Саудовская Аравия исключает из учебников Ибн Абд аль-Ваххаба и ставит патриотизм выше ваххабизма
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Зухр 11:41
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:29 06:49 11:41 14:45 16:27 17:47
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024

Статьи

Саудовская Аравия исключает из учебников Ибн Абд аль-Ваххаба и ставит патриотизм выше ваххабизма

| A | +

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман привносит новое видение «умеренного, сбалансированного» саудовского ислама, сводя к минимуму роль саудовских религиозных институтов, которые когда-то считались критически важными для монархии.

 

На протяжении десятилетий саудовские короли оказывали поддержку религиоведам и учреждениям, которые пропагандировали ваххабизм.

 

Однако теперь женщинам разрешено водить машину, введены классы совместного обучения, кинотеатры стали новой нормой.

 

Ученые Ясмин Фарук и Натан Дж. Браун называют уменьшение роли религиозных учёных-ваххабитов во внутренней и международной политике Саудовской Аравии не чем иным, как «революцией» в саудовских делах.

 

Мухаммед бин Салман признает, что эти реформы рискуют вызвать гнев определенных избирателей или даже спровоцировать ответные меры.

 

Однако, Мухаммед бин Салман, похоже, не обеспокоен такими проблемами. В интервью, широко транслировавшемся по всему королевству, он отчитал ученых-ваххабитов, обвинив некоторых из них в фальсификации исламских доктрин. Затем он задержал крупного ученого-ваххабита,  обвинив его в преступлениях против монархии. Мухаммед бин Салман заявил:

 

«Мы возвращаемся к тому, чем были раньше. Страна умеренного ислама, открытая для всех религий, традиций и людей со всего мира».

 

Переговоры о ваххабизме

 

Это провозглашенное возвращение «умеренного ислама» перекликается с реформами деда Мухаммеда бин Салмана, короля Абдель Азиза, основателя современного Саудовского королевства. Это видение отвергает политику ваххабитского ислама, которую поддерживали его дяди, король Фейсал и король Халид.

 

Между 1925 и 1932 годами Абдулазиз подавлял ваххабитских учёных и боевиков, которые требовали, чтобы он поддерживал их версию «чистого ислама» и не открывал королевство для торговли и развития. Он сделал противоположное и утвердил верховенство монархии.

 

Быстро развивающаяся нефтяная экономика Саудовской Аравии, развитая Абдель Азизом, потребовала от его сына, короля Фейсала, правившего с 1964 по 1975 год, пересмотреть отношения монархии с ваххабизмом. В отличие от Абдулазиза, Фейсал верил, что ваххабиты помогут ему спасти королевство.

 

Саудовцы, которые чувствовали себя обделенными в развивающейся нефтяной экономике Саудовской Аравии, нашли вдохновляющий символ освобождения в лице президента Египта Гамаля Абдель Насера, который помог свергнуть египетскую монархию в 1952 году и реализовал планы по перераспределению египетского богатства.

 

Фейсал призвал ученых-ваххабитов работать с политически движимыми исламистами, чтобы отвергнуть революционную политику Египта Абдель Насера и разработать новое видение ислама для саудовской молодежи.

 

Фейсал позволил ученым-ваххабитам реформировать саудовские учебные заведения с их консервативной исламской учебной программой. Зарубежом ученые Фейсала представили ваххабизм как подлинную исламскую альтернативу идеологиям США и СССР времен холодной войны. Эти ученые-ваххабиты утверждали, что богатые саудовцы имеют религиозную обязанность распространять ваххабизм по всему миру.

 

Сопротивление ваххабизму

 

Реформы Фейсала увенчались успехом. Король Халид, последовавший за Фейсалом, продолжал отдавать предпочтение ученым-ваххабитам, особенно в ответ на две основные проблемы в 1979 году.

 

Группа саудовских студентов, считавших реформы Фейсала и Халида нелегитимными, захватила Масджид аль-Харам в Мекке на 2 недели в 1979 году. Нападение на Аль-Харам рассматривалось как нападение на саму монархию, глава которой носит звание «Хранителя Двух Святынь».

 

Захват завершился совместными действиями французских и саудовских вооруженных сил.

 

Также в 1979 году другая часть саудовской молодежи присоединилась к сопротивлению советскому вторжению в Афганистан. Одним из таких саудовцев, ответивших на призыв в том году, был Усама бен Ладен, который основал «Аль-Каиду» в 1988 году.

 

Недовольство Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды» монархией возникло после того, как король Фахд согласился на увеличение количества американских солдат на территории Саудовской Аравии после вторжения иракского лидера Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году.

 

Не все консервативные исламистские лидеры призывали к насилию. Как отмечает историк Мадави Аль-Рашид , многие саудовские ученые позиционировали себя как реформаторы , стремившиеся исправить отход Фахда от «подлинного» ислама и восстановить видение Фейсала.

 

Когда Мухаммед бин Салман говорит об «умеренном исламе», он не просто осуждает насилие «Аль-Каиды». Он отказывается от монархии ваххабитского истеблишмента. Он обвиняет некоторых ученых-ваххабитов в насилии, с которым монархия столкнулась в 1979 году, а затем в 1990-х и 2000-х годах.

 

Он поработал над тем, чтобы дезавуировать эти договоренности и, как и его дед, утвердить верховенство монархии.

 

«Умеренный ваххабизм» для саудовского общества?

 

Многие из этих революционных изменений произошли во время обнародования в 2016 году «Saudi Vision 2030», плана полной политической, экономической, образовательной и культурной трансформации Саудовской Аравии. Мухаммед бин Салман считает, что это удовлетворит потребности саудовцев в возрасте до 30 лет, которые составляют более 60% населения королевства.

 

Религиозная учебная программа, сформированная королем Фейсалом, исчезла, ее заменила система образования «Саудовцы прежде всего», которая исключает Ибн Абд аль-Ваххаба, основателя ваххабизма, из учебников и ставит саудовский патриотизм выше ваххабитской идентичности. Саудовская Аравия объявила, что больше не будет финансировать мечети и ваххабитские учебные заведения в других странах.

 

Некоторые наблюдатели считают, что этого может быть недостаточно. Мохаммад Фадель, профессор истории исламского права, утверждает, что нынешняя конфигурация саудовской монархии несовместима с «той независимой мыслью, к которой призывает наследный принц в вопросах религии». Саудовское общество будет процветать, добавляет он, «когда принц Мухаммед признает право мусульман управлять собой политически».

 

С помощью этих реформ ваххабизма Мухаммед бин Салман надеется обеспечить лояльность поколения молодых саудовцев. Однако, как показывает история Саудовской Аравии, такая сделка требует постоянного пересмотра и обновления.

 

Автор Натан Френч

Доцент кафедры религии Университета Майами

ИСТОЧНИК The conversation

Интернет-издание

ПЕРЕВОД Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

Предыдущий Следующий
Как совершать намаз истихара? Мавлид и его каноничность

Статьи по теме

Общество Что такое "пассивная светскость"?
Дискуссии вокруг Ислама на волне страхов, связанных с растущим влиянием религии выливаются в нападки на традиционный казахский Ислам, представляемый ДУМК. Асылбек Избаиров, профессор кафедры религиоведения университета «Нур-Мубарак» считает, что критики не понимают, что в современном демократическом...
Течения и секты Что мы должны знать о деструктивных течениях в Казахстане?
В данной статье речь пойдет об идеологии салафитских течений, которые несмотря на долголетние внутренние конфликты, все равно продолжают свой пагубный призыв во всем Исламском мире. Интересный факт - призывающие активисты этих групп в нашей стране всего лишь студенты, которые едва научились бегло чи...
Общество Эксперт: Необходимо снять запрет на совершение молитв в ВУЗах
Известно, что мусульманам нельзя пропускать ни одну из пяти обязательных молитв. Из-за страха быть оштрафованными и из-за отсутствия необходимых условий молодые люди вынуждены совершать намаз скрытно в подсобных помещениях. Это приводит к созданию атмосферы замкнутости, подозрительности, провоцирует...
Течения и секты Чем опасны умеренные салафиты?
Как мы видим в обществе, салафиты или ваххабиты встречаются и среди людей имеющих авторитет и известны среди некоторых слоев населения. Хоть мы и разделяем их на такфиритов, суруритов, мадхалитов или умеренных и радикальных, но всё же их основные ученые, религиозные лидеры и книги к которым они обра...
Течения и секты Истоки радикализма
В нашей статье мы рассмотрим одно из радикальных религиозных течений, которое впервые появилось под название «хариджизм». Само радикальное сознание начал формироваться еще со времен пророка Мухаммада (с.а.с), в следствии этого образовалось первое течение в исламе под названием Хариджиты. Данное тече...

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

Общество Влияние деструктивного религиозного самосознания на формирование противоправного поведения личности
Не секрет, что деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей, в качестве своих новых адептов. Ценности и нормы поведения, которые адепты усваивают в подобных общинах, негативно влияют на формирование и становление их структуры личности. Деструктивная религиозная организ...
Общество Инфо тренды
Цифровой мир стал причиной тому, что информация вокруг нас настолько с быстрой скоростью заходит к нам в сознание и порой мы впитываем данный поток не осознавая ее истинность и суть. Социальные сети и гаджеты зомбируют людей, которые мало разбираются в чем то академически. Короткая и сжатая информац...
Общество Вакф - неисчерпаемый клад
Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) завладел участком земли в битве при Хайбаре. Однажды он пришел к Пророку ﷺ посоветоваться с ним об этом месте и сказал: «О Посланник Аллаха! Я завладел участком земли во время Хайбарской войны и никогда раньше не имел такого состояния. Какое повеление ты дашь мне об этой з...
Общество Эксперт: Необходимо снять запрет на совершение молитв в ВУЗах
Известно, что мусульманам нельзя пропускать ни одну из пяти обязательных молитв. Из-за страха быть оштрафованными и из-за отсутствия необходимых условий молодые люди вынуждены совершать намаз скрытно в подсобных помещениях. Это приводит к созданию атмосферы замкнутости, подозрительности, провоцирует...
Исламский календарь За шаг до Рамадана
Один наш знакомый, некогда прожигатель жизни, балагур и кутила, рассказывал, что готовясь к Рамадану впервые, не мог представить себе, как можно с нетерпением ждать этот месяц – месяц жажды и голода, лишения и тягот. Таким было его отношение к Рамадану прежде, чем он решился на этот шаг......
Общество Наурыз не религиозный, а национальный праздник
Казахский народ с давних времен встречал этот день с особой радостью. Наш народ, благополучно пережив тяготы зимы и воздавая за это хвалу Всевышнему, сделал этот день празднеством. Посредством посадки деревьев, приготовлением национальных блюд и проведением национальных игр, наш народ в честь этого ...
свернуть
Календарь
Хиджра
18 Джумада-авваль 1446
Григорианский
20 ноября 2024
Время намаза
Сейчас

Зухр 11:41

Время до Аср 02:16

Признаки любви к Пророку ﷺ

<script>alert(a)</script>

X
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024

Обязанности мужчины перед своей семьей

А как же быть женщине, такой как я, которая рано вышла замуж, работала вплоть до родов, собирала каж

Лейла
28 сент. 2024
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi