Намаз - великое поклонение
Поистине, шайтан течет в теле человека подобно току крови, и этого шайтана прогоняет намаз, благодаря этому у человека пропадает желание совершить грех.
В нашей религии есть опора, Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал об этом: «عمود الدين عموده الصلاة», - то есть намаз.
Каждый день мы просим у Аллаха вести нас прямым путем, просим у него прощения, ищем его довольство, просим его осветить лик наш в последующей жизни и как благодарность за все те блага, которые даровал нам Аллах, мы совершаем намаз. Намаз – это опора религии. Пророк (с.а.у.) сказал:
«إِنَّ أَوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ الْعَبْدُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلَاتُهُ»
«Первое за что отчитывают раба в Судный день из его дел – это намаз».
В тот день когда мы предстанем перед Господом миров, Он спросит: «Был ли мой раб благодарен мне и совершал намаз пять раз в день?». Ученые говорят если намазы его будет правильным, и он старался совершать его вовремя, то по воле Аллаха ему будут прощены мелкие прегрешения в честь намаза. А положение тех, которые лишают себя этой великой милости будет очень трудным. И так, час времени из 24 часов, которые мы уделяем поклонению, обращаясь к Аллаху с мольбой, делая суджуд и рукуг – это то, за что мы будем спрошены первую очередь в день Суда.
Аллах повелел нам совершать намаз, он также повелел нам обращаться к нему за помощью посредством намаза. Ежедневно в намазе в суре «Аль-Фатиха» мы произносим:
«اياك نعبد و اياك نستعين»
«Тебе одному мы поклоняемся и лишь к Тебе о помощи взываем».
Таким образом читая «Аль-Фатиху» и прося у Всевышнего помощи мы искренне должны просить у него помощи. А как обращаться к нему, Аллах разъяснил нам в аяте
«يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ ۚ إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ»
«О, те, которые уверовали! Ищите помощи у Аллаха через терпение и намаз. Воистину Аллах с терпеливыми!».
Одно из условий получения поддержки и помощи от Аллаха является намаз, потому что намаз — это связь между Аллахом и его рабом. Намаз – это миграж (вознесение) верующего. Посредством намаза мы будем услышаны Аллахом и все, о чем мы просим, будет принято.
Иногда мы думаем, что все эти религиозные обязанности нужны только Аллаху или тому, кто донес до нас религию, Пророку (с.а.у.) Это не так. الله الصمد Так он нам сказал в суре «Аль-Ихляс»:
«Он ни в чем и не в ком не нуждается».
Аллах – Создатель Миров не нуждается в наших намазах, закятах, садака и в наших мольбах. Нуждаемся в намазе только мы и это великая благодатная милость Всевышнего. Аллах повелел нам делать то, что воспитывает нас, наполняет наш духовный мир и оно послужит нам духовным богатством в Ахирате. Родители повелевают своим детям прилагать все усилия для учебы, ходить на кружки, развиваться интеллектуально, заниматься спортом, такого рода задания они дают, чтобы они стали образованными, культурными. Несомненно, это идет во благо ребенка, точно также, те обязанности, возложенные на нас, принесут пользу только нам. Откуда мы это узнаем? Аллах говорит в Коране
«اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ»
«Читай то, что дано тебе откровением из Корана и надлежащим образом совершай молитву».
Далее Аллах говорит о пользе намаза:
«إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَىٰ عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ ۗ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ ۗ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ»
«Поистине молитва удерживает от мерзких деяний и неодобряемого».
Посредством совершения молитвы человек воспитывает свой внутренний мир, и это останавливает его от плохих и порочных деяний. Поистине, шайтан течет в теле человека подобно току крови, и этого шайтана прогоняет намаз, благодаря этому у человека пропадает желание совершить грех. Когда душа человека обогащается, набирает силы, человек сможет устоять страстям и обуздать свой нафс. Намаз воспитывает человека, приводит его к богобоязненности. В этой жизни он принесет пользу своей семье, обществу, родине, а на той жизни он найдет довольство Всевышнего. Затем Аллах говорит:
«وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ»
«И, однозначно, помнить об Аллахе более велико».
