا آمَنَّا بِهِ
Когда им читают его (Коран), они говорят: «Мы уверовали в него.
إِنَّهُ الْحَقُّ مِنْ رَبِّنَا
Это, без сомнения, истина от нашего Господа.
إِنَّا كُنَّا مِنْ قَبْلِهِ مُسْلِمِينَ
Мы и прежде были мусульманами».
أُولَٰئِكَ يُؤْتَوْنَ أَجْرَهُمْ مَرَّتَيْنِ بِمَا صَبَرُوا
Они получат свою награду дважды за то, что были терпеливы.
وَيَدْرَءُونَ بِالْحَسَنَةِ السَّيِّئَةَ
Они заменяют плохое хорошим.
وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنْفِقُونَ
и расходуют из того, чем Мы их наделили.
وَإِذَا سَمِعُوا اللَّغْوَ أَعْرَضُوا عَنْهُ
А услышав глупые слова, они отворачиваются от них (сказавших их)
وَقَالُوا لَنَا أَعْمَالُنَا
и отвечают: «Нам — наши поступки, мы сами ответим за то, что мы сделали,
وَلَكُمْ أَعْمَالُكُمْ
а вам — ваши поступки.
سَلَامٌ عَلَيْكُمْ
Мир вам!
لَا نَبْتَغِي الْجَاهِلِينَ
Мы не хотим иметь дело с невеждами».
Это 52-55 аяты суры «Касас». Это аяты Всевышнего Аллаха, ниспосланные для самой первой делегации. Это тема, которую мы должны были пройти.
Теперь остановимся на хукмах, извлекаемых из этой темы.
Самый первый хукм: мушрики прибегнули ко всем видам издевательств и мучений, какие только есть. Однако, по воле Всевышнего Аллаха, прибыла делегация из 30 человек и уверовала во Всевышнего. Это, конечно, было по воле Аллаха. О чем это говорит? В какой бы период времени, в каком бы веке ни жили мусульмане, переживая разные трудности, эта религия будет продолжаться вплоть до Судного дня.
До Судного дня будут существовать люди, которые поймут и примут религию, как истину. Мы мусульмане, сколько бы ни видели трудностей, сколько бы нас ни выставляли в плохом свете, кто-то извне придет и поймет истинность религии, а численность мусульман, если не увеличится, то и не убавится. Во времена Пророка ﷺ, когда и без того маленькая группа мусульман переживала столько трудностей, люди прибывали издалека, осознав истинность веры, и принимали ее. О чем это говорит? Сколько бы трудностей мы ни испытывали, будучи мусульманами, чтобы распространить нашу религию, количество людей, принимающих ее, не уменьшится вплоть до Судного дня. Это первый пункт.
Сколько людей было в той делегации? Согласно одному риваяту, 30 человек. В другом риваяте передается, что их было 40 человек. Мы придерживаемся сахих риваята о том, что их было 30 человек. Они переплыли на лодке Красное море, проделали путь с тех берегов Красного моря и приняли ислам.
Второй хукм: даже если одни люди испытывают трудности по причине ислама, ислам все равно даст свои плоды. Это второй пункт.
Сколько бы давления ни было оказано на ислам, он все равно будет давать свои плоды. Мекканцы не смогли подавить эту религию в своем краю, понимаете? Любую вещь правильнее подавлять в самом ее начале. Как нужно закрывать воду? По руслу ее течения? Нет, ее нужно закрывать у истока и тогда вода остановится. Поэтому сколько бы мекканцы не оказывали давление, ни мучили и ни издевались, они все равно не смогли остановить ислам. В итоге, принявшие ислам люди были не из Мекки, а из-за ее пределов.
Есть еще такая вещь: может ли кто-то в определенной степени нанести вред исламу? Нет, не может. В 91-м году в Казахстане осталось всего 69 мечетей. Я работал в Уральске, из некоторых мечетей сделали клубы, дома культуры. В эпоху раннего Советского Союза против имамов проводились репрессии. Но смогли ли они убить веру в сердце мусульман своими действиями? Исчезло ли мусульманство? Нет. Они не смогли убить веру.
Установка «Бога нет» в итоге оказалась ложной, так как была основана на лжи с самого начала. У нашего народа есть изречение: «у лжи ноги коротки». Через определенное время она найдет продолжение, а затем закончится. Точно также никто не может препятствовать ислам. Совершенно ясно, что если количество мусульман не увеличится, то точно не уменьшится.
Сколько мусульман существует на сегодняшний день? Да, есть слабые, неграмотные, я не спорю, но каково количество? 1,5 миллиарда. Столько людей говорят «я мусульманин». Сколько человек? Полтора миллиарда человек. Арабов только 350 миллионов человек. Около четверти всех людей в мире - мусульмане. Никто никогда не сможет воспрепятствовать религии Аллаха, исламу. Снаружи может показаться, что на самом деле исламу препятствуют, однако нет места, куда бы не попадали лучи веры. Потому что Пророк ﷺ сказал:
«Эта религия Аллаха распространится по всем местам, где есть день и ночь, куда попадают солнечные лучи».
Во-вторых, здесь есть еще один момент, изменилась ли религия прибывших людей или они продолжили дальше со своей же верой? Есть такой вопрос, верно? Они пришли, увидели Пророка ﷺ и уверовали. Они уверовали впервые или продолжили со своей верой? Согласно мнению большинства ученых, они не обновляли иман, потому что они в своей книге Торе или Инджиле знали все качества Пророка, знали о приходе Пророка. Когда они все пришли и увидели Пророка ﷺ, они убедились, удостоверились, что это он. Поэтому наши ученые сказали: «Их иман не обновился, а нашел свое продолжение».
Есть еще следующий момент: есть такое понятие «небесные религии». Слышали ли вы такое выражение? Религии самауи, что означает небесные религии. На самом деле, значение фразы «небесные религии» неправильное. Потому что мы, начиная эти уроки, остановились на таком моменте: будь это ислам или христианство, иудаизм или еще более ранние религии, все они пришли с основой, что Аллах Един и у Него нет сотоварищей, Он ни в ком не нуждается. Поэтому неправильно сказать «небесные религии», но можно сказать «небесные шариаты», потому что шариаты разные. Но если понимать религию, как иман и акиду, то так разделять неправильно. Понимаете? Такой момент. Потому что христиане пришли, уверовали и продолжили жить с имеющимся иманом. Это наша тема сейчас. Если вопросов нет, то мы пройдем следующую тему по сире, которая называется «Год скорби».
«Год скорби» — это десятый год в жизни Пророка ﷺ после ниспослания пророчества. Причина, по которой он был назван «годом скорби», заключена в том, что Пророк ﷺ в этот год потерял свою жену Хадиджу и дядю Абу Талиба. Два этих человека покинули мир в один год. Ибн Са’д сказал: «Разница между смертью Хадиджи и Абу Талиба составляет 1 месяц и 5 дней».
Какие особенности были у матери правоверных Хадиджи? Ибн Хишам говорит: «Хадиджа подобна визирю, оказавшему истинную помощь и поддержку исламу». Пророк ﷺ говорил ей о своих жалобах, рассказывал о трудностях, с которыми сталкивался каждый день, находил успокоение и покой рядом с ней.
Что касается Абу Талиба, то он был большой крепостью для Пророка ﷺ, а также он оказывал поддержку Пророку ﷺ против мекканских мушриков. В 10 год, они оба покинули этот мир. Ибн Хишам (рахимахуллах), один из больших ученых, написавших книги по жизнеописанию Пророка ﷺ, сказал: «После того, как Абу Талиб покинул этот мир, посланник Аллаха ﷺ столкнулся с такими трудностями, которые не были раньше в его жизни. Потому что мекканские курайшиты, мушрики остерегались трогать Пророка ﷺ при жизни Абу Талиба, так как у Абу Талиба был высокий авторитет среди своего народа. После смерти Абу Талиба курайшиты настолько разошлись, что один глупец из их числа пошел и вылил грязь на голову Пророка ﷺ. Пророк ﷺ пришел с этой грязью на голове к себе домой, а его дочь села и начала мыть его голову со слезами на глазах. Пророк ﷺ посмотрел на свою дочь и сказал:
«Дочка, не плачь. Аллах защитит и убережет твоего отца»
Таким образом, Пророк ﷺ назвал этот год, в котором потерял Хадиджу и Абу Талиба, годом скорби. Потому что в этот год, помимо их смертей, увеличилось число трудностей и издевательств в отношении Пророка ﷺ. Эта наша еще одна тема на сегодня. Теперь мы остановимся на поучительных моментах из этой истории.
