Хип-хоп богослов
Делает он это, к счастью, не в песне под музыку, и не тем противоестественным хриплым голосом, который обычно имитируют молодые рэпперы с розовыми щечками, чтобы хоть как-то казаться суровей, а вполне так себе прилично, и даже почти интеллигентно.
Смущает лишь та демонстративная уверенность, с которой обычно переигрывают те, кто хочет казаться крутым, и потому, чаще всего изображают лишь плохие боксеры, после того, как пропустят хороший удар.
Вообще, это хорошо, что человек имеет свои суждения и может их открыто выражать. Плохо лишь то, что иногда человек не является специалистом в тех вопросах, по которым он выражает эти суждения. Но еще хуже то, что даже если ему приведут противоположное мнение всех специалистов по этому вопросу, его это ничуть не смутит и мнения его не изменит. Как говорил Шариков из «Собачьего сердца» о переписке Энгельса с Каутским: «Да не согласен я... С обоими». Вот так вот взял и со всеми не согласился.
Примерно с такой же уверенностью, рэппер Жакау говорил об Исламе, и даже дал свое понимание тасаввуфу – исламской науке ихсана, определив тех, кто ее практикует, в категорию заблудших «сектантов».
Сам того не понимая (а может и понимая, что только усугубляет положение), он отправил в эту же категорию не только наших предков-мусульман: ханов, батыров, биев и простой казахский народ, всегда почитавший суфиев, но и всю тысячелетнюю историю Ислама, вместе со всеми его величайшими учеными, ни один из которых никогда не отрицал тасаввуф полностью.
Надо сказать, что полностью тасаввуф отрицают только современные салафиты. И если ученые суннитских мазхабов всегда разделяли суфизм на правильный и неправильный, то у салафитов в этом вопросе нет никаких разделений.
Не знаем, является ли Жакау салафитом, но в этом их взгляды полностью совпадают.
Именно салафиты, будь то казахстанские или саудийские, испытывают особую, патологическую неприязнь к этой духовной сфере. Начните разговор с салафитом о погоде, и вы даже не заметите, как он перейдет на тему «заблудших суфистов». Начните говорить о еде, и произойдет тоже самое. Поэтому, если уж вам довелось беседовать с салафитом – сразу же переходите на тему суфизма. Это сэкономит ваше время и облегчит задачу собеседнику.
Но если вам и этого мало, и вы хотите совсем уж упростить задачу – начинайте прямо с Али Джифри. Улыбка этого шейха действует на салафитов, как красный цвет на быка. Вот и наш рэппер, по удивительному совпадению, не обошел его стороной, упрекнув сайт Azan.kz в лояльности к тасаввуфу и вышеупомянутому шейху, а также выразив свое конституционное несогласие с Рамазаном аль-Буты, Арманом Куанышбаевым, Ерсином Амире, и другими представителями классических суннитских мазхабов.
По этой причине, мы решили ответить и вкратце разъяснить г-ну Жакау те моменты, по которым у него имеются не совсем правильные представления.
Итак:
1. Исламская наука тасаввуф, известная также под названием «суфизм», является третьей, составной и неотъемлемой частью Ислама, и занимается воспитанием такого необходимого для верующего человека качества, как Ихсан.
В достоверном хадисе, переданном имамом аль-Бухари, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отвечая на вопросы Джибрииля, мир ему, об Имане, Исламе и Ихсане, сказал:
Ведь даже исповедуя правильное вероубеждение и придерживаясь внешних положений Шариата, таких как намаз, пост, хадж и так далее, мусульманин должен заниматься внутренней работой над искренностью, очищению сердца от пороков, воспитанием в себе высоких нравственных качеств и прочего, что приближает его к Аллаху.
По этой причине, именно суфии, своими высокими нравами, искренностью и благими поступками, распространили Ислам на территории Средней Азии. Убедиться в этом можно посетив мавзолей Ходжа Ахмада Яссауи – суфийского проповедника, внесшего неоценимый вклад в распространение Ислама на нашей земле, рядом с которым похоронены такие выдающиеся личности, как Абылай хан, Есим хан, Жанибек хан, Жангир хан, Тауке хан, Бокей хан, а также батыры, бии и алимы. Итого: 164 человека.
Все они, либо сами были суфиями, либо почитали их, как праведных мусульман, и потому желали быть похороненными рядом с ними. По этой же причине, Президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев, высоко оценил значимость Ходжа Ахмада Яссауи и его духовный путь для нашего народа.
На эту тему у нас был отдельный репортаж, и любой, кому интересна история Ислама в казахской степи, может с ним ознакомиться.
Таким образом, роль тасаввуфа в мусульманском мире вообще, и в Казахстане в частности, трудно переоценить, и потому его необходимо изучать, а не клеймить салафитскими ярлыками, взращивая в сердцах людей неприятие, и даже ненависть к тому духовному наследию, которое оставили нам наши предки.
В противном случае, мы рискуем потерять свою историю, а это крайне опасно не только для нашей самоидентичности, как народа, но и для всей нашей независимости, которая досталась нам с таким трудом. Как говорится: «Народ, который забыл свое прошлое - не имеет будущего».
Да убережет нас от этого Аллах.
2. Несмотря на те положительные качества суфизма, которые признали все исламские ученые, они, все же, разделяли суфизм на правильный и неправильный, и предупреждали простых людей от лже-шейхов и прочих самозванцев, выступающих от имени суфиев. И в этом нет ничего удивительного.
Потому что, если человек называет себя суфием, это вовсе не значит, что он обязательно на верном пути. Вполне может быть так, что он действительно является заблудшим. Однако из этого не вытекает, что если есть заблудшие суфии, то весь суфизм является таковым.
Мы уже проводили параллель тасаввуфа с другими исламскими науками, такими как акыда и фикх. Ни для кого, кто обладает хотя бы толикой исламских знаний, не секрет, что в каждой из этих наук есть отщепенцы от основного пути, идущие своей дорогой в другую от Ислама сторону.
К примеру, есть группы, которые целиком или частично заблуждаются в акыде. Есть также группы, которые целиком или частично заблуждаются в фикхе. Точно также, есть группы, которые целиком или частично заблуждаются в тасаввуфе. Однако ни одному нормальному человеку, не пришло в голову отказаться от акыды или фикха вообще, только лишь потому, что в этих науках появились смутьяны.
Зато тех, кто решил полностью заклеймить тасаввуф, более чем достаточно. Связано это, на наш взгляд, с ростом влияния салафитов по Казахстану и всему миру. Как мы уже говорили, только они полностью отрицают суфизм, клеймя всех суфиев «могилопоклонниками», «мушриками» и «многобожниками». В лучшем случае, они называют их «заблудшими» или «сектантами», как и наш рэппер, который, к сожалению, в этом вопросе (а может и не только в этом), пошел по их стопам.
Мы же рекомендуем вообще не ориентироваться ни по каким вопросам на салафитов, поскольку расхождения с ними имеются не только по тасаввуфу, но и другим фундаментальным исламским наукам, таким как акыда и фикх, в которых они, по своему обыкновению, пошли против большинства мусульман, несмотря на то, что от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается:
Данный хадис, переданный Ибн Маджа, несмотря на свою слабость, подтверждается другими хадисами с таким же смыслом, что укрепляет его и относит его смысл в категорию мутаваттир. То есть, смысл этого хадиса принимается учеными, как достоверный.
Тем не менее, напоминаем, что суфизм неоднороден, и потому крайне важно смотреть на тех, кто его практикует; на то, что они практикуют, и каких убеждений придерживаются. Если это соответствует Шариату и не противоречит Ахлю Сунна уаль Джамаа (о чем, опять же, следует спрашивать не у салафитов, с их искаженным пониманием вещей, а у представителей классического суннитского Ислама), то это является правильным тасаввуфом, даже если это не нравится салафитам и рэпперам Казахстана.
