Показуха - это малый ширк
Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Аллах в этот благочестивый день, запишет вам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом. И пусть Аллах в этот день, когда принимаются мольбы, примет все ваши поклонения, ваши милостыни и ответит на ваши дуа.
Всевышний Аллах, разъясняя нам суть нашего существования и основную цель нашего пребывания в этом мире говорит:
«و ما خلقت الجن و الإنس إلا ليعبدون»
«И я (Аллах) создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне».
Мы пришли в этот бренный мир, не для того, чтобы служить кому-нибудь или какой-то вещи, идолам, своему начальству или же этой мирской жизни, а пришли мы в этот мир, чтобы искренне поклоняться одному Великому Творцу.
Еще в одном месте Аллах Всевышний говорит:
"و أنا ربكم فاعبدون"
«Я – ваш Творец и Владыка. Поклоняйтесь Мне одному искренне и верно».
Ежедневно в намазе твердо свидетельствуя от своего имени, что поклоняемся одному лишь Аллаху и просим помощи только у Него мы читаем суру «Аль-Фатиха» и произносим:
«إياك نعبد و إياك نستعين»,
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного о помощи просим»
Таким образом, мы свидетельствуем и даем свое обещание Аллаху. Всевышний Аллах обязывает нас быть искренними, стремиться достичь Его довольство, и Он возложил на нас обязанность просить только Его довольство. Наряду с этим Аллах запретил в проявлении искренности к Аллаху, прибавлять к этому кого-нибудь или что-нибудь из мирской жизни. Аллах сказал в Коране в известной всеми нами суре «Аль-Маун» про тех, которые совершают поклонения с неправильным намерением, не ради Аллаха:
«فويل للمصلين»
«Горе же молящимся»,
есть группа молящихся и это не каждый молящийся, описание этих людей Аллах упомянул в следующем аяте. Эта группа людей будет в аду, они прибудут в отчаянии, в сожалении в своих ошибках. И кто же они?
"الذين هم عن صلاتهم ساهون"
«которые к молитве своей небрежны».
Которые совершают молитву вместе с джамаатом, а когда остаются наедине вместе с тем, что не ощущают и забывают постоянное наблюдение Аллаха, они забывают и свои намазы. Почему так происходит?
«الذين هم يراءون»
«Которые делают напоказ перед людьми»,
они читают намаз перед людьми, выстаивая на показ, т.е. чтобы люди говорили о них, что они совершающие намаз или не говорили: «Почему они не читают намаз?».
Для такого рода человека важнее мнение людей о нем, его заботят вопросы «Что скажут люди?», «О чем подумают другие?», нежели довольство Всевышнего, то есть он совершает намаз с намерением, чтобы люди видели это. Вместе с джамаатом он читает намаз, а когда остается наедине он пренебрегает им, забывая его. Таким образом, Всевышний Аллах предостерегает нас сторониться этого греха, и Он обещает великое сожаление, тем, кто выстаивают свои деяния напоказ.
Далее Аллах в суре «Аль-Маун» говорит:
"و يمنعون الماعون"
«И отказывают в подаянии (отказывают даже в таких простых вещах, как ведро, мотыга, котел, и даже в воде и соли)!»,
со всем этим они еще и отказываются делиться простыми бытовыми вещами со своими соседями, или родственниками. Это один из признаков лицемеров.
Всевышний Аллах описывая «мунафиков» (лицемеров) говорит:
"إن المنافقين يخادعون الله و هو خادعهم"
«Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он (Сам) обманет их в День Воскрешения…».
Лицемеры же, пытаются обмануть Аллаха, внешне показывая веру, и скрывая свое неверие, свою неискренность в душе, но Аллах обманет их, Он скроет их от самих себя, они не знают своего прискорбного положения. Далее в аяте говорится
"و إذا قاموا إلى الصلاة قاموا كسالى يراءون الناس"
«А когда они (лицемеры) встают на молитву, то встают ленивыми, для вида пред людьми».
Они совершают молитву небрежно, неискренне и без проявления полного смирения, покорности и страха перед Всевышним, потому что они молятся лишь напоказ перед рабами Аллаха. Сердца таких людей наполнены недугом.
