Урок 11: Сподвижники из числа Даруль-Аркам, часть 2 - Фикх ас-Сира
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 17:47
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:56 07:19 11:54 14:42 16:24 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
21 Джумада-сани 1446
Григорианский
23 декабря 2024

Циклы уроков

Урок 11: Сподвижники из числа Даруль-Аркам, часть 2

Урок 11: Сподвижники из числа Даруль-Аркам, часть 2

Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
12 дек. 2020 4 954 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


Мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка ﷺ, то есть по сире. На прошлом уроке мы остановились на теме, о первых уверовавших сподвижниках и последним из них, о котором мы сказали был Мусаб ибн Умайр (р.а).

 

Сегодня мы узнаем о сподвижнике, который придерживался сунны Пророка ﷺ, был одним из первых уверовавших - это Абдуррахман ибн Ауф (р.а), и его имя навсегда осталось в истории Ислама. Абдуррахман ибн Ауф (р.а) с Пророком ﷺ были ровесниками, т.е родились в год слона. Абдуррахман ибн Ауф был одним из первых 10 сподвижников которые были обрадованы Раем при жизни. Вы знаете, что это были Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Абдуррахман ибн Ауф, Тальха, Саад, Саид, Зубайр и Абу Убайй (да будет доволен ими Аллах). По риваяту он был восьмым сподвижником, который уверовал и входит в первые десять человек, уверовавших в миссию Пророка ﷺ. Абдуррахман ибн Ауф (р.а) принял ислам от Абу Бакра. Его имя в период джахилии было Абду Амр, в другом риваяте упоминается Абдуль Кааба. Затем Пророк ﷺ поменял его имя на Абдуррахман.

 

Абдуль Кааба означает “раб Каабы”, Абду Амр означает “раб человека по имени Амр”. В таком случае вытекает, что менять имя мусульманина можно только при противоречиях его смысла шариату. Наши некоторые братья мусульмане, не понимая эти слова, напрасно меняют свои имена, которые им дали родители и имеют хорошее значение такие как Ержан, Нуржан, Ерлан, Нурлан, Магжан, Багжан, Биржан. Эти имена не нужно менять. Можно менять тогда, когда имена противоречит шариату. Иногда спрашивают об имени “Манат”, что это имя идола, которое упоминается в Коране. По этой причине задают вопрос. Можно ли менять имя Манат? Нет надобности менять это имя, так как у казахов это означает “драгоценный материал” и не имеет связи с именем идола.

 

Абдуррахман ибн Ауф (р.а) как мы сказали, был одним из первых, уверовавших и следовавших за Пророком ﷺ. Когда преследования мусульман и тяготы, которые они испытывали в Мекке достигли критического предела, он был одним из сподвижников которые совершили хиджру (переселение) в Эфиопию. Мы знаем, что во время Пророка ﷺ мусульмане терпели сильные притеснения, и Посланник Аллаха ﷺ разрешил некоторым сподвижникам переселиться в Эфиопию. В последующем, Абдуррахман ибн Ауф совершил хиджру в Медину.

 

Абдуррахман ибн Ауф был сподвижником-торговцем. Были разные сподвижники, на прошлом уроке мы рассказывали о Мусабе ибн Умайре, который происходил из богатой и знатной семьи. Его главной особенностью было, то что он глубоко понимал Коран, обладал благим характером и красноречием. Что касается Абдуррахмана ибн Ауфа, то он отличался своими предпринимательскими способностями, какое бы дело он не начинал Всевышний даровал ему баракат (благословение). Даже со слов самого Абдуррахмана ибн Ауфа передается:

 

“Если я брал в руки какой-нибудь камень, то он превращался в золото или серебро”.

