Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 14: Трудности и испытания открытого призыва к Исламу
Уважаемый джамаат, мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка ﷺ, то есть по сире. На прошлом уроке мы с вами прошли тему об открытом призыве к Исламу.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о трудностях и испытаниях, через которые прошел наш Пророк ﷺ, во время открытого призыва к истине, к Всевышнему Аллаху. То есть в целом, мы поговорим о трудностях, с которыми столкнулся наш Пророк ﷺ, донося религию Аллаха людям.
Вы знаете, что Пророку ﷺ было велено призвать своих близких родственников и соплеменников к религии. Пророк ﷺ беспрекословно выполнял приказы от Аллаха. Так же мы знаем, насколько сильно курайшиты были верны своей религии. Новая религия и религия курайшитов были абсолютно противоположны друг другу. Это стало причиной больших трудностей, которые испытывал Мухаммад ﷺ в своем призыве. После начала призыва к религии Аллаха, со стороны Посланника Аллаха ﷺ, ненависть и вражда курайшитов, по отношению к Пророку ﷺ и его сподвижникам, стала увеличиваться с каждым днем. К примеру, есть риваят, который приводит Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас (р.а.):
«Однажды, Пророк ﷺ совершал намаз в Каабе. В это время, один мушрик по имени Укба ибн Абиль Муайд подошел к Пророку ﷺ, совершающему намаз, залез на него и стал душить. В этот момент, подошел Абу Бакр (р.а.) и стал оттягивать этого мушрика от Пророка ﷺ, но тот продолжал сопротивляться и в итоге толкнул вперед Пророка ﷺ. Затем Абу Бакр (р.а.) сказал следующее:
«Люди, которые сказали, что их Всевышний – Аллах, вы хотите убить их?».
В другом риваяте, от Абдуллы ибн Умара (р.а.), сына Умара ибн Хаттаба, говорится:
«Пророк ﷺ читал молитву и совершал сажда. В это время, тот самый мушрик по имени Укба, принес с собой кишки верблюда и вылил на Пророка ﷺ. Пророк ﷺ продолжал находиться в саджде, не поднимая голову. Затем пришла Фатима (р.а.), дочь Пророка ﷺ, стала вычищать верблюжьи кишки, которые были на Пророке ﷺ и при этом проклинала Укбу».
Так же, помимо этого, были и другие формы издевательского поведения над Пророком ﷺ. Например, если вы будете разговаривать, а я, стоя позади вас, буду корчить рожи, то это будет означать мое издевательство над вами. Если во время вашего разговора, я буду стоять и качать головой в разные стороны, то это так же будет означать, что я надсмехаюсь над вами. Буду играть бровями, это так же будет означать мое издевательство. И это всё совершалось по отношению к Пророку ﷺ.
В следующем риваяте от Табарани (р.а.) передается: «Однажды, один человек взял полные ладони земли и бросил в сторону Пророка ﷺ. Пророк ﷺ, будучи испачканным, вернулся домой. Одна из дочек Пророка ﷺ омывала, очищала голову Пророка ﷺ со слезами. Тогда Пророк ﷺ посмотрел на свою дочь и сказал: «Дочь моя, не плачь. Аллах защитит твоего отца».
Сподвижники не остались в стороне от этих испытаний. Они так же, как и Пророк ﷺ повидали множество трудностей. Например, Билялу (р.а.) с восходом солнца придавливали грудь тяжелым камнем. Некоторые сахабы (р.а.) становились шахидами на этом пути. Некоторые стали слепыми, после подобных трудностей и испытаний. Имам Бухари (р.а.) приводит следующий риваят:
«Был сподвижник по имени Хаббаб ибн Аль – Араб, который рассказывал: однажды я пришел к Пророку ﷺ, который сидел в тени Каабы. Тогда я задал ему вопрос: «О Посланник Аллаха, не попросишь ли ты помощи для нас у Всевышнего Аллаха? Не обратишься ли ты к Аллаху с мольбой за нас»? И в ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ ответил: «Среди живших до вас бывало так, что плоть верующего человека раздирали железными гребнями, проникавшими глубже костей».