Есть такой вопрос: почему Всевышний Аллах так рано забирает Абу Талиба? Все находится в руках Аллаха. Складывается ощущение, что Аллах забрал у своего самого любимого раба его дядю, который оказывал ему много помощи, раньше времени. Потому что Абу Талиб на протяжении долгого времени защищал Пророка ﷺ от мучений и издевательств со стороны мекканских мушриков. Это первое.
Второе, Аллах забрал опору дома, Хадиджу, ведь когда Пророк ﷺ приходил домой после трудного дня, то он находил там жену, которая могла выслушать его и успокоить.
Что это показывает? Например, ты выполняешь какое-либо дело и в один момент теряешь двух надежных и доверенных людей, сможешь ли ты дальше продолжать свое дело? Два человека, на которых ты опирался и надеялся больше всего, ты продолжишь это дело дальше один или бросишь его. Это очень тяжело.
Однако, здесь нужно понимать, что в любое время прибегает к тебе на помощь не дядя, не жена, не знакомый и защищает тебя от бед и поддерживает во всем не дядя, брат или друг, если кто и помогает, двигает тебя вперед и дает силы, то только Всевышний Аллах.
Чтобы показать эту истину, Всевышний Аллах рано забрал дядю Пророка ﷺ Абу Талиба и жену Пророка ﷺ Хадиджу. Теперь понятно? Мы должны извлекать пользу из жизни Пророка ﷺ. То есть, если спрашиваем, то должны спрашивать только у Аллаха, если прибегаем к защите, то только к Аллаху, просить помощи только у Аллаха. Поэтому наши ученые говорят: «Если просишь о чем-то, то проси Аллаха, не проси у людей. Потому что, если человек дает, то обязательно ждет ответ, а если не даст то, что ты просишь, то ты вернешься обратно не имея того что хотел. Посмотрите, если он дает, то накладывает на тебя обязательства, а если не дает, то ты опускаешь голову и возвращаешься с пустыми руками. Если ты просишь о чем-то, то проси Аллаха. Если Он дает тебе, то это милость, а если не дает - то мудрость. Если Он дает тебе то, что ты просишь, то это, действительно, Его милость, оказанная тебе. А если не дает, то мудрость». Поэтому Али (р.а) говорил:
«Если Аллах дал мне то, о чем я прошу, то я радуюсь этому один раз. Если же Аллах не дал мне то, чего я прошу, то я радуюсь этому в десять раз больше, потому что в первом случае произошло то, чего я желал, а во втором - то, что пожелал Господь миров, а значит это то, что мне не подобает».
Это первое. Второе, есть такой пункт. Всевышний Аллах сказал в Коране:
و الله يعصمك من الناس
«О Мухаммад! Аллах защитит тебя от (зла) людей».
Значение слов в аяте «Аллах защитит тебя от людей» в том, что «ты не увидишь никакого мучения, не встретишься ни с какими трудностями, чтобы довести эту религию до конца, Аллах защитит и укроет тебя от всего, и ты не умрешь, пока не доведешь эту религию до людей, пусть у тебя не будет сомнения в этом». Ты эту религию доведешь, скажешь, только потом ты покинешь этот мир, выполнив свою задачу. В некоторых риваятах сказано, что после ниспослания этого аята, Пророк Мухаммад ﷺ перестал ходить рядом с кем-то и ходил один, хотя раньше рядом с ним ходили несколько сподвижников в целях охраны.
Поверите ли вы, что один исследователь в Германии работал против ислама, был востоковедом, но, когда прочитал этот аят и о действиях Пророка ﷺ после ниспослания этого аята, он принял ислам. Понимаете? Потому что этот Пророк - истина. Если бы он не был пророком, то ведь, чем выше степень и авторитет простого человека, тем больше охраны у него вокруг. Разве не так? Смотришь на некоторых парней, которые начали какое-либо дело, так через несколько лет рядом с ним уже ходит специальный человек, еще через какое-то время рядом будут ходить уже двое. Чем выше степень, тем больше людей рядом: водитель, охранник и т.д. Их число только увеличивается. А этот человек прочитал биографию Пророка ﷺ и стал мусульманином. Всего один аят, но для размышляющего человека он имеет большое значение.
Теперь есть еще один пункт: мы сказали, что Пророка ﷺ будет защищать Сам Аллах, однако Пророк ﷺ испытывал трудности также, как и все пророки до него. Чтобы донести религию Аллаха, переживал ли трудности Муса (а.с)? Переживал. А столкнулся ли с трудностями Иса (а.с)? Столкнулся. А пророк Салих (а.с)? Столкнулся. Были ли трудности у Юсуфа (а.с)? Были. А переживал ли их отец Юсуфа Якуб (а.с)? Переживал. Испытывал ли трудности пророк Юнус (а.с)? Да, испытывал. Пророк ﷺ прошел по тому же пути, что проложили пророки до него. Чтобы донести свою религию, они столкнулись с большими трудностями на своем пути. Зачем все это? Почему Всевышний Аллах позволил пережить столько мучений Своему самому любимому рабу? Например, смог бы ты пожелать столько трудностей своему ребенку, которого ты вырастил? Желаете ли вы трудностей для своей жены рядом? Хотите ли, чтобы ваш брат переживал трудности? Конечно, нет. Но Всевышний Аллах был доволен тем, чтобы Его самый любимый раб, пророк Мухаммад ﷺ пережил эти трудности и мучения. Почему? Что все последующие уммы, среди которых и мы с вами, посчитали лёгкими трудности при доведении этой религии. Например, когда вы сидите здесь, прилагаете ли вы усилия для распространения религии Аллаха? Вы же придерживаетесь ее, и когда идете, например, на мероприятие, то говорите им: «Не пейте водку, она харам». Ты хотя бы скажешь это. Или можешь сказать кому-то: «Не курите». Но что ты получаешь в ответ на это? Противостояние, другую реакцию. Что вам говорят? «Ой, да перестань ты, ты прекрати, мы сами решим, мы сами ответим перед Богом».
Некоторые совсем переходят границы и говорят: «На, выпей, а грех я сам за это понесу». Да, есть и такие. Говорят: «если и есть грех за это, то я сам его понесу». У него недостаточно ума для этого. Разумный человек такие вещи не скажет.
Ладно это, ни один человек за другого даже в тюрьму не сядет. Оставь вечную жизнь, видел ли ты хоть одного человека, который бы сказал: «не сажайте его в тюрьму, я его брат, я сяду за него»? Видели ли кого-нибудь, кто бы сказал «осудите лучше меня»? Нет такого человека. Это просто пустые разговоры. Никто не вникает в смысл этих слов. Просто так говорят. Даже если говорить не про тюрьму, если сказать кому-то: «сделай за меня работу», то и этого никто не сделает. Это все пустые разговоры. Следовательно, для последующих поколений после Пророка ﷺ, а именно для нас с вами, вплоть до Судного дня, это должно стать назиданием. Сколько мы с вами стараемся распространить религию Аллаха и Посланника ﷺ, видели ли мы на этом пути трудности? Кто-нибудь выливал грязь на наши головы? Нет, никто не лил на нас грязь. Даже если и выльют грязь, то для нас будет утешением то, что Пророк ﷺ пережил тоже самое. Это не «сподвижники переживали трудности, а он лежал, отдыхал». Пророк ﷺ тоже видел трудности и показал прекрасный пример терпения. Он научил не отступать до конца, в этом заключается значение всех испытаний, выпавших на долю Пророка ﷺ. Если после этого мы столкнемся с трудностями на пути доведения религии Аллаха, то у нас есть образец личности, с которого мы получаем назидание, и это пророк Мухаммад Мустафа ﷺ.
Есть еще один момент: Пророк ﷺ назвал этот год «годом скорби», правильно? Некоторые мусульмане, среди которых есть и ученые, вынесли такую фетву: если на нашу долю выпадают трудности, то этот год можно называть «годом скорби». Говоря на нашем языке, было вынесено решение, что если в какой-то год мы сталкиваемся с трудностями, теряем кого-то из близких людей, то такой год можно называть «годом скорби» и носить траур. Однако некоторые ученые выступили против этого мнения. Причина, по которой Пророк ﷺ назвал этот год «годом скорби» заключается не в том, что Пророк ﷺ лишился своего дяди Абу Талиба и жены Хадиджи. Самая главная причина того, что этот год называется «годом скорби» в том, что мусульманство перестало распространяться так, как раньше. Понимаете? Главная причина не в том, что он потерял жену или дядю. Почему? Потому что мы уже сказали по поводу его дяди, что он при жизни был большим защитником Пророка ﷺ. Благодаря такой защите дяди, Пророк ﷺ делал наставления людям, обучал их религии, призывал к исламу. Потому что при жизни Абу Талиба у них была возможность на такие действия, они свободно передвигались по улицам Мекки, они могли остановить любого человека на улице и объяснить ему основы этой религии, зайти в любой дом и произнести там проповедь. Однако после смерти дяди все эти двери закрылись. В некоторых риваятах сказано, что самой большой скорбью Пророка ﷺ была не смерть его жены или дяди, а неимение возможности донести религию до людей. По причине возрастающей скорби Пророка ﷺ, Всевышний Аллах ниспослал такие аяты:
بسم الله الرحمن الرحيم
قد نعلم إنه ليحزنك الذي يقولون
«Мы знаем, что тебя (Мухаммад) печалят их (мекканцев) слова.
فإنهم لا يكذبونك
Они не считают тебя лжецом, не отрицают твое пророчество
و لكن الظالمين بآيات الله يجحدون
Но эти несправедливые люди отрицают знамения Аллаха.
وَلَقَدْ كُذِّبَتْ رُسُلٌ مِنْ قَبْلِكَ فَصَبَرُوا عَلَىٰ مَا كُذِّبُوا وَأُوذُوا حَتَّىٰ أَتَاهُمْ نَصْرُنَا ۚ وَلَا مُبَدِّلَ لِكَلِمَاتِ اللَّهِ
И до тебя (люди) отвергали посланников. Но они терпели то, что их отвергали и мучили, пока не приходила к ним Наша помощь. Ничто не изменит обещаний Аллаха»
Что это значит? Этой религии достаточно для того, кто понимает это.
وَلَقَدْ جَاءَكَ مِنْ نَبَإِ الْمُرْسَلِينَ
«До тебя уже дошли некоторые сообщения о посланниках».
Эти аяты Всевышний Аллах ниспослал, чтобы утешить посланника Аллаха ﷺ. Даже, когда Пророк ﷺ лежал и очень сильно мучился, Аллах сказал ему: «Извлекай назидание от пророков, живших до тебя. Ты не первый человек, который испытывает эти трудности! Пророки, которые жили до тебя, тоже переживали эти трудности. Все пророки, начиная от Адама (а.с) и заканчивая тобой, прошли этот путь и пережили эти трудности. И ты тоже переживаешь их». О чем это говорит? Аллах утешает Своего Посланника ﷺ. И мы тоже при столкновении с трудностями во время распространения и доведения религии Аллаха должны брать пример с пророка Мухаммада Мустафы ﷺ.
На этом урок завершен. Темой следующего урока будет поездка Пророка ﷺ в Таиф.
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على اله و صحبه اجمعين
ربنا آتنا في الدنيا حسنة و في الاخرة حسنة و قنا عذاب النار
آمين الله أكبر