 

Он был одним из успешных в делах сподвижником. После переселения в Медину, Пророк ﷺ совершил три дела. Как только он прибыл в Медину – он построил мечеть. Затем Посланник Аллаха ﷺ установил между жителями Мекки и Медины братские отношения, переселившихся он назвал “мухаджирами”, а тех, кто протянул руку помощи назвал “ансарами”. То есть, Абдуррахман ибн Ауф был из числа мухаджиров. Его ансаром стал сподвижник Саад ибн Рабиа. Третьим делом который совершил Пророк ﷺ, было соглашение с представителями других религий т.е с иудеями которые проживают в Медине, об этом мы поговорим в следующих уроках. Мы сказали, что Абдуррахмана Пророк Мухаммад ﷺ побратал с Саадом. Он был настолько щедрым и чистосердечным, что предложил своему брату Абдуррахману ибн Ауфу разделить его большой дом и имущество, предложил половину своего состояния. Саад же, в свою очередь сказал Абдуррахману – если ты хочешь, я разведусь с одной из своих жен, и ты сможешь жениться на ней. Абдуррахман поблагодарил Саада и пожелал бараката в делах, отказался от его предложения и попросил указать, где находится базар. Абдуррахман начал заниматься торговлей.

 

Когда он переселился из Мекки в Медину у него не было ничего, он оставил свое имущество в Мекке ради Аллаха. Для некоторых людей быть хорошим мусульманином и быть рабом с крепким иманом мешает их материальное состояние. Абдуррахман ибн Ауф был одним из сподвижников которые знали, что ризк - от Всевышнего и спокойно оставил все свое имущество так как верил, что Аллах наделит его пропитанием где бы он не был. Также были некоторые сподвижники, которые послушались родственников, не смогли оставить свои владения, детей и остались в Мекке. Есть те, кто ради довольства Всевышнего и Пророка ﷺ совершили хиджру в Медину. Мы сказали, что Абдуррахман ибн Ауф был способным и успешным купцом.

 

Дадим краткое определение слову “сахаба” – это сподвижник, который видел Пророка ﷺ хотя бы один раз, услышал из его уст наставления, уверовал и покинул этот мир с иманом. Среди сподвижников были люди разного уровня, некоторые были богатыми или бедными, другие умелые и неумелые. Были крестьяне, купцы и другие занимались различными делами. Главной особенностью Абдуррахмана ибн Ауфа было то, что он был состоятельным и благодарным сподвижником.

 

Среди ученых есть ихтиляф (разногласие): “Терпеливый бедняк лучше или благодарный богач?” Как вы думаете? Ученые сказали, что нет спора в том, что: “Благодарный богач лучше нетерпеливого бедняка” т.е благодарный богач лучше бедняка который не доволен своим предопределением. А терпеливый бедняк лучше не благодарного богача.

 

Некоторые хадисы показывают, что благодарный богач лучше. Когда сподвижники пришли к Пророку ﷺ и сказали, что, богатые сподвижники опередили других так как они также совершают намаз, постятся и выплачивают закят из-за того, что они состоятельные. Тогда Пророк ﷺ научил бедных совершать то, с помощью чего они могут опередить богатых. Посланник Аллаха ﷺ сказал: “После каждого обязательного намаза говорите 33 раза СубханаЛлах, 33 раза АльхамдулиЛлях и 33 раза Аллаху Акбар”. Таким образом бедные сподвижники с радостью начали совершать это дело. Через некоторое время они вернулись к Пророку ﷺ и сказали, что богатые узнали об этом и тоже начали совершать и опережают нас. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Это милость от Аллаха, я ничего не смогу сделать”. Эти хадисы показывают преимущество благодарных богачей.

