Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 10: Сподвижники из числа Даруль-Аркам
Уважаемый джамаат, мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка ﷺ, то есть по сире. На прошлом уроке мы остановились на теме, о скрытном ведение призыва. То есть после того, как на Пророка ﷺ была возложена обязанность Посланника, он стал призывать людей к религии, в особенности первые три года, тайно, скрыто. Так же мы рассказали о причинах и мудрости этих вещей. После того, как Пророку ﷺ было ниспослано откровение, он стал выполнять приказы Аллаха и сторониться запретного. Поскольку курайшиты были верны своему неверию, он стал призывать людей к религии тайно. Таким образом, одними из первых, кто принял религию ислам, были: Хадиджа бинт Хувайлид, Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Харис, Абу Бакр, Усман ибн Аффан. Зубейр ибн Аввама, Абдуррахман ибн Ауф, Саад ибн Аби Уаккас и другие сподвижники.
Они скрытно обучались у Посланника Аллаха ﷺ правилам, положениям шариата, читали Коран. Некоторые из них совершали свое поклонение даже в горах, скрываясь от других людей. Таким образом, когда число мусульман достигло 30-человек, Пророк ﷺ выбрал дом сподвижника Аркам ибн Абиль Аркам. Этот сподвижник так же является одним из первых людей, принявших ислам. Этот дом был расположен у подножья горы Сафа. Пророк ﷺ специально выбрал этот дом, так как паломники обязательно проходят через эту местность, а также это место было удобным для обучения шариатским знаниям, и поклонению.
В некоторых риваятах говорится, что число уверовавших достигло 40 человек и многие из них были нищими. Мы уже рассказали о мудрости тайного призыва Пророка ﷺ. Он призывал людей к исламу тайным образом не потому, что боялся за свою жизнь, а для того, чтобы это было уроком для нас, для его уммы. Так же мы остановились на хукмах, вытекающих из этой мудрости. Если в какой-либо местности есть опасность уничтожения мусульман, то некоторые фетвы временно могут изменяться. Так же, мы говорили о людях, которые первыми приняли ислам и о том, что многие из них были бедными и нищими. И мы сказали, что это был закон от Аллаха. Всегда за Пророками следовали обычные, простые, нищие люди. Поэтому, когда римский император спросил у Абу Суфьяна, кто следует за Пророком, Абу Суфьян ответил, что все они бедные и нищие люди. И мы привели доказательство из Священного Корана этому утверждению. Так же, мы сказали, что подробнее остановимся на некоторых сподвижниках, которые первыми приняли ислам.
На сегодняшнем уроке, я подробнее остановлюсь на одном из самых молодых сподвижников, первым принявшим ислам – Мусаб ибн Умайр. Он был одним из сподвижников, который принял ислам в доме Аркама, когда ему было всего лишь 17 лет. В одном риваяте говорится, что на тот момент ему было 18 лет. Теперь, остановимся на следующем моменте. Кто такой Аркам ибн Абиль Аркам? Он был одним из первых сподвижников, принявших ислам. В риваятах говорится, что он был седьмым сподвижником, принявшим ислам. В некоторых риваятах говорится, что он был одним из 12 сподвижников. Мы знаем, что среди женщин, первой принявшей ислам, была Хадиджа, среди детей – Али, среди освобожденных рабов – Зейд, среди свободных мужчин – Абу Бакр Ас-Сыддик.
Аркам ибн Абиль Аркам был из племени курайшитов. Курайшиты, так же, как и казахи, делились между собой на рода. У него был дед, по имени Магзум, из числа курайшитов. Аркам был одним из тех сподвижников, которые много времени проводил с Посланником Аллаха ﷺ. Так же, он входит в число первых сподвижников, переселившихся в Медину. Пророк ﷺ познакомил его с Абу Тальхой Зейд ибн Сахль Аль Ансари. То есть Пророк ﷺ сблизил между собой мухаджира и ансара. Что это обозначает? Мухаджиры – это переселенцы из Мекки в Медину. Ансары – это те, кто встретил мухаджиров и оказал им всю возможную помощь. После переселения в Медину, Аркам (р.а.) купил себе дом, и остался там. Он участвовал во многих сражениях с Посланником Аллаха ﷺ. В таких битвах, как Бадр, Ухуд, Хандак и т.д. В битве при Бадре, Аркам (р.а.) в качестве награды получит очень ценную вещь – меч Марзубан. После, Пророк ﷺ назначил Аркама (р.а.) на должность сборщика закята. В некоторых риваятах говорится, что он жил до халифата Муавии Аби Суфьяна. Он покинул этот мир в 53 году по хиджре. По его собственной просьбе, джаназа провел Саад ибн Уаккас, который так же был одним из первых сподвижников, принявших ислам. В «муснаде» Ахмада ибн Ханбаля был один риваят Аркама ибн Абиль Аркама.
