Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 16: Экономическое давление на пророка ﷺ и сподвижников
بسم الله الرحمان الرحيم
الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على رسولنا محمد و على آله و صحبه أجمعين
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат, мы с вами проходим цикл уроков, посвященных назидательной жизни Пророка ﷺ. Тема настоящего урока – экономическое давление на Пророка ﷺ и сподвижников.
Предыдущая наша тема была о политических предложениях Пророку ﷺ. Сегодня мы с вами рассмотрим экономическое и финансовое давление, оказанное на Пророка ﷺ и его сподвижников.
От Мусы ибн Укбы пришел такой риваят: «Мекканские язычники, то есть кафиры, единогласно решат убить посланника Аллаха, то есть Пророка Мухаммада ﷺ». Почему? Потому что сначала они сделали ему предложение: «Если желаешь, будь нашим главой; если желаешь, мы соберем тебе все наше имущество и сделаем тебя самым богатым среди нас; если желаешь взять в жены какую-либо женщину, то мы женим тебя на ней, чьей бы она дочерью ни была». Пророк ﷺ не принял ни одно из этих предложений. К тому же, Пророк ﷺ не перестал заниматься своим делом, желая и дальше продолжать выполнять обязанность, возложенную на него Всевышним Аллахом. Он стал распространять религию, но уже открыто. Так, он снова и снова задевал за живое мекканских язычников, и, в итоге, они единогласно решили убить Пророка Мухаммада ﷺ.
Пророк ﷺ был бану Хашим, бану Мутталиб. Что значит бану Хашим? Арабы как мы, сильно схожи с нашим народом в делении по роду. Мы ведь делимся на аргын, керей, найман, кыпшак, дулат, не так ли? Точно также и арабы делятся на несколько родов. Среди них высшим родом считается род Курайш. Курайш внутри делится, также как у нас, например, делятся род Конырат, 12 ата жалайыр, 12 ата байулы, жетиру. Что есть внутри этих родов? Еще подразделения. Точно также внутри рода Курайш есть подразделения. Подразделение, из которого вышел Пророк ﷺ, называется бану Хашим. То есть, у него был предок под именем бану Хашим. Например, Конырат, а внутри Конырата – Божбан или Алги; Аргын, а внутри Аргына – Каракесек. Это один из прадедов внутри рода. Так, в роду Курайш Пророк ﷺ берет свое начало от прадеда бану Хашим. Так, потомки других прадедов в роду Курайш пришли к единому решению между собой. Они отправились поговорить с прадедом Пророка ﷺ из рода Курайш бану Хашимом, от которого произошел Пророк ﷺ. Они сделали ему следующее предложение: «Передайте нам вашего непослушного, раз уж вы сами не смогли его исправить, то этим займемся мы». Курайшитам в их предложении было наотрез отказано. Он сказал: «Не отдам». После того, как эта идея курайшитов не была осуществлена, они поставили такое условие: «Раз вы решили быть вместе с Мухаммадом, тогда мы самого Мухаммада, его сподвижников и всех последователей будем держать вне Мекки, мы не будем общаться с вами, и отделим вас ото всех, если вы не согласитесь с нашими условиями».
Курайшиты решаются на это дело и ради самих себя. Большим признаком их решимости служит то, что они записали все на бумаге, тем самым узаконив это. Они написали следующее: «Никто не выдаст замуж свою дочь за потомков бану Хашим, также никто не возьмет их дочерей. Никто не будет вести с ними торговые отношения. Никто не будет продавать им что-либо, также и покупать. А также мы закроем все пути, которые будут вести от них к продовольственным товарам и продуктам. А если кто-либо из них придет спустя какое-то время для совершения умры, то мы не примем его. Несмотря на то, что они являются нашими родственниками, никто не должен оказывать им помощь по причине родственных уз». Они все были родственниками друг другу. Сколько условий получилось в итоге?
- Никто не берет в жены их дочерей, не выдает за них своих дочерей.