 

Уважаемый джамаат, на самом деле и богатство, и бедность понятия которые не причастны к человеку, т.е отдельные понятия. Например, золото обретает ценность в ваших руках, а когда лежит под землей не имеет ценности. Под землей очень много полезных ископаемых, но они просто камни. Не даром наши предки говорили: “Алтын күміс тас екен арпа бидай бас екен” что в переводе означает: “Золото и серебро только камни, а ячмень и пшеница - пища”. Значит мы сказали, что золото и серебро просто камни и обретают ценность в наших руках, но мы опьяненные богатством не умеем благодарить. По сути и богатство, и бедность являются испытанием для раба. Изначально среди ученых есть большой ихтиляф. В ком больше хайра, добродетели? Все говорили, что если такие сподвижники, как Абдуррахман ибн Ауф обладают богатством и умеют благодарить за милость Всевышнего, то они лучше других. В целом, запомните, ученые (пусть Аллах будет доволен ими) говорят, что люди делятся на две категории: первая группа считает, что нет жизни после смерти, другая группа считает, что есть жизнь после смерти. К первой группе относятся безбожники т.е атеисты. Ко второй группе относятся мумины т.е мусульмане. И вторые в свою очередь разделяются на три категории:

 

Первая группа считает, что Всевышний - существует, Пророк - истина, Рай и Ад - истина, мост сырат - истина, мизан (весы справедливости) - истина, время счета - истина т.е они имеют представление об имане, но, когда дело касается мирского, они не различают харам или халал. По словам ученых они сами себе причиняют зло.

 

Вторая группа считает - почему бы не использовать оказанную милость Всевышнего в рамках шариата? Если они выплачивают закят и дают милостыню и благодарят, почему бы не одеваться хорошо, не иметь хорошую машину и не жить в хорошем доме? То есть, жить в достатке. Они придерживаются среднего пути.

 

А к третьей группе относятся те, кто соревнуются в совершении благих дел. Они расходуют имущество ради довольства Всевышнего. И они разделяются, в свою очередь разделяются на две категории: одни настолько пропитаны щедростью, что отдают спокойно, а другие, когда отдают, ведут борьбу с нафсом и ставят довольство Всевышнего выше своих желаний.

 

Когда спросили ученых кто из них лучше? Некоторые из них сказали, что щедрые лучше, другие ученные сказали, что вторые лучше, так как они кроме того, что отдают ради довольства Всевышнего, еще и борются со своим нафсом.

 

Как мы сказали выше, из тех, кто соревнуются в совершении благих дел первая группа это щедрые, среди щедрых есть те, кто сразу отдают, что получают в руки, другие накапливают и отдают. Абдуррахман ибн Ауф был из тех, кто накапливает и отдает. Он копит имущество и когда нужно отдавать, за раз может пожертвовать огромным накоплением.

 

По некоторым риваятам Абдуррахман ибн Ауф пожертвовал, когда нужно было отдавать на пути Аллаха, 40 000 динаров, 500 коней и 500 верблюдов вместе с грузом. Он не раздумывая отдал это все. Абдуррахман ибн Ауф и Осман ибн Аффан входят в число тех, кто спокойно и без проблем отдает.

 

Абдуррахман ибн Ауф (р.а) участвовал со всех сражениях Пророка ﷺ начиная с битвы при Бадре и до Табука. Особенно отличился в сражении при Ухуде, защищая Пророка ﷺ он получил 21 ранение. После этой битвы повредил ногу и стал хромать. Абдуррахман ибн Ауф настолько любил Пророка ﷺ, что всегда следовал за Ним, даже когда Посланник Аллаха ﷺ уединялся, Абдуррахман ибн Ауф наблюдал и охранял чтобы никто не навредил Ему.

 

Если говорить о детях, по милости Всевышнего у Абдуррахмана ибн Ауфа было 20 сыновей и 8 дочерей. Он был одним из сподвижников, которые при жизни Пророка ﷺ и с его разрешением выносили фатву. Он вошел в историю ислама как один из двух сподвижников, наряду с Абу Бакром (р.а), удостоенных высокой чести быть имамом во время намаза в отсутствие Посланника Аллаха ﷺ. За непродолжительное время до завершения времени утреннего намаза сподвижники избрали именно Абдуррахмана ибн Ауфа имамом для совершения молитвы. Едва мусульмане успели завершить первый ракаат, как к ним присоединился Посланник Всевышнего ﷺ после завершения молитвы Пророк ﷺ подошел к Абдуррахману и сказал:

 

“Ты совершил правильное дело то, что ты стал имамом для джамаата благо”.