Теперь остановимся подробнее на его доме. Этот дом он оставил своим детям и внукам. Затем, один из халифов аббасидов Абу Джафар Аль Мансур выкупил этот дом у внуков сподвижника Аркама. Этот дом, в свое время играл роль центра знаний, и этот дом, несомненно, внес большой вклад в развитие религии ислам.
После того, как Умар (р.а.) стал мусульманином, Пророк ﷺ лишь тогда покинул этот дом. Абудлла ибн Масуд говорит, что им предало большую силу то, что Умар (р.а.) стал мусульманином. После того, как халиф Аль Мансур выкупил этот дом, он его оставил в качестве наследства своему сыну, халифу Махди. Махди же, подарил этот дом своей жене Хайзуран. Хайзуран выкупила земли других соседних домов, расширила территорию этого дома, и построила там мечеть. Затем, во времена османской империи, при правлении Мурада третьего, он еще больше расширил территории этой мечети. К сожалению, этот дом не смог сохранить свой первоначальный вид. Мы рассказали о первом центре знаний ислама.
Теперь, что касается Мусаба ибн Умайр, который был в числе первых людей, принявших ислам. Среди авторитетного рода курайшитов, был предок по имени Бану Абуддар. Он был очень богатым, красноречивым. Мусаб ибн Умайр был из богатых потомков, который одевался в самую модную одежду, умащался наилучшими благовониями и ел самую лучшую еду. Во время пребывания в Мекке, он слышал о Пророке ﷺ. Затем, он стал прислушиваться к словам Пророка ﷺ. Через некоторое время, он убедился в том, что ответы старейшин курайшитов, на призывы Посланника Аллаха ﷺ, были необоснованными. Таким образом, он присоединился к Даруль-Аркам и стал мусульманином. После этого, он стал ежедневно посещать Пророка ﷺ и обучаться шариатским знаниям, Корану. Имя его отца было – Умайр ибн Хашль. Его отец и мать были очень твердыми на своих джахилийских убеждениях.
Изначально, Мусаб совершал поклонения тайным образом. Но в один день, до его родителей дошла весть о том, что Мусаб стал мусульманином. После, родители заперли его в доме и не выпускали. И тут, начнутся его испытания. Мать его была настолько категорически против ислама, что поставила условие своему сыну, что если тот, не отречется от ислама, то она не будет, ни есть, ни пить, не будет сидеть в тени. И действительно, она сделала все так, как и обещала. Но сын, объяснял ей, что он не может отказаться от своей религии, от истины из-за нее. Таким образом, между родителями и ним возникла неприязнь. Но, в последствии, его мать приняла его решение, сказав, что они останутся на своей религии, а он на своей.
У Мусаба были двое братьев – Зурарат ибн Умайр и Абуррум ибн Умайр и одна лишь сестренка – Хинт бинт Умайр. У его отца было две жены. Абуррум бинт Умайр был сыном первой жены, а остальные были детьми второй жены. После принятия религии ислам, Мусаб ибн Умайр подвергся большим испытаниям. Во-первых, родители души в нем не чаяли и ни в чем не отказывали с рождения. Но, после принятия религии ислам, он в один день лишился всех этих удовольствий и привилегий. Также, он видел все испытания Пророка ﷺ, когда находился вместе с ним. Передает Умар (р.а.), что однажды Пророк ﷺ сказал следующее:
«Посмотрите на этого человека, которому Аллах осветил сердце! Я видел его прежде у родителей, которые кормили его самой вкусной едой и самыми наилучшими напитками, а по причине любви к Аллаху и Его Посланнику, он оставил роскошь этой жизни»
В другом риваяте говорится, что Пророк ﷺ заплакал, увидев изношенную одежду на Мусабе. Он смог в один день отказаться от всего, с чем он жил раньше, до ислама.
Ислам учит тебя истине, правильной жизни. Если же, в вашей жизни не происходит никаких изменений, то вероятно проблема в вас самих. Есть одни мусульмане, которые приняли ислам в Европе, и они действительно изменились. Я прочитал слова, в которых говорится: «Я обучился религии не у мусульман. Если бы я научился исламу у мусульман, то совсем бы не приблизился к исламу. Я, научился религии из книги Аллаха и сунны Посланника. Потому что сложно быть мусульманином, смотря на них. Так как нет связи с исламом между их словами и действиями».
После того, как вы стали мусульманином, в вашей жизни непременно должны произойти изменения, которые заметят ваши родители, жена, родственники. А если же таких изменений не наблюдается, то в вас есть большие проблемы и это очень сложно. Например, раньше, в моей деревне, когда кто-либо начинал совершать намаз, в этом доме совершали жертвоприношение и выражали свою благодарность Аллаху. Какая польза в том, что ты читаешь намаз, если из твоих уст исходят лишь грязные слова?
Теперь, что касается Мусаба ибн Умайр. Его женой была Ханна бинт Джахдж, сестренка одной из жен Пророка ﷺ, матери правоверных Зейнаб бинт Джахдж. В основе, многие сподвижники были в родственных связях с Посланником Аллаха ﷺ. Например, Абубакр (р.а.) был тестем Пророка ﷺ, Умар (р.а.) так же был тестем, Усман (р.а.) - зять, Али (р.а.) - зять, Саад ибн Уаккас - родственник со стороны матери. И мы также должны из этого брать пример. Мы должны роднить своих братьев и сестер, так как здесь есть и вера, и родственная связь, от которой ты никогда не убежишь. Наши предки хорошо знали это правило. Ханна родила Мусабу дочку по имени Зайнаб. После, когда Мусаб ибн Умайр стал шахидом в битве при Ухуде, его жена вышла замуж за Тальху (р.а.) и родила ему двоих сыновей – Мухаммада и Имрана. Это была информация, относительно семьи Мусаба ибн Умайра (р.а.).
Мусаб ибн Умайр (р.а.) в пятый год пророчества, после увеличения притеснений, сделал хиджру в Эфиопию. Затем, придет ложная весть, что все мушрики Мекки стали мусульманами. Они возвращались в Мекку и оставались там. Но при этом, ситуация в Мекке никак не менялась. Мусаб (р.а.), после возвращения из Эфиопии, первым делом навестил не родителей, а Пророка ﷺ. Услышав это, мать Мусаба (р.а.) выразила свою обиду. Мединские мусульмане, которые пришли во время Первой Акабы, попросили у Пророка ﷺ отправить учителя в Медину, который будет обучать шариатским знаниям. И Пророк ﷺ избрал учителем Мусаба ибн Умайра. Потому что, во-первых, Мусаб ибн Умайр обладал красноречием, был приветливым человеком и мог покорить своим обаянием других людей. И именно поэтому, Пророк ﷺ избрал Мусаба в качестве учителя. Затем, во время Второй Акабы, Мусаб вместе с 80-ти мусульманами пришел к Пророку ﷺ и дал клятву. Одним словом, Мусаб ибн Умайр был одним из сподвижников, который подготовил Медину до переселения Пророка ﷺ.
Есть один риваят, в котором говорится, что Мусаб ибн Умайр был внешне очень красивым человеком, а также, он был из знатной семьи, поэтому никто не мог сказать ему слова против. После приезда в Медину, Мусаб попал в дом сподвижника по имени Асад ибн Зуррора. Таким образом, он начал обучать людей исламу в этом доме. Услышавшие это Саад ибн Муаз и Усейд ибн Худойр, которые в то время были мушриками, пришли в гнев. Затем, Саад ибн Муаз сказал Усейду ибн Худойру, что он не сможет пойти в дом Асада, так как они являются родственниками. И поэтому, в дом Асада отправился Усейд ибн Худойр. Он отправится в дом Асада ибн Зуррора, взяв в руки небольшое копье.
Войдя в дом Усейд сказал Мусабе, что пришел убить его за то, что он призывает их народ отречься от их древней религии и призывает не понятно к чему. Мусаб предложил ему сесть и прислушаться к его словам. Усейд сказал: «Это справедливо». Затем, Мусаб рассказал про ислам, про Всевышнего Аллаха, Пророка ﷺ такими проникновенными словами, которые тронули его сердце. Находясь под впечатлением от услышанного Усейд спросил, что он должен сделать. Мусаб ответил, что он сначала должен очиститься, надеть чистую одежду, произнести шахаду и начать читать намаз. Он так и сделал.
Затем Усейд поведал, что его послал Саад ибн Муаз. И если они смогут убедить этого человека стать мусульманином, то вся Медина последует за ним, и примет ислам. Тогда Усейд придумал хитрость. Возвратившись к Сааду ибн Муазу он рассказал ему о том, что кто-то собирается напасть на человека из его рода. Саад ибн Муаз тут же взяв копье в руки, направился в дом к Асаду. Войдя в дом, ему также было предложено выслушать Мусабу. В итоге история повторилась, и таким образом Саад стал мусульманином. Когда Саад вернулся в свой квартал, он приказал своему народу стать мусульманами. И тогда, до заката солнца все те люди, стали мусульманами. И все это произошло, во-первых, благодаря Аллаху, а во-вторых благодаря прекрасному призыву Мусабы.
Ошибкой нашего призыва является то, что изначально мы начинаем с харама, с запретов, криков и скандалов. Мы должны развивать свои родственные отношению, любезность и при этом призывать людей к исламу, используя метод Мусабы. Изначально, мы должны очистить разум человека, попытаться вселить веру в его сердце и лишь потом, если ты скажешь о запретности каких-либо деяний, то это может на него повлиять.
Мусаб ибн Умайр участвовал в сражении при Бадре вместе с Посланником Аллаха ﷺ. Затем, во время участия в битве при Ухуде, Пророк ﷺ вручил флаг Мусабе. Во время сражения, мушрик по имени ибн Камма, сначала отрубил правую руку Мусаба. Тогда, Мусаб взял флаг в левую руку. Затем, ему отрубили и левую руку. Тогда он взял флаг зубами. Затем, когда в него вонзили несколько ударов мечом, в одном риваяте говорится, что ангел, а в другом риватяе говорится, что брат Мусаба Абуррума ибн Умайр взял из его рук флаг. Таким образом, Мусаб ибн Умайр стал шахидом на пути Аллаха, в битве при Ухуде.
Сподвижники всегда вспоминали Мусабу. Например, сподвижник по имени Абдуррахман ибн Ауф, который также был одним из первых мусульман. У него был отличительное качество, какую бы торговлю он не начинал, это дело имело успех. Однажды, он пришел на ифтар, где стол был полон еды. Абдуррахман ибн Ауф посмотрев на стол, сказал:
«Клянусь Аллахом, Мусаб был лучше нас. Когда Мусаб покинул этот мир, мы не могли найти для него одежду, чтобы накрыть его. Пророк ﷺ приказал прикрыть его ноги травой из’ар. Я боюсь, что Всевышний Аллах дал нам награду за наши благие дела уже в этом мире. Мусаб был лучше нас, но при этом не имел богатств этого мира».
После этого Абдуррахман ибн Ауф заплакал и ушел с ифтара, не притронувшись к еде.
Таким образом, мы подробно остановились на жизнеописании сподвижника Мусабы ибн Умайра по той причине, что те трудности, которые он видел в свое время, видят и в настоящее время многие мусульмане. Поэтому, мы хотим, чтобы жизнь Мусабы ибн Умайра была примером для молодежи. На следующем уроке мы поговорим о другом сподвижнике из числа Даруль-Аркам.