Высказывания имамов муджтахидов о таклиде
Утверждение о запрете имамов следовать их суждениям в случае выявления более достоверных доказательств, а также о велении отбросить их мнения, когда они противоречат какому-либо из хадисов и следовать хадису, конечно же, достоверно.
Тем не менее, чтобы отдать должное таким высказываниям, человек должен брать во внимание, что они адресованы не нам, простым людям, не достигшим уровня иджтихада. Данные высказывания были обращены к тем из ученых, которые имеют право на иджтихад.
Эти высказывания относятся к тем, кто в состоянии вынести иджтихад хотя бы в одном вопросе; или к тем, кто может уверенно определять что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел делать и что он делать запрещал. Это может быть достигнуто путем изучения сути хадиса, высказываний тех ученых, которые опровергали или поддерживали (определенное мнение в вопросе) или это может быть достигнуто путем понимания, что многие авторитетные ученые выступали против мнения в вопросе, который сам по себе может быть поддержан только методом аналогии или дедукции. Если это так, то нет никаких оснований идти против хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).[1]
Этот смысл понятен. Имамы муджтахиды не утверждали, что таклид не допустим. Их собственные жизни были наполнены случаями, когда простые люди приходили к ним с сотнями вопросов, на которые они отвечали, не прибегая ни к каким доказательствам. Допустимость таклида никогда не обсуждалась во времена муджтахидов. Если бы такая практика была недопустима, то имамы никогда не позволили бы себе стать ее инструментом. Высказывания имамов доказывают, что таклид необходим для не муджтахидов. Ниже приведены несколько примеров:
«Когда муфтий является муджтахидом, то простые люди должны следовать за ним, даже если муфтий допустил ошибку в суждениях. Передал Хасан от Имама Абу Ханифы, Ибн Рустам от Мухаммада и Башир ибн Валид от Абу Юсуфа»[2]
«Простые люди должны следовать за учеными, так как они не в состоянии понять хадис самостоятельно».[3]
«Говорите простым людям, чтобы они спрашивали у Исхака, Абу Убайда, и Абу Мусъаба. Тем не менее, он запрещал своим ученикам как Абу Давуд, Усман бин Саид, Ибрагим аль-Харби, Абу Бакр аль-Асрус, Абу Заръа, Абу Хатим и Муслим следовать за кем-то. Он говорил им: Вы должны следовать источникам - Корану и Сунне».[4]
«Простой человек и ученый, которые не обладают способностью делать иджтихад, несмотря на то, что они обладают надежными навыками в некоторых вопросах, должны следовать за экспертами муджтахидами в принципах и основах (усуль). Некоторые муътазилиты Багдада разделились в этом вопросе и запретили таклид даже для этих людей».[5]
«Было сказано муътазилитами, что недопустимо простому человеку следовать за мнением ученого, пока он не узнает причину, которая кроется за его мнением. Это ошибочно, потому что у простого человека нет источников, чтобы понять эти причины, если он не будет учиться несколько лет, не будет участвовать в дебатах с другими учеными, не разработает понимание аналогии и не поймет что правильно, а что нет. Для простого человека проходить через все это является бременем, переходит границы его возможностей, и это не возложено на него».[6]
Мауляна Абуль Хай Лукнави привел слова Абу Ханифы (во введении Шамсуль Айма Халавани):
«Было сказано Абу Ханифой, что для муджтахида является допустимым следовать за мнением более знающего, чем он».[9]