 

После смерти Пророка ﷺ Абдуррахман (р.а.) был приближенным человеком Абу Бакра (р.а.), будучи в числе советников. После смерти Абу Бакра (р.а.), когда Умар (р.а.) стал вторым праведным халифом Абдуррахман (р.а.) оставался на той же позиции советника. Он был одним из ключевых людей, которые избрали Усмана ибн Аффана (р.а.) в качестве третьего халифа. Перед своей смертью Умар ибн Аль-Хаттаб (р.а.) назвал имена шести сподвижников, которые были достойны занять место халифа. Среди них был и Абдуррахман, однако он вместе с другими тремя отказался от своей кандидатуры в пользу Али ибн Абу Талиба и Усмана ибн Аффана, да будет Аллах доволен ими обоими. В ходе голосования оба главных кандидата получили одинаковое количество голосов, в связи с чем голос Абдуррахмана был решающим. После долгих раздумий он отдал свой голос за Усмана ибн Аффана, который и стал третьим праведным халифом.

 

Если вам предлагают высокопоставленную должность вы сможете сказать, что вы недостойны и указать на другого человека? Например, если нас шестерых соберут и спросят кто из вас станет руководителем? Кто ни будь из нас сможет сказать, что Нуржан или Ержигит достойный кандидат? Это действительно бывает сложно. Во-первых, Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) понимал, что быть халифом огромная ответственность. Во-вторых, он хорошо понимал, что является благом для мусульманина. Поэтому Абдуррахман (р.а.) в решающий момент сказал, что Усман ибн Аффан (р.а.) достоин стать третьим праведным халифом. Наши устазы говорили:

 

“Деньги держите ниже пояса, (т.е в кармане) и не подпускайте к сердцу. Пусть поступают в карман и оттуда расходуются, не то они могут овладеть сердцем”.

 

Абдуррахман ибн Ауф был тем, кто не дал богатству и власти овладеть сердцем. Это показывает, что сподвижник тщательно работал над своим нафсом и одержал победу. Потому что многие люди портятся, когда у них появляется большое количество денег и имущества. Например, человек, который был спокойным и незаметным, когда у него появляется имущество в миг преображается. Например, если в хозяйстве есть хилый конь, однако начните его кормить отрубями и, через некоторое время, как только он набирается сил, веса, то начинает вести себя иначе - пинается, кусается и не подпускает к себе. Также если плохой человек получает имущество, то не сможет благодарить за милость Всевышнего. Это огромное горе. Все это временное, поэтому мусульманин довольствуется тем что имеет, и проявляет терпение в том, чего не имеет. Это - испытание, даже наши дети и жены являются испытанием для нас.

 

Мы рассказали, что Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) был особенно щедрым сподвижником. Однажды во время урока матери правоверных Аиши (р.а.) пришел караван, в то время караваны сопровождались огромным восторгом и шумом. Один из учеников поднялся с места. Тогда Аиша (р.а.) спросила, ей ответили, что в Медину пришел караван Абдуррахмана (р.а.), который несет товар, равный грузу 300 верблюдов. Тогда Аиша (р.а.) вспомнила слова Пророка ﷺ, который сказал, что “Абдуррахман ибн Ауф войдет в Рай ползучи”. Услышав эти слова Абдуррахман (р.а.) сказал Аише (р.а): “Если я пожертвую этим имуществом ради Аллаха, смогу ли я войти в Рай стоя? Если это возможно, то я отдам эти 300 верблюда с грузом на пути Аллаха”.