- Никто не вступает с ними в торговые отношения.
- Запрещается доставка всех видов продуктов.
- Им не разрешается прибывать на умру.
- Никто не должен им сочувствовать.
Все эти пять условий могут быть нарушены в том случае, если бану Хашим выдаст им Мухаммада. Если старейшины этого рода придут и отдадут им Мухаммада, то договор полностью будет разорван. Так, они подписали этот договор и повесили внутри Каабы.
На основе данного договора они жили три года. Это было между седьмым и десятым годом после ниспослания пророчества нашему Пророку ﷺ. Так, деды Пророка ﷺ, бану Хашим, а также уверовавшие вместе с ними мусульмане, были отделены и изгнаны из Мекки. Если среди вас есть те, кто были в Мекке (а тем, кто не был, пусть Аллах дарует возможность побывать там), то они знают, что вокруг Мекки одни горы. Небольшие горы, конечно, нам они после Алматы кажутся лишь маленькими взгорьями и возвышениями, но они называются горами. Так, там был перевал под названием бану Мутталиб, место дедов Пророка ﷺ рода Курайш. Там они были в уединении вдалеке от Мекки.
Таким образом, Пророк ﷺ вместе со своими родственниками и уверовавшими мусульманами переживал эти трудности на протяжении трех лет. Сложно было? Сложно. Мусульмане жили только ради довольства Аллаха, только это удерживало мусульман. А дедов Пророка ﷺ удерживало только родство. У арабов было замечательное качество. Мы вот говорим мушрики, мушрики, а эти мушрики несмотря на то, что они поклонялись идолам, очень ценили родственные узы, сдерживали обещания, не давали никому попирать свои права, не выдавали никому своих родственников. Это был стыд и позор, считалось потерей чести. Так, соплеменников Пророка ﷺ удерживала только одна вещь – это родственные узы. Они не делали это по причине религии или довольства Аллаха, это было лишь из чести, что не подобает выдавать члена своего рода другим людям. Они даже поклялись между собой, что не выдадут никого, пока не останется последний мужчина в этом роду. Если убьете последнего мужчину из нашего рода, тогда мы согласимся, ведь уже никого не останется. А до этого времени мы никогда не переступим через свои слова и обещания о том, что будем защищать его.
Так, Пророк ﷺ очень много страдал, также, как и его сподвижники и родственники-мушрики. В некоторых сахих-риваятах даже сказано: «Сподвижники, не находя ничего из еды, ели листья деревьев». Есть риваяты, в которых говорится, что они брали шкуру давно забитого животного, снимали шерсть, обжигали, варили и пили из нее.
Из числа мекканских курайшитов был один из ближайших родственников Пророка ﷺ Абу Ляхаб, являющийся его соплеменником, который в самом начале сказал: «я не последую за ним» и один из всех родственников отвернулся от него. Все остальные родственники были рядом с Пророком ﷺ, а он один отказался последовать за ним. Согласно риваяту, приведенному нашими учеными, как мы уже выше сказали, Пророка ﷺ с его сподвижниками и родственниками отделили в одном перевале. Один из них спускался вниз на базар, чтобы купить необходимые вещи. Однако курайшиты ничего им не продавали. Но были и торговцы с караванами, которые приходили с других мест. И Абу Ляхаб кричал среди них: «О, торговцы! Ни Мухаммад, ни его товарищи не должны брать у вас что-то. Завысьте свои цены! Они вынужденно будут покупать у вас по такой цене. Поднимайте свои расценки, у них нет иного пути, кроме как купить товар у вас».