Это была одна из пыток язычников, которые они применяли по отношению к мусульманам. Они раздирали железными гребнями плоть мусульман, которые проникали глубже костей. То есть здесь говорится о мучительной боли. И далее Посланник Аллаха ﷺ продолжает:
«Однако и это не могло заставить его отречься от своей религии. Клянусь Аллахом, Всевышний обязательно приведет это дело к завершению. И будет так что всадник, направляющийся из Саны в Хадрамаут не станет бояться никого кроме Аллаха и волка для своих овец. Но вы слишком торопитесь».
Наш урок проходит следующим образом: изначально мы приводим историю, а затем мудрость и хукмы, выходящие из этой истории.
Теперь, у вас должен возникнуть подобный вопрос: «Почему они подверглись столь большим трудностям?». Пророк ﷺ и его сподвижники были любимцами Аллаха. Так почему же они подвергались столь большим испытаниям? Например, у вас есть ребенок, жена, родители. То есть люди, которые являются любимыми. Хотели бы вы для них трудностей? Конечно же, нет. Так почему же Всевышний Аллах ниспослал такие трудности Пророку ﷺ и его сподвижникам? Ответ таков. Самое большое качество человека в этой жизни — это быть мукалляфом. Мукалляф – это раб, которому вменены обязанности от Всевышнего Аллаха. Любой человек, рожденный на этот свет, является рабом Аллаха. Так же ему вменены определенные обязанности от Всевышнего Аллаха. Мы мусульмане говорим, что после наступления возраста балигат, человек обязан читать пятикратный намаз, соблюдать пост. Все обязанности мусульманина становятся обязательными и для него. То есть, после рождения человека и наступления возраста балигат, на человека возлагаются определенные обязанности. За обязанностями следуют и хлопоты. И вот проявление вот этих хлопот является показателем того, что человек является рабом Всевышнего Аллаха. Раб, выполняя свои ежедневные обязанности, каждый день показывает, что он является рабом Всевышнего Аллаха. Например, легко ли встать на утренний намаз? Нет, это побуждает определенные трудности. Во время сладкого сна, тебя пробуждает азан на утренний намаз. Ты еле просыпаешься и совершаешь утренний намаз. И, таким образом, совершая утренний намаз, ты показываешь, что являешься рабом Всевышнего Аллаха. Затем наступило время обеденного намаза, но в это время вам нужно пообедать. Следовательно, снова возникают определенные хлопоты. Далее, во время городской суеты, наступает время аср намаза. В дороге домой, когда стоишь в пробке, наступает время магриб намаза. И за этим так же стоят свои хлопоты и трудности. Сейчас совершить хадж не является большой проблемой. Ты можешь спокойно долететь на самолете. Но, тем не менее, это так же связанно с определенными трудностемя. 15 дней вы едете туда и 15 дней обратно. Чтобы выплатить закят у вас должно быть определенное количество средств. И часть из этих средств вы отдаете Всевышнему Аллаху. Это так же определенные трудности. Вы женились ради довольства Всевышнего Аллаха. Через какое-то время сладкий период завершается и начинается обычная жизнь. Вы должны прокормить свою семью. И вследствие этого у вас также возникают трудности. Вы должны дать достойное, правильное воспитание своим детям. Женить сына и выдать дочь замуж. Если посмотреть, то в каждом из этих дел есть трудности. К примеру, нельзя прерывать родственные связи, необходимо жить в мире с ними и идти на компромиссы. И это так же хлопоты для вас. После того, как мусульманину вменяются обязанности, он должен: первое, придерживаться шариата и второе, обучать шариату других.
После того, как Пророк Мухаммад ﷺ стал Пророком, он стал обучать шариату людей. Так же и вы должны в повседневной жизни придерживаться шариата и обучать ему других. И при выполнении велений шариата, вы должны вытерпеть все трудности, которые вам будут встречаться на пути. Пророк ﷺ прошел через все эти испытания.
Например, для Всевышнего Аллаха не является трудным сделать всех людей мусульманами. Ведь Всевышний Аллах Могущественный. У каждой вещи существует свой определенный порядок. И лишь после выполнения этого порядка, вы заполучаете эту вещь. Например, Всевышний Аллах, любя Своих рабов мусульман, некоторых из них делает шахидами. Почему? Потому что стать шахидом – это высочайшая степень. Всевышний Аллах приказал выплачивать закят. Закят и имущество являются близкими для нафса человека. Можете ли вы с легкостью отдать свое имущество? Когда вы выплачиваете закят, в какой-то степени вашему нафсу больно. Кто-то у вас попросит милостыню, и вы даете ее, хотя вам также нелегко отдать эту милостыню. Все это указывает на вашу преданность Всевышнему Аллаху.
К примеру, в армии начальники заставляют вас осуществлять пробежку. Это не доставляет никакого удовольствия вашему начальнику. Но тем не менее, он должен вас обучить порядку и подготовить вас. Все это для того, чтобы вы стали дисциплинированным. Так же и в исламе. Все обязанности мусульманина обучают его дисциплине и тем самым испытывают мусульманина. «Достоин ли он войти в Рай?». Поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Неужели люди полагают, что их оставят в покое и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? (29:2)
«Мы подвергали испытанию и тех, кто жил задолго до них. Ведь Аллах знает [наперечет] тех, которые правдивы, и тех, которые лживы» (29:3)
Так же в другом аяте Аллах говорит:
«Или вы полагали, что войдете в рай, не испытав подобного тому, что постигло [верующих], живших до вас?» (2:214)
Например, можешь ли ты поступить на грант в университет, не имея знаний? Нет, не можешь. Так же, если ты хочешь стать военным, но при этом у тебя нет военной, спортивной подготовки, то ты не сможешь стать военным. То есть у всего есть свои испытания, свои экзамены.
Если ты скажешь, что ты мусульманин, то это не снимает с тебя обязанностей.
Всевышний Аллах создал нас и поставил нам цель. Цель эта – Рай. Все мы хотим увидеть блага Рая. Так же Всевышний Аллах указал путь, для достижения этой цели. Так же на этом пути нам встречаются определенные трудности. Эти трудности испытывают все. Муса (а.с.), для того чтобы спасти свой народ от зла Фараона испытал множество трудностей. Пророк Юсуф (а.с.), Юнус (а.с.), Худ (а.с.), Нух (а.с.), Пророк Салих, Абу Бакр (р.а.), Умар ибн Хаттаб (р.а.), все они являются, кто Пророками, кто аулия, а кто праведными халифами. Но тем не менее, все они испытали тяготы и трудности. Так же и мы и вы увидим трудности на этом пути.
Теперь, когда мусульманин встретиться с трудностями, должен ли он отказаться от своего пути? Нет, наоборот, после каждой трудности, мусульманин должен еще больше стремиться идти вперед к своей цели. Поэтому нам привели этот риваят. То есть здесь мы в первую очередь понимаем, что Пророк Мухаммад ﷺ вновь призывает к терпению. Даже в этой ситуации, где многие из сподвижников, родственников становились шахидами. Они умирали от рук язычников. Когда сподвижники видели подобные мучения, то Пророк ﷺ постоянно говорил им, что они непременно будут превыше остальных. Он ﷺ говорил, что придет время и власть сподвижников будет на Румом, т.е. Византией. И самое интересное, что после смерти Пророка ﷺ, во времена халифата Умара (р.а.), все это действительно сбылось. И здесь важное не в том, что ты достигнешь каких-либо мирских целей. Главное, достичь цели, которую для нас установил Всевышний Аллах.
Если для мусульманина появляется какое-либо испытание, то это непременно благо. Ведь после тьмы ночи, непременно наступает свет дня. После тягот наступает облегчение. В один день так, в другой по-другому. Пророк ﷺ постоянно утешал своих сподвижников подобными словами.
В нашей повседневной жизни нам встречаются различные трудности. Особенно это ощутим, когда мы находимся в обществе не мусульман. Нам сложно совершать намаз, находясь на работе. Сложно оставаться верным, находясь на работе. Тем не менее, все это временно. Мусульманин никогда не должен унывать и грустить, потому что наши испытания ничто, по сравнению с испытаниями, которые видели до нас Пророк ﷺ, его сподвижники и современники. Однако, с каждым испытанием наш иман становится крепче.
Пусть Всевышний Аллах дарует нам быть мусульманами, пусть наши дети по воле Аллаха проживут долгую и праведную жизнь в Исламе, придерживаясь шариата.