 

Именно так он и сделал. Некоторые считают это уму непостижимым, как человек может просто так отдать столько имущества? Несомненно, были такие сподвижники. Когда собирали нужные средства к битве при Табуке, Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) принес половину своего имущества, тогда мунафики назвали его человеком, который совершает рия, то есть совершает благодеяния с целью показухи. Некоторые, не найдя ничего принесли горсть фиников, другие пришли сами и тогда мунафики насмехались над ними. После этого Всевышний ниспослал следующий аят, из суры «Тауба», где говорится о награде мусульман, добровольно дающих садака и о наказании лицемеров, которые насмехались над теми, кто приносит по возможности. Согласно некоторым риваятам, данный аят был ниспослан Абдуррахману Ибн Ауфу (р.а.). Мы хотим отметить то, что Аллах в Коране говорит:

 

   لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّىٰ تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ

«Вы не приобретете благочестие, пока не станете расходовать из того (имущества), что вы любите»

 

Почему это так важно? Например, Всевышний забирает вашего младенца, чтобы испытать ваше терпение. Аллах дает своему рабу все, что Он захочет, кому-то дарит богатство, чтобы увидеть будет ли раб благодарить. Другого делает бедным, чтобы увидеть будет ли терпеливым. Кому-то дарит здоровье. Тот, кто умеет ценить - знает, что это великая милость Всевышнего. Какое счастье иметь здоровое тело, душу и спать спокойно. Спросите того, кто страдает бессонницей? Можно с ума сойти если не спать нормально целую неделю, дела перестанут идти, даже слова начнут терять смысл. Одних Всевышний лишает здоровья и некоторые из них начинают жаловаться. Человек в большинстве случаев не ценит то, что имеет. В одном из своих хадисов Пророка ﷺ говорит:

 

«То, что уничтожает человека и заставляет забыться - это бедность. Эта угроза настолько велика, что напрямую граничит с неверием (куфром)»

 

Бедность очень сильно мучает человека. Вот вы хотите принять в гости своего друга, помочь своему брату, опекать детей или жена что-то попросит, но на все это у вас недостаточно средств. Это огорчает и печалит вас, вас подмывает подумать или сказать: «За что мне все эти мучения?» Пророк ﷺ говорит:

 

«С наступлением утра, если человек находится в безопасности, в здравии и у него есть пропитание на день, то он равен тому, кто владеет всем миром»

 

Это поймут те, кто умеет ценить. Есть богатство, которое губит человека. Пусть человек не радуется богатству другого, потому что это большая ответственность и испытание. Всевышний в первую очередь спросит о дозволенности его имущества и спросит куда он его расходовал. Ученые говорят, что есть две горя богатого человека. Во-первых, он не сможет насладиться накопленным имуществом. Во-вторых, Всевышний в день расчета спросит на что он заработал и куда расходовал. Если Всевышний вас одарил богатством, и вы смогли быть благодарным как Абдуррахман ибн Ауф, то это другое дело. Ваша степень будет возвеличиваться. Пророк ﷺ говорит в одном хадисе:

 

«Можно завидовать только двум людям. Первый это ученый, которого Всевышний одарил возможностью читать и действовать по Корану. Второй это человек, которого Всевышний наделил богатством, которое он расходовал на пути Аллаха».

 

В арабском языке есть понятие “гибта” - белая зависть, есть также “хасад” - черная зависть. Например, если я знаю успешного человека, который владеет богатством, и я хочу, чтобы этот человек лишился всего и все, чего он лишился стало моим - это значит “хасад”.

 

Если я наблюдаю, радуюсь за успехи человека и прошу Всевышнего меня тоже наделить благами - это значит “гибта”. Как мы сказали, мусульманин может завидовать только двум людям, один читает Коран и действует в соответствии с полученными знаниями. Второй расходует наделенное богатство на пути довольства Всевышнего. Абдуррахман ибн Ауф (р.а.) умел совмещать и то, и другое.

 

Пусть Всевышний дарует нам щедрость и способность благодарить как Абдуррахман ибн Ауф. Если вы будете богатыми, пусть Аллах сделает вас из числа благодарных. Если вы будете бедными Пусть Всевышний сделает вас из числа тех, кто умеет проявлять красивое терпение.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi