Мужчину уважают за его поступки
Ассаляму алайкум уа рахматуллахи уа баракатух! Уважаемый джамаат! Дорогие и досточтимые братья мусульмане, пусть Аллах в этот благочестивый день, запишет вам благое деяние за каждый шаг, проделанный в Его священный дом. И пусть Аллах в этот день, когда принимаются мольбы, примет все ваши поклонения, ваши милостыни и ответит на ваши дуа.
Всевышний Аллах в Священном Коране говоря о труде и действии говорит нашему Пророку (ﷺ):
{وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّـهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَۖ وَسَتُرَدُّونَ إِلَىٰ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ}
«Скажи (о, Пророк) им: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»».
{وَقُلِ اعْمَلُوا}
«Скажи (о, Пророк) им: «Трудитесь!»». Трудиться, заниматься деятельностью, действовать – это повеление Всевышнего нам, возложенная на нас обязанностью и фардом.
{فَسَيَرَى اللَّـهُ عَمَلَكُمْ}
«И увидят ваши деяния Аллах…». Всемогущий Аллах наблюдает за нами! Всевышнему ведомо не только о всех наших делах в этой повседневной рутине, наших стараниях и наших поклонениях, но и обо всех наших думах и то, что мы скрываем в глубине души. В продолжении аята говорится:
{وَرَسُولُهُ}
Не только Аллах, но «и Его Посланник», так Аллах предупреждает нас. Наш Пророк (ﷺ) будет оценивать наши деяния.
{وَالْمُؤْمِنُونَۖ}
«И верующие». То есть, наши усилия, старания и труд, проделанные ради религии, нашей родины, во-первых, увидит наш Господь, во-вторых, Его Посланник (ﷺ) и увидят правоверные мусульмане. Разумеется, не ради показухи, а для того, чтобы быть образцом для других верующих в добрых делах. Далее говорится:
{وَسَتُرَدُّونَ إِلَىٰ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ}
«В конце вы будете возвращены Аллаху, который знает явное и сокровенное». Результаты нашего труда, наших деяний, и стараний, а также награды за них мы узрим, когда предстанем перед Всевышним, Ведающим сокровенное и явное. В продолжении аята говорится:
{فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ}
«Он поведает вам о том, что вы совершали». Когда мы предстанем перед Господом Миров перед нами распахнутся все наши дела и старания, проделанные ради мирского и Вечной жизни. Таким образом, труд и трудолюбие – это наша обязанность, возложенная нашей религией. Еще в одном аяте Всевышний, призывая своих рабов к труду, к работе говорит:
{هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا}
«Он – Тот, Кто подчинил вам землю (словно покорному животному)».
В этом мире мы странствуем по Земле. Земля – творение, подобное нам. Однако, мы познали Аллаха и живем сунной нашего Пророка (ﷺ), поэтому мы достойнейшее и почтенные творения. Но и земля такое же создание, как мы. И Всевышний подчинил нам это создание и расстелил его под нами. {ذَلُولًا}, то есть, Он сделал его для нас покорным и униженным, что означает «Она в вашем распоряжении, делайте, что хотите». На самом деле, мы сами знаем, что нам делать на земле. Будете, вы совершать благое или дурное, или же решите ничего не делать – в вашей воле. Земля – под нашими ногами. Далее в аяте говорится:
{فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِن رِّزْقِهِۖ }
«Так странствуйте же по ее просторам и вкушайте из дарованного Им удела».
То есть, не ходите попусту! Таково повеление Аллаха. Мужчине не следует просиживать дома, говоря, что нет работы. Если мужчина будет действовать и подчиняться велению Всевышнего, и если наши безработные братья подготовят свои резюме должным образом, показывая там все свои навыки и знания и за весь день, оставят их в двадцати-тридцати местах, то хотя бы один из них позовет его на собеседование. А если он ограничиться лишь телефонными звонками, позвонив тому или другому, и скажет: «Нет работы», то Всевышний не принесет работу ему домой. Это веление Аллаха, мы должны добывать свой удел, а не сидеть, сложа руки. Просиживаться, как говорится в поговорке: «Ему замеси, да и в рот понеси», — это чуждо для нашей религии, и даже запретное деяние. В продолжении аята:
{وَإِلَيْهِ النُّشُورُ}
«Но не забывайте, вам предстоит возвращение к Нему».
Все творения соберутся для отчета. В одном аяте, Всевышний разъясняя предназначение дня и ночи говорит:
{وَمِن رَّحْمَتِهِ جَعَلَ لَكُمُ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ}
«И из милости Его, то, что Он устроил для вас ночь и день».
Это милость, великая щедрость и милосердие Всевышнего. Подумайте, если все время будет только ночь, что тогда будет?! Будет ли наша жизнедеятельность такой же, как сейчас?! А что если, все время будет только день?! Тогда расстроится закономерность нашей естественной жизни. Наше здоровье не осилит этого. Если вы, один день задержитесь на работе до часа или двух часов ночи, то, скорее всего вы не сможете проснуться на утреннюю молитву следующего дня. Почему? Потому-что Аллах дал нам ночь, чтобы наше тело отдыхало. И Аллах говорит об этом предназначении:
{لِتَسْكُنُوا فِيهِ وَلِتَبْتَغُوا مِن فَضْلِهِ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ}
«Чтобы вы ночью отдыхали, и чтобы днем вы обретали себе удел от Его щедрости».
Он установил день, чтобы мы усердствовали, трудились ради довольства Аллаха, и чтобы мы приносили пользу для своей семьи дозволенной добычей. Это не просто, чьи то слова, а это аят Всевышнего Аллаха. Аллах разъясняет нам истинную суть сотворения дня и ночи. Далее в аяте говорится:
{وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ}
«Быть может, вы будете благодарны».
Воздавать хвалу – это основное качество правоверного мусульманина. Нам не сосчитать блага Всевышнего, дарованные нам. Наш Пророк (ﷺ) сказал:
"أفلا أكون عبدا شكورا"
«Разве не полагается мне быть благодарным рабом?».
Всевышний говорит в Коране:
{لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْۖ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ}
«Если вы будете благодарными, то Я непременно умножу вам блага, а если будете проявлять неблагодарность… Поистине, наказание Мое, однозначно – сильно!».
Кто ценит, то, что у него в руках – тому Господь преувеличит. Всевышний говорит нам, чтобы мы были благодарными, тогда Он преувеличит наш дневной удел и в нашей дневной деятельности, труде будет благо, а ночь сделает спокойствием для нас. Более того в нашей религии дозволяется трудиться, искать пропитание, и работать в паломничестве. Если кто-либо с паломничеством и поклонением дополнительно совместит торговлю, чтобы найти пропитание для своей семьи, то это не порицается в нашей религии. Откуда мы знаем это? Всевышний говорит в Коране:
{لَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَبْتَغُوا فَضْلًا مِّن رَّبِّكُمْۚ فَإِذَا أَفَضْتُم مِّنْ عَرَفَاتٍ...}
«Нет на вас греха, если вы будете искать щедрости от вашего Господа. [Не будет греха, если вы будете заниматься торговлей и получать прибыль в дни хаджа]».
Конечно, заниматься торговлей и трудиться во время хаджа – это не обязанность, но и не преступление. Это – разрешение. Когда вы собираетесь в хадж вы намереваетесь совершить поклонение только ради Аллаха. У большинства наших паломников нет намерения получить прибыль посредством торговли. Даже если это так, и учитывая, что это великое поклонение, если кто-либо будет искать свой удел во время паломничества, наш шариат не запрещает это и не укоряет за это. Но в продолжении аята говорится:
{فَإِذَا أَفَضْتُم مِّنْ عَرَفَاتٍ فَاذْكُرُوا اللَّـهَ عِندَ الْمَشْعَرِ الْحَرَامِۖ}
«А когда вы двинетесь с Арафата (после захода солнца, когда закончится стояние там), то поминайте Аллаха при заповедном памятнике [в долине Муздалифа]».
То есть, занимаясь торговлей не забывайте деяния хаджа.
{وَاذْكُرُوهُ كَمَا هَدَاكُمْ}
«И поминайте Его, как Он вывел вас на прямой путь».
Наш Пророк (ﷺ) ценя то пропитание, которое человек добывает своим потом говорит:
"ما أكل أحد طعاما قط خيرا من أن يأكل من عمل يده"
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своими руками». Поэтому, для нас будет лучше то пропитание, которое добыто честным трудом, чем даст нам это кто-либо в качестве подаяния. Пророк (ﷺ) также сказал:
"و الذي نفسي بيده لا يفتح عبد باب مسألة إلا فتح الله عليه باب فقر"
«Клянусь Аллахом, в Чьей власти находится моя душа! Если какой-либо раб Божий откроет двери попрошайничества, то Аллах откроет ему двери бедности и нищеты».
Всевышний погружает его в еще большую бедность, с каждым разом, когда он вместо усердного труда, занимается попрошайничеством. Поэтому, если не учитывать людей, не дееспособных, с ограниченными возможностями, и людей с плохим здоровьем, человек должен честным трудом зарабатывать себе на жизнь. Но, к сожалению, сегодня мы видим, как наши братья, у которых целы руки и ноги за какие-то гроши занимаются попрошайничеством. Если такие люди не будут использовать свое здоровье и ум во имя труда, то Аллах погрузит их в нужду и бедность. Как говорят наши предки: «Кто будет просить у Бога, тот насытится, а кто у человека, тот останется ни с чем». Мы, трудясь, просим благо только у Аллаха. Мы усердно работаем и просим, чтобы в нем были плоды наших усилий. Относительно этого наш Пророк (ﷺ) сказал:
"أطلبوا من فضل الله و لا تكونوا عيالا على المسلمين"
«Трудитесь, ступая в поисках своего удела, щедрости Всевышнего, и не будьте обузой для мусульман».
У вас целы руки и ноги! Для вас будет лучше заработать копейки, подметая улицы и съесть кусочек хлеба на эти деньги, чем просить у кого-либо. Наш Пророк (ﷺ) запрещает быть обузой. Еще в одном хадис Пророк (ﷺ) сказал:
"و الذي نفسي بيده، لأن يأخذ أحدكم حبله فيحتطب على ظهره خير له من أن يأتي رجلا أعطاه الله عز و جل من فضله فيسأله أعطاه أو منعه"
«Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать её, благодаря чему Аллах убережёт вас (от нужды), будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто может дать ему что-то, но может и отказать».
Если поразмыслить, над словами Пророка (ﷺ) у каждого из нас хоть и маленькая, но есть возможность, чтобы добыть пропитание. Потому-что Аллах создал нас и поселил на этой земле и предписал каждому из нас свой удел. Как сказал Пророк (ﷺ), птица, уповая на Аллаха, улетает утром со своего гнезда голодной, а вечером возвращается сытой. Разве Всевышний оставит вас голодными, тогда как Он не оставляет даже муравья голодным? Всевышний Аллах говорит в Коране:
{وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ وَحَمَلْنَاهُمْ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَرَزَقْنَاهُم مِّنَ الطَّيِّبَاتِ وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَىٰ كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلًا}
«Несомненно, Мы даровали почет сынам Адама и по Нашей воле они передвигаются по земле и морю, Мы наделили их благами и дали им явное превосходство над другими, которых создали».
Невозможно чтобы Всевышний Аллах оставил своего раба, человека, которому оказан такой почет, и которому все другие существа в этой жизни даны в качестве слуг, голодным если он будет трудиться! Поистине, пропитание дает только Всевышний Аллах:
{إِنَّ اللَّـهَ هُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الْقُوَّةِ الْمَتِينُ}
«Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким».
Наш Пророк (ﷺ) пас овец, участвовал в строительстве мечети наряду со своими сподвижниками, в детстве отправлялся со своим дядей Абу Талибом в торговый путь, позже работал на торговые караваны матери правоверных Хадиджи (р.а.). Посланник Аллаха (ﷺ) даже пас верблюдов при жизни. А у нас в сельских местностях людям иногда трудно найти чабана, который бы ухаживал за своими овцами. Работы много. Если в городе вам трудно найти работу, источник пропитания, в деревнях ведь есть жизнедеятельность. Наш Пророк (ﷺ) тоже пас овец. У нас в народе говорится: ««Бәрінен де қой бағып, көтен жеген озар», - что переводится как: «Кто баранов пас и мясо ел, тот всех обогнал». По крайней мере, это можно сделать. Наш Пророк (ﷺ) так и делал, и не стыдился этого. В битве Хандак, в которой все арабские племена сплочились чтобы уничтожить Медину и истребить мусульман, Посланник Аллаха (ﷺ) наряду со своими сподвижниками рыл канаву. Во время этой работы Он (ﷺ) был так голоден, что привязал камень к животу. А мы делаем такой труд?! Вот жизнь Пророка (ﷺ), которая является примером для нас. Посланник Аллаха (ﷺ) никогда не считал позорным заниматься домашними делами. Однажды спросили мать правоверных Аишу (р.а.): "ما كان النبي يصنع في بيته؟" «Чем Посланник Аллаха (ﷺ) обычно занимается дома?». На что она ответила: "كما يصنع أحدكم في بيته، يخصف نعله، ويرقع ثوبه" «Он делал дома то же, что и другие. Он заштопывал свою одежду, ремонтировал обувь». Подумайте, Он – царь мусульман! Каждый из сподвижников видел честь