Кто такие салафиты
По мнению большинства исламских учёных, первые три поколения мусульман называются «саляфус-салихин» или «саляф», это:
- сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха),
- табиины (следовавшие за сподвижниками),
- атбаут-табиины (следовавшие за табиинами), жившие в первые 3 века ислама.
Саляфы опирались только на Коран и Сунну и строго им следовали, поэтому они считались людьми истинного пути.
В наше время религиозные идеологи и их сторонники, называющие себя «мы идём путём саляфов», то есть «саляфи», продвигают свою идеологию на территорию Казахстана, распространяя её из арабских стран.
Сторонники идеологии «салафия» (салафизма), то есть «салафиты», провозглашают лозунги о единобожии (таухид), призывают мусульман к чистому единобожию, к очищению ислама от «нововведений» (бид’а), к возвращению религии к состоянию времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако на деле они превращают панарабистское политическое фундаменталистское мировоззрение в свою идею, вызывают религиозно-догматические разногласия в стране, настраивают верующих друг против друга и раскалывают общество.
Основателем этого течения считается Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1792), родившийся в регионе Неджд на территории современной Саудовской Аравии. Он изучал религию в рамках ханбалитского мазхаба, затем продолжил обучение в Мекке, Медине, Басре и Багдаде. После возвращения на родину начал религиозную деятельность. Поначалу его поддержали некоторые бедуинские племена. Позднее он стал вести широкую политическую борьбу под лозунгом объединения арабских земель. Это движение вскоре стало частью политики династии Саудов и её официальной идеологией. В начале XIX века оно распространилось на значительную часть Аравийского полуострова.
Изначально последователи ваххабизма в вопросах фикха придерживались взглядов Ибн Таймии (1263–1328) и Ибн Каййима аль-Джаузии (1292–1350). Позднее движение ваххабитов стало называться «саляфия».
Ниже приведены основные признаки саляфитов и отличия их взглядов от позиции Духовного управления мусульман Казахстана:
- отвергают рациональное осмысление религиозных положений и понимают Коран и хадисы только в буквальном смысле;
- отрицают возможность обращения к посредничеству (василаи) между человеком и Аллахом;
- не признают матуридитскую и ашаритскую школы вероучения, а также четыре суннитских мазхаба;
- относят национальные традиции к бид’а и заблуждению;
- считают любые суфийские тарикаты заблуждением;
- не признают светское государственное устройство;
- отказываются от выполнения ряда гражданских обязанностей (военная служба, посещение школы и др.) по религиозным мотивам;
- отвергают некоторые элементы светского образа жизни (фотографирование, празднование национальных и государственных праздников и др.);
- проявляют нетерпимость к мусульманам, не разделяющим их идеологию.
Сама салафия со временем разделилась на разные течения в зависимости от вопросов акыды (вероубеждения) и политики. Сегодня эти течения действуют под разными названиями. В Казахстане можно встретить сторонников таких направлений, как «мадхалия», «сурурия», «такфириты» и «хаддадия».
Хотя сторонники саляфии провозглашают концепцию таухида как основу своей идеологии, а их учителя и религиозная литература во многом совпадают друг с другом, их религиозно-политические позиции, методы распространения идей и формы деятельности различаются, а иногда противоречат друг другу в зависимости от направлений.