3. Шейх Али Джифри, биография которого, а также некоторые лекции, имеются на нашем сайте и других сайтах ДУМК, является потомком Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что само по себе является хорошим признаком, и должно настораживать тех, кто спешит обвинить его в неверии или ширке.
Кроме этого, важно уточнить, что шейх Али Джифри является суннитом и придерживается тех традиционных суннитских мазхабов, которые были основаны в первые века Ислама, прошли испытания временем и сохранились по сей день.
Его лекции наполнены любовью к Аллаху и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, а также терпимостью, уважением и высокой нравственностью к мусульманам и всем людям.
Однако тот факт, что шейх является суфием, выводит салафитов из себя и побуждает их к порочащим в его адрес словам и поступкам. Помимо проклятий и обвинений, они монтируют различные ролики, в которых вырывают его слова из контекста, преподнося это как очередное заблуждение «суфистов».
Среди всего прочего, особой популярностью пользуется видео, которое вставляется салафитами практически везде, где речь заходит о нем, поскольку речь о нем заходит почти везде, где появляются салафиты.
На этом видео, шейх находится в окружении мужчин, исполняющих нашиды (мусульманские песнопения), а затем поминающих Аллаха, покачиваясь при этом вперед и назад. Видео преподносится салафитами, как вершина «суфийского мракобесия», и является «неопровержимым» доводом против Али Джифри и всех «суфистов» вместе взятых.
Справедливости ради, следует сказать, что некоторые суфии действительно впадают в мракобесие, и сознательно совершают то, что однозначно запрещено Шариатом. Но это определенно не тот случай, хотя бы потому, что:
- Самое страшное, из того, что делают люди, это покачиваются стоя на месте;
- Сам шейх ведет себя достаточно сдержанно, поскольку, как нам известно, является приглашенным гостем, а не организатором или завсегдатаем этого собрания;
- На собрании отсутствует смешение полов (там только мужчины), музыка и прочее подобное;
- Видео заснято на мобильный телефон кем-то из присутствующих, а не выложено в сеть самим шейхом, с целью призыва совершать тоже самое. То есть, он не призывает к этому других, и все это является его сугубо личным делом;
- Несмотря на то, что само действие – преднамеренное покачивание во время совершения зикра, является предметом спора, и множество ученых его не дозволяет, это не выводит человека из Ислама и Ахлю Сунна уаль Джамаа.
Поэтому, даже несмотря на то, что мы придерживаемся мнения тех ученых, которые считают, что во время совершения зикра необходимо сидеть (или стоять) спокойно, это не дает нам право называть всех остальных заблудшими, даже если мы с ними несогласны.
Необходимо понимать, что разногласия между учеными имеются по очень многим вопросам, но это не повод клеймить друг друга направо налево. Главное, чтобы эти разногласия не выводили человека за пределы Ислама суннитского толка. Если этого нет, необходимо сосредочиться на том главном и общем, что всех нас объединяет, а все остальное оставить Аллаху.
В противном случае, мы рискум встать на скользкий путь постоянных упреков и обвинений каждого, кто имеет любое, даже самое малое различие с нами по второстепенным вопросам, вместо того, чтобы учиться друг у друга полезному.
Все, кто это понимают, пользуются многочисленными и познавательными лекциями шейха Али Джифри во благо Ислама и мусульман. Эти лекции имеются практически на всех казахстанских и российских суннитских сайтах, и Azan.kz, в этом плане, не является исключением.
Что касается рэппера Жакау, то для нас очевидно, что благочестивый потомок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, имеющий глубокие познания в Исламе и придерживающийся классических суннитских мазхабов в акыде и фикхе, определенно лучше того, кто будучи в Исламе никем, пляшет на фоне полураздетых девушек, размахивая при этом пальцами, как это принято у представителей хип-хоп культуры, берущей свое начало из «черных кварталов» Америки, и устойчиво ассоциирующейся с легкодоступным сексом, наркотиками и прочими элементами «реал гангста лайф».
А собрание мужчин, с целью совершить коллективный зикр, пусть даже и покачиваясь при этом в стороны, определенно лучше рэп-концертов, где едва созревшие парни и девушки, вместе трясут разгоряченными от алкоголя и музыки телами, издавая при этом вопли, визги и свисты.
Так что, кто бы говорил и в чей адрес.
4. Шейх Саид Рамадан аль-Буты, рахимахуЛлах, как и другие большие ученые Ахлю Сунна уаль Джамаа, известен среди просвещенных мусульман не только своей лояльностью к тасаввуфу, за что его особенно не любят салафиты, но и убедительной антисалафитской риторикой, за что салафиты не любят его еще больше.
Еще бы, ведь он написал несколько важных трудов по этой теме, в которых последовательно, академическим языком, опроверг их мазхаб и ученых, назвав этот путь разрушительным новшеством для исламской уммы.
Шейх Рамадан аль-Буты вступал в диспут с таким одиозным и авторитетным среди салафитов шейхом – Насируддином Албани, указав на его многочисленные ошибки, а также недобросовестную полемику и подлог, предоставив в своих книгах все необходимые факты.
Кроме этого, шейх Рамадан аль-Буты, оказался одним из немногих, кто выступил против войны в Сирии, куда затем отправилось множество казахстанских салафитов-такфиритов, предрекая сирийскому народу и всем мусульманам ту кровавую смуту, которая, к сожалению, продолжается до сих пор.
До последнего, он придерживался этой позиции, пока не был убит в дамасской мечети «Аль-Иман» во время собственного урока. Мы относимся к шейху Рамадану аль-Буты с большим почтением и любовью, и считаем его одним из самых выдающихся исламских ученых нашего времени.
А нашему рэпперу рекомендуем прочитать хотя бы несколько его книг, чтобы иметь о нем более широкое представление, чем имеют о нем салафиты, с которыми он опять же, удивительным образом, солидарен.
5. Поскольку Амангельды Жакау уже не в первый раз фигурирует в интернете с обвинениями в адрес ДУМК и Azan.kz (что и побудило нас потратить на него свое время), по всем перечисленным пунктам он может связаться с нами лично, и наши устазы, по мере своих возможностей, ответят на все его претензии и вопросы. Ведь это так важно, чтобы каждый в Исламе занимался своим делом.
Согласитесь, было бы странно, если бы имамы стали выступать экспертами в хип-хоп музыке, не имея о ней должного представления, и не занимаясь ею, как таковой.
Точно также и рэп-исполнителям следует узнавать об Исламе, если они хотят о нем знать, у квалифицированных специалистов, а не спешить выносить свои ошибочные суждения по не изученным, как следует, вопросам. А то ведь получается как: спел пару песенок, и на тебе - проповедник, прочитал пару книжек, и на тебе – богослов.
И хотя на своей встрече со слушателями, Амангельды Жакау упомянул, что уже задавал вопросы по Исламу «старшим братьям», он, к сожалению, так и не назвал их имена. А между тем, мы уверены, что многим, и нам в том числе, было бы очень интересно узнать, кто эти старшие учителя или покровители, у кого они учились, чему учат других, и каких убеждений придерживаются.
Ведь если человеку нечего скрывать, ему и незачем прятаться. А если есть, тогда это порождает уже совсем другие вопросы, заниматься которыми, как нам кажется, должны уже совсем другие структуры.
Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух. Честно сказать, мы даже не проходили по ссылкам. Полагаем, что там нет ничего нового. Лично у нас нет никакого желания отвечать на одни и те же вопросы по суфизму в который раз, будь-то ханафитам, матуридитам, или ваххабитам. В принципе, в статье все написано: есть суфизм правильный, есть неправильный. Есть также действия по которым есть разногласия среди ученых. Если эти разногласия не выходят за рамки Ислама и Ахлю Сунна уаль Джамаа, тогда это допустимые разногласия, и каждый вправе придерживаться той позиции, которая ему ближе, не клеймя при этом других. Если же они выходят, то это и есть тот самый неправильный суфизм, который, в принципе, суфизмом называть и не следует. Более подробно мы отвечали в других комментариях. Можете зайти к модератору на страничку и поискать.