Пророк (с.а.с) сказал про таких людей, т.е. про лицемеров:
"من سمع سمع الله به و من راءى راءى الله به"
«тот, кто совершал деяния, чтобы люди прослышали о нем, Аллах выявит это и все услышат, какой он лицемер, а тот кто будет совершать поклонения и благие дела не ради довольства Всевышнего, не ради получения награды от Аллаха, а для того, чтобы казаться людям набожным, то в День воскрешения Аллах выявит Своим творениям его истинное лицо и покажет всем, какой он лицемер и лжец».
Что такое «рия»? Ибн Хаджар аль-Аскаляни дает следующее определение этому слову: «Это – совершение поклонения Всевышнему на показ, ради поощрения и одобрения со стороны людей».
Абу Хамид аль-Газали сказал:«Рия – это желание заслужить довольство и похвалу людей, выставляя напоказ свои хорошие качества».
Сказал досточтимый Пророк (с.а.с):
«Если кто из вас будет стремиться достичь довольства людей, Аллах не будет доволен им и в итоге он сделает его ненавистным среди людей, а тот, кто желает только довольство Аллаха, то он получит Его довольство, а также завоюет любовь и довольство людей».
Как человек через довольство Всевышнего получает довольство и почет людей? Дело в том, что все мысли, желания, намерения и сердца людей находятся во власти Всевышнего, Он располагает ими как пожелает. Если Аллах полюбит кого-то, и если Аллах похвалит кого-либо, то Он удостоит его почетом в обоих мирах, посеет в сердцах людей любовь и уважение к нему; т.к. в величии Аллаха нет границ. Достаточно сказать Аллаху «Будь!» - как это сбывается. Весь наш внутренний мир, наша вера находится в Его власти, поэтому каждый день мы просим у Него обо всем, просим истинную набожность, здоровье, благоденствие, благополучие народа, счастье и спокойствие семьи, имущество и т.д. Ведь дарующий только Аллах! И никто не в силах получить что-либо, кроме как из того, чем наделит Аллах.
Поэтому Пророк (с.а.с) говорит, тот кто будет совершать благие деяния, совершать поклонения, помогать людям, служить во благо своего народа, желая достичь лишь довольства Аллаха, то Он будет доволен им, а также его полюбят и удостоят почетом Его творения. Теперь, пусть каждый решает, как ему поступить.
Это хадис Посланника Аллаха (с.а.с). Аллах сказал:
«وَمَا يَنطِقُ عَنِ الْهَوَى، إِنْ هُوَ إِلاَّ وَحْيٌ يُوحَى»
«Он (Пророк) не говорит по прихоти. Это – только Откровение, внушаемое ему».
Хадис Пророка (с.а.с) – это откровение Всевышнего дошедшее до нас из уст Пророка (с.а.с).
Абу Хамид аль-Газали сказал: «Обязанностью сынов Адама является стремиться достичь довольства Господа через поклонение, благие дела и через нравственные качества».
Лукман аль-Хаким сказал своему сыну: «Рия – это стремление получить плоды и вознаграждения своих деяний в этом мире». Желание заслужить довольство и почет среди людей, а не стремление подготовится к Последней жизни. На самом же деле, все деяния творений должны быть направлены только для Последней жизни. Если деяния будут ради Ахирата, то Аллах одарит нас благами этой и последующей жизни, т.к. в этой жизни мы совершаем благие дела и трудимся, чтобы узреть их плоды в Вечной жизни. Я думаю, такое краткосрочное счастье в этой грешной, временной земле никому не нужно. Все мы, сегодня собрались в доме Аллаха, желая вознаграждения от Аллаха и желая Его довольство, и достичь долговечного счастья.
Наш Пророк (с.а.с) назвал «рия» - малым ширком. А что такое ширк? Это придавать Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Поистине, Аллах не прощает (рабу) (и не простит без полного покаяния), что Ему придают придают сотоварищей (равняют кого-либо с Ним)…».
Многобожие – это великий грех. Самая первая и главная наша обязанность - это слова свидетельства: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник». Это наша основа, т.к. придавая Аллаху сотоварищей, мы впадем в огромный грех.
Наш Пророк (с.а.с) сказал: «Больше всего вы должны опасаться впасть в малый ширк», тогда сподвижники спросили, что это. Пророк (с.а.с) ответил: «В Судный день, когда все творения предстанут, чтобы получить воздаяния от Господа, им будет сказано: «Идите к тем, для которых вы совершали эти дела». Например, человек совершал деяния для вида перед своими друзьями, или казался хорошим своим сватьям, или чтобы его соседи не подумали о нем плохо, включал свет во время утренних молитв, или усердно трудился только при виде своего начальника, чтобы угодить ему, т.е. все эти деяния являются проявлением лицемерия. И вот, Всевышний Аллах со словами: «Идите к тем, для которых вы совершали эти дела» отправит их к ним, и будет спрошено «Найдёте ли вы вознаграждение у тех людей?».
Всевышний Аллах говорит в суре «Аль-Кахф»:
«И кто надеется встретить своего Господа, пусть совершает праведное дело и пусть никого не приобщает в поклонении Господу своему (пусть посвящает дела поклонения только одному Аллаху)».
Если раб Божий, хочет предстать перед Господом Миров с сияющем лицом, желая вознаграждения и рая, и быть спасенным от Его наказания, пусть делает простую, но важную вещь – совершать благие деяния, пусть он совершает их, не смотря большие ли они, или малые. Мать правоверных Айша (р.а) сказала: «Давайте милостыню хотя бы с размером полфиника, не считайте какое-либо благое деяние малым».
Даже доброе слово – является благим деянием. Если вы хотите попасть в рай, получив довольство Всевышнего и предстать перед Ним в наилучшем состоянии, то спешите вершить благое. Второе условие, это посвящать свои поклонения только Всевышнему Аллаху, т.е. сторониться показухи в своих делах и в поклонениях. Деяния тех, кто впал в малый ширк подобно пылинке, их деяния ничтожны. Всевышний сказал в Коране:
«И приступим Мы к тем из (благих) дел, что они совершали, и обратим это в прах развеянный (сделаем их тщетными) (так как для того чтобы благодеяние было принято, необходимо, чтобы оно было совершено с верой, только ради Аллаха и в соответствии с Его установлением)».
Упаси Аллах нас от малого ширка.
Аль-Фудайль ибн Ийад сказал: некоторые боятся, например, совершить два ракаата дополнительного намаза, или дать садака при людях, или сказать благое слово, находясь среди людей, думая, что тем самым впадут в рия. А оставление благих дел, из-за того, что люди увидят это, тоже является проявлением рия. Совершение дел, чтобы это видели люди, является малым ширком, а искренность – это все, что делается ради довольства Аллаха, если Он спас тебя от двух крайностей, значит это деяние ради Аллаха. Таким образом, мы не оставляем благие дела, но и не совершаем их ради людей, это и есть искренность. Так сказал великий и известный ученый исламской уммы – Аль-Фудайль ибн Ийад. Рия, как мы упомянули ранее это признак лицемеров и двуличных людей.
Про лицемеров Аллах говорит:
«И когда они (лицемеры) встречают тех, которые уверовали, они говорят: «Мы уверовали!» А когда остаются со своими шайтанами (со своими главарями, друзьями), то говорят: «Поистине, мы – с вами едины против верующих, поистине мы только насмехаемся».
Таким образом, совершать поклонения, благие дела, забывая довольство Аллаха, напоказ людям – это один из признаков лицемерия. Да убережет нас Аллах от лицемерия. Всевышний Аллах говорит про них:
«Поистине лицемеры – в самом нижнем слое Огня (Ада)».
Пусть Аллах убережет нас от ада, пусть Он убережет нас от рия, от малого ширка, убережет от придания Ему сотоварищей. Пусть Всевышний сделает нас истинными мусульманами, пусть во всех наших намерениях и делах будет искренность и пусть мы принесем пользу в служении своей семье, религии, и народу.
Узнайте больше о "Рия" в уроках Ерсина Амире по книге "Ихъя улюм ад-Дин"