Так, прибывшие торговцы еще больше завышали свои цены, в 2, 3, 4 раза. В такие моменты денег некоторых сподвижников не хватало, и они возвращались обратно с пустыми руками. Дома есть дети, жена, но у него ничего нет в руках. Такие трудности они видели на протяжении трех лет. Когда такое давление продолжалось уже три года, среди курайшитов ведь были и хорошие люди, которые начали обвинять друг друга: «то, что мы делаем – неправильно, они наши кровные родственники, несмотря на разные религии, мы собираемся опозориться перед всеми арабскими народами, которые скажут, что курайшиты загнали в какой-то перевал своих родственников, ничего не дают им, не предоставляя даже продуктов питания и хлеба, собираясь умертвить их голодом, такие слова распространятся по миру, а затем мы уже никогда не избавимся от этих насмешек и позора».
Таким образом, хорошие люди из числа курайшитов несмотря на то, что они были мушриками, дают слово о расторжении данного договора. Когда они давали эти слова, Всевышний Аллах послал червяка на ту бумагу, вывешенную внутри Каабы. Тот червяк съел всю бумагу, на которой были написаны условия изначального договора, оставив только те места, где упомянуто имя Всевышнего Аллаха. Что было в том договоре? Никто не берет их дочерей в жены и не выдает своих дочерей за них, никто не ведет с ними торговлю, родственные связи разрываются, и никто не должен им сочувствовать. Все эти условия были съедены червяком, только лишь места с именем Всевышнего Аллаха остались целыми.
Так, Всевышний Аллах скажет об этом Пророку ﷺ. Затем Пророк ﷺ поведает о том, что червь съел бумагу с договором, своему дяде Абу Талибу. Абу Талиб спросит: «Это твой Господь дал тебе знать об этом?» Пророк ﷺ ответил: «Да». Таким образом, Абу Талиб собрал своих близких родственников и отправится к курайшитам в Мекке. Подойдя к Каабе, он сказал: «Вынесите тот листок из Каабы. Согласно словам сына моего младшего брата, листок был полностью съеден червем, целыми остались только те места, где упомянуто имя Всевышнего Аллаха. Он никогда не обманывал меня, а значит ту вашу бумагу съел червь. В особенности, места, где есть притеснение, прерывание родственных связей и все оставшееся. Если же то, что говорит сын моего младшего брата, окажется правдой, тогда придите в себя, отбросьте свои мысли о причинении нам вреда. А если не сделаете этого, то ничего не ждите от нас, мы не отдадим его вам до того момента, пока среди нас не умрет последний мужчина. Можете перестать надеяться на это. Если же его слова окажутся неправдой, и никакой червь не съел ту бумагу, то мы сами принесем вам то, что вы хотите».
Курайшиты решили, что это отличное предложение. «Если бумага действительно сохранилась в том виде, в котором мы ее написали, то мы останемся довольными. Если же окажется по-другому, то мы все равно будем довольны». В итоге, когда они принесли и открыли ту бумагу, то все оказалось так, как и сказал Пророк ﷺ. Курайшиты сказали: «Это очередное колдовство твоего племянника! Он снова что-то сделал».
Пять человек из числа курайшитов подошли и взяли ту бумагу в руки, намерившись разорвать ее. Эти пять человек были: Хишам ибн Амр, Зухайр ибн Абу Умаййя, аль-Мут`им ибн Ади, Абу аль-Бухтури ибн Хишам и Зам`а ибн аль-Асвад. Пять знатных и лучших людей из числа курайшитов. Они решатся расторгнуть этот договор.
Среди них больше остальных стремился к расторжению Зухайр ибн Абу Умаййя. Он подошел и разорвал договор. В это время он произнес:
- О мекканцы! Мы вкушаем и пищу и одеваемся так, как хотим, в то время как люди из рода бану Хашим погибают. Задумайтесь! Я буду стоять здесь и не присяду до тех пор, пока этот несправедливый договор не будет разорван!
Так, к нему подошел Мут`им ибн Ади, и они вместе разорвали этот договор. После этого мекканцы подошли к Пророку ﷺ, его сподвижникам и родственникам, и сказали:
- Мы расторгли этот договор. Теперь вы можете вернуться в свои дома и к своей обычной жизни.
Таким образом, Пророк ﷺ со своими сподвижниками и родственниками вновь вернулись в Мекку в свои прежние дома.
Это наша с вами тема на сегодня. Сейчас мы будем вместе разбирать эту тему.
Первый хукм, полученный из этой темы: защита родственниками Пророка ﷺ его самого несмотря на то, что они не принимали религию ислам. Интересно, не так ли? Все они мушрики, которые не собирались отступать от своих вероубеждений. Они защищали Пророка ﷺ по причине сохранения родственных уз, хотя сами являлись мушриками. В основе своей, это два несовместимых понятия. Они не придерживались религии Пророка ﷺ, не являлись мусульманами, это, во-первых. Они также оставались при этом мушриками. Однако здесь они на первое место ставят родство с Пророком ﷺ и прилагают все усилия для того, чтобы защитить посланника Аллаха ﷺ.
А мусульмане-сподвижники, которые пришли вместе с Пророком ﷺ надеялись лишь на довольство Всевышнего Аллаха. В этом разница между ними. Если мы перейдем к тому, что касается нас, то:
Первое: есть такое мнение, что Пророк ﷺ построил большой план, собрал всех арабов, желая заполучить власть во всем мире. Это неправильная мысль, которая не соответствует действительности. Потому что арабы вместо того, чтобы поддержать Пророка ﷺ, оказали на него злонамеренное давление и проявили несправедливость. Даже не просто арабы, а свои близкие родственники-курайшиты. Это первый вопрос. Это еще раз доказывает, что данная идея не имеет никакого научного обоснования.
Второе: действительно ли родственные связи настолько важны? Да, родственные связи – это очень важная вещь. Но, к сожалению, в нашей стране эта вещь практически исчезла. Никто не ищет родных. Мы не можем показать такие родственные связи, которые были у мекканских язычников. Мы не можем показать характер, какой был у соплеменников Пророка ﷺ. Это наш минус, который не приведет ни к чему хорошему. Разве у нас хорошие отношения с родственниками? Нет, ты с мечети какого-то брата знаешь лучше, чем своего родственника. Либо ты больше общаешься со своим соседом, чем с родственниками. Это – беда. Мы с вами не знаем хорошо наших родственников, как наши дети будут знать нас?
Что бы ни произошло, никогда нельзя разрывать родственные узы. Поэтому Пророк ﷺ сказал:
«Тот, кто разорвал родственные связи, не войдет в Рай».
Это не мои слова. Это – слова посланника Аллаха ﷺ. Ваш родственник может не читает намаз, так пусть не читает. Он сам будет отвечать за это. Ваш родственник может не держать пост, он сам ответит за то, что не держал пост. Однако, что бы ни произошло, родственные связи не должны разрываться.
Видите, как мушрики защищали Пророка ﷺ и не отдавали его никому? На протяжении трех лет, они вместе с ним проходили все трудности и испытания. Подумай, сможешь ли ты сейчас ради родственника пережить вместе с ним его трудности хотя бы три дня? Не за три года, а за три дня ты устанешь и скажешь, что не знаешь такого родственника. Будешь утверждать: да, мы родились от одной матери и отца, да, мы родственники, но между нами нет связи. Какое я имею к нему отношение?
Но если ты сам не будешь переживать за своего родственника, кто обучит его? Если ты сам не обучаешь своего родственника, то думаешь, что я пойду и научу его? Или я должен думать, что ты придешь и обучишь моего родственника?
Каждый человек должен следить за своими родственниками. К примеру, сами подумайте, если вас десять братьев от одного отца, у каждого по 5-6 детей, это уже 60 человек. С количеством из 60-70 человек вы смело вступаете в споры с кем-то, не боясь, не так ли? Разве ты будешь бояться, если за тобой будет стоять толпа из 60 человек? Будешь бояться? Нет, не будешь бояться. У всех у нас очень много родственников, у кого-то есть внуки, правнуки. Но мы не интересуемся их делами, не общаемся с ними, иногда мы вспоминаем про них, если кто-то умер, например, говорим: «Нужно зайти, а то стыдно будет».
Да, безусловно, казахи пережили много трудностей. Затем мы все разбрелись, кто-то уехал в город, кто-то остался в селе, все занялись своими делами. Но, сейчас, хвала Аллаху, есть телефон, вотсап, всегда можно выйти на связь. Можно ведь спросить, в порядке ли они, хорошо ли у них дела.
Это первый наш урок, получаемый из данной темы. Если ты делаешь благо, то нужно начинать со своих родных, а не с кого-то издалека. Нужно начинать с самых близких родственников.
Второй урок: хорошо, ты мусульманин. Есть такой вопрос, чтобы правильно придерживаться Ислама, донести до кого-то эту религию, можно ли использовать своих родственников-немусульман? Ты мусульманин, у тебя есть свои права, будучи мусульманином, чтобы воплотить эти свои права, можно ли использовать других родственников, даже если они не мусульмане? Что отвечают наши ученые? «Да». Потому что Пророк ﷺ повел своих родственников за собой. Пророк ﷺ не сказал: «Это мои проблемы, вы оставайтесь». Видите? Все родственники вместе переживали все трудности, вместе тащили груз, который выпал на их головы. Что сказали наши ученые? «Если для достижения какой-либо религиозной цели ты используешь своих родственников, пусть даже не мусульман, то это дозволено».
Третий урок из данной темы: сподвижники Пророка ﷺ, которые стремились к довольству Аллаха. Некоторые неправильно понимают этот момент. Так вот, есть разговоры, что Пророк ﷺ собрал вокруг себя бедных и поднял восстание против богатых. Подобно Ленину, который собрал всех бедняков и поднял революцию. Революция – это противостояние левых против правых. Некоторые выразили такие мысли. Но сможете ли вы удержать одного человека на протяжении трех лет около себя? Кого ты удержишь? Уже через три месяца ты останешься один. С вами никто не останется.
В давние времена, когда Аксак Темир захватил Турцию и убил султана Йилдирим Баязида, он прибыл в Анкару. Прибыв туда, он разместился там. Согласно словам историков, было много причин победы Аксак Темира, и одна из причин заключается в том, что он использовал слона во время войны. До этого времени турецкие войска никогда не воевали со слоном. Слону дают принять мышьяк, после чего слон уничтожает всех на своем пути. После войны, слонов распределили по селам, по одному слону на каждое село. Местность вокруг Анкары была каменистой, к тому же турки не умели ухаживать за слонами. Так, за слоном ухаживали целыми селами, косили траву и т.д. Спустя неделю народ восстал, дальше было некуда, и они обратились к одному парню из народа:
- Ты красноречивый парень, выступаешь перед народом. Иди и передай наши жалобы.
Тот парень ответил:
- Я не пойду один. Если кто-то согласен пойти со мной, тогда можно.
Так, тот парень предложил отправиться в путь после утреннего намаза. После намаза он смотрит, а никого нет, никто не пришел. Тогда во время обеденного намаза он сказал:
- Вы говорили о том, что вместе со мной пойдете? Сегодня после утреннего намаза никто даже не пришел.
Так, народ терпел еще неделю. Спустя неделю люди снова поднялись:
- Так нельзя, нужно пойти и сказать об этом.
За помощью они снова обратились к тому парню:
- Пойдешь?
- Пойду. Но не будет ли, как в прошлый раз?
- Нет, не будет.
На следующее утро пришли сорок человек, по одному человеку с каждой улицы. Так, тот парень, ведя за собой сорок человек, вышел в путь. В пути его односельчане начали говорить:
- Мне нужно в туалет.
И уходит.
- Мне жмет моя обувь.
И уходит.
- У меня нога болит.
И уходит. В итоге, дойдя до шатра, он остался один. Он зашел, поздоровался:
- Ассалумагалейкум.
- Уагалейкумассалам. С каким вопросом ты пришел?
- Правитель, вы же дали слона нашему селу.
- Да
- Нам мало одного слона, дайте еще одного.
Зачем я говорю об этом? Если сподвижники не веровали в Аллаха, не обладали якин верой в Аллаха, последовали бы они за каким-то человеком? Жили бы они в горах три года? Тот парень пошел просто, чтобы высказать жалобу, и что он увидел? Поэтому разговоры о том, что сподвижники специально собрались вместе с Пророком ﷺ, составили план и проект, затем завоевали посредством него Рим и Персию – это пустые разговоры.
Почему? Потому что никто не следует за кем-то просто так. Еще раз повторяюсь, сколько лет они там провели? Три года! «Пророк ﷺ переживал трудные времена. Давайте будем вместе с Пророком ﷺ в эти трудные времена. Если таково веление Аллаха, то мы согласны на это. Если довольство Аллаха заключается в этом, то мы готовы вынести это». С такой надеждой они жили. Ни один сподвижник не последовал за Пророком ﷺ, чтобы разбогатеть. Никто из них не стремился занять какую-либо должность. Все их мысли были заняты только достижением довольства Всевышнего Аллаха. И все.
Следующий пункт: у мусульман бывает много испытаний. Сподвижники тоже проходили испытания. Причина? Чтобы войти в Рай.
Например, чтобы стать хорошим специалистом, сколько труда должен приложить человек? Ты должен проучиться несколько лет. Чтобы достичь какого-либо положения в работе, ты проводишь целый день с утра до вечера, остаешься после рабочего времени. Какова твоя цель в этот момент? Подняться по званию, быть замеченным в глазах начальства с хорошей, честной стороны. Какие вещи происходят в этом случае? Проводя целые дни на работе, ты не разговариваешь с женой дома, упускаешь из виду воспитание детей, пропускаешь свадьбы и торжества родных и близких. Ты упускаешь все. Почему? Потому что ты не можешь выйти с работы. Так? Ты жертвуешь всем этим.
Точно также, чтобы войти в Рай и заслужить милость Аллаха, ты должен пожертвовать определенными вещами. Например, чтобы прочитать утренний намаз, ты жертвуешь сном. Чтобы прочитать обеденный намаз, иногда пропускаешь обед. Не так ли? Да, это так.
В этом мире ты не достигнешь чего-либо, если не пожертвуешь взамен чем-то другим. Чтобы твоя торговля шла хорошо, нужно отправляться пораньше, а значит пожертвовать сном. Так? Конечно, так.
Поэтому Всевышний Аллах дает много испытаний Своему рабу в этом мире. Каким мы называем Рай? Ступенчатый. Чтобы достичь ступени выше, раб будет испытан своим Господом снова и снова. Для чего? Чтобы человек был достоин этой ступени. Подобно этому, если Аллах не наставит кого-либо на прямой путь, введет в заблуждение, как, например, посмотришь на кого-то, кто не имеет абсолютно никакого отношения к религии и вышел за рамки в ее отношении, Всевышний Аллах не дает им ни ума, ни разума, но дает им благословение для заблуждения. Почему Аллах не спасает его? Потому что он должен быть достойным вхождения в Ад. Ведь иначе Аллах будет несправедливым, а Всевышний Аллах не Таков. Завтра в Судный день Он скажет: «Это наказание за твои действия! Ты сам это выбрал! Если же кто-либо выбрал уверовать и совершать благие дела, то его уровень другой. Такой человек получит награду за совершенные им дела».
Это – последний хукм, который мы извлекли из сегодняшней темы по жизнеописанию пророка Мухаммада ﷺ.
На следующем уроке мы вместе с вами разберем тему первой хиджры, самого первого переселения мусульман в истории ислама.
ربنا آتنا في الدنيا حسنة و في الأخرة حسنة و قنا عذاب النار
ربنا أفرغ علينا صبرا و انصرنا على القوم الكافرين
آمين الله أكبر