Делать зикр и поминать его самое наилучшее деяние. А наилучший зикр – это намаз. Некоторые братья спрашивают, если делать зикр, то намаз читать необязательно? Нет, это не так. Аллах говорит пророку Мусе (а.с)
«و اقم الصلاة لذكري»
«Если хочешь поминать меня, то читай намаз».
Не только языком мы должны делать зикр, а показывать его и действиями.
«وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ»
«И Аллах знает, что вы творите».
Аллах осведомлен о всех наших мыслях, намерениях, ему известны все наши дела. Поэтому, мы всегда должны чувствовать и помнить, что за нами наблюдает Великий Создатель.
Намаз это самое наилучшее после произнесения слов свидетельства. Сахаба Абдулла ибн Масгуд (р.а) рассказывает:
«سألت رسول الله صللى الله عايه و سلم اي اعمل افضل؟» «Я спросил у Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует): «Какое из деянии самое наилучшее?», и тогда он ответил: «ان الصلاة كانت على المؤمنين كتابا موقوتا الصلاة في وقتها» «Своевременно совершенная молитва, поистине, молитва для уверовавших предписана в установленное время».
У каждого намаза есть определенное время и совершать ее в указанное время является обязательным для нас. Таким образом наш Пророк (с.а.у.) учит нас, что самое достойное из дел после произнесения шахады, это молитва, совершенная вовремя. Поэтому мы не должны пренебрегать намазом, некоторые думают: «Я делаю благотворительность, работаю во благо государству, помогаю людям и у меня нету времени». Но ведь Аллах не спросит нас об этом в первую очередь. Да, правильно, мы увидим плоды наших дел в Ахирате, получим награду, но самым первым за что будем спрошены – это наш намаз, был ли он правильным, совершался ли вовремя.
В продолжении хадиса: «ثم اي؟» «Затем какое деяние?». Он ответил: «بر الوالدين» «Относиться по-доброму с родителями». К сожалению, на сегодняшний день мы часто видим тех молодых людей, которые оставляют своих родителей в доме престарелых, пусть Аллах ведет их прямым путем. Аллах в Коране говорит «و صاحبهما في الدنيا معروفا». Если твои родители повелевают делать тебе запретное, то не слушайся их, но ты обязан быть рядом с ними и помогать им. Не даром у казахов есть поговорка «Если твои родители умалишенные, привяжи их, но заботься о них». Даже если твои родители преступники, будь с ними рядом и относись к ним по-доброму, и не слушай то, что они повелевают тебе из запретного Аллахом. Затем Абдулла ибн Масгуд (р.а) спрашивает какое после этого наилучшее деяние, Пророк (с.а.у.) ответил: «جهاد في سبيل الله» «Сражаться на пути Аллаха». Сражаться на пути Аллаха защищая свою семью, родину, защищать свое имущество.
А самым большим джихадом является борьба со своим нафсом.
Таким образом каждый день поклоняясь Аллаху прощаются наши мелкие грехи. Все мы знаем, что нет человека, который не делает ошибки, все мы ошибаемся, идеального человека не существует, безгрешны лишь пророки.
Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал в хадисе, который приводит Имам Муслим:
مثل صلوات الخمس كمثل نهر جار غمر على باب احدكم
«Пример пятикратного намаза подобен примеру реке, которая течет около вашего дома, и вы купаетесь там пять раз каждый день».
Затем Пророк (с.а.у.) продолжает хадис: «Скажите, если бы у дверей дома каждого из вас протекала река, и он купался бы в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?». Сподвижники ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал: «Это подобно пяти намазам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». Это великая милость Аллаха. Посмотрите на любовь матери к своему чаду, на ее милосердие, она готова пожертвовать всем что есть ради него и это становится ничем по сравнению с милостью и любовью Аллаха к нам.
Намаз – это нур в этом мире и в последующей жизни. Сказал Пророк (с.а.у.):
«من حافظ عليها كانت له نورا و برهانا و نجاة يوم القيامة»
«Тот из вас, кто будет совершать пятикратный намаз постоянно и своевременно, тогда в день Суда он будет озарен нуром, будет обеспечен свидетельством и спасением».
Аллах в День Суда осветит нашу могилу и дорогу посредством намаза, и оно будет свидетельством того, что мы мусульмане, доказывающая что мы достойны рая и это есть – бурхан. Наш намаз будет спасением от гнева Всевышнего, избавит нас от адского пламени. Да упаси Аллах нас от ада, там, где никто не умирает, постоянно подвергаются мучениям и наказаниям. Мы не в силах терпеть боль от зажженной спички, так что же говорить о пламени Ада? Аллах предостерег нас от этого в Коране, а Пророк в сунне. И в продолжении
«و من لم يحافظ عليها لم تكن له نورا و لا برهانا و لا نجاة»
«А тот, у кого не будет намаза или же он пренебрегал им, тому нет нура, не будет свидетельства, доказывающая что он мусульманин, не будет спасения»
«و كان يوم القيامة مع قارون و فرعون و هامان و ابي بن خلف» И он будет рядом с теми людьми на которых пал гнев Аллаха, С Каруном, Фараоном, Хаманом и с Убай ибн Халяф. Это имена тех людей, которые остались в истории несправедливыми, творившими нечестие на земле, были беззаконниками. Поэтому мы должны беречь намаз, не относиться пренебрежительно. Посредством намаза Аллах возвышает нас по ступеням. Наш Пророк (с.а.у.) говорит Саубану (р.а.) своему сахабе: «عليك بكثرة السجود» "Совершай множество земных поклонов, наряду с обязательными молитвами читай дополнительные молитвы". «فأنك لن تسجد لله سجدة الا رفعك الله بها درجة» «Ибо, поистине, за каждый земной поклон, совершенный тобой ради Аллаха, Аллах возвысит тебя на одну ступень». Чем больше мы делаем суджуд Аллаху тем выше становится наша степень перед ним. А ведь это не так уж трудно выполнять земные поклоны, в свободное время совершать нафиль намаз. «و حط عنك بها خطيئة» «И снимет с тебя бремя одного прегрешения». Таким образом намаз является одним из причин вхождения в рай.
Мы знаем, что и в раю есть свои степени, и мы должны стремиться к наивысшей степени, стремиться быть рядом с Пророком (с.а.у.). Рассказывает Рабига бин Кагб Аль-Аслями (р.а) «Как то, я ночевал рядом с Пророком (с.а.у.) и принося ему воду для омовения и прочие необходимые вещи, он сказал мне: «Проси у меня все что захочешь», тогда я сказал: «اسألك مرافقتك في الجنة» «Я прошу тебя о том, чтобы не расставаться с тобой в раю!». Рабига бин Кагб (р.а) мог попросить у Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) дом, высокий статус в обществе или другие мирские нужды, но он желал только быть рядом с Посланником Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) и это не удивительно ведь он выходец из школы Пророка. Далее в хадисе Пророк (с.а.у.) спрашивает его: «Может быть, ты хочешь чего-нибудь иного?», Рабига бин Кагба (р.а) ответил: «هو ذاك» «Нет этого достаточно». И тогда Посланник Аллаха ответил
«فأعني على نفسك بكثرة السجود»
«В таком случае помогай мне в борьбе против твоей души (нафса), совершай множество земных поклонов».
Тот, кто совершает множество земных поклонов, читая намаз, то по воле Всевышнего он может достичь наивысшей степени, оказаться по соседству рядом с Пророком (с.а.у.), пусть Аллах дарует нам это.
Пророк Ибрахим (а.с) делал дуа для себя и своего потомства, чтобы они были совершающими пятикратный намаз:
«رب اجعلني مقيم الصلاة و من ذريتي»
«О, Аллах! Сделай меня совершающим молитву постоянно и надлежащим образом и из моего потомства».
Пусть Аллах сделает нас из числа совершающих молитву постоянно и надлежащим образом, пусть Аллах сделает наше потомство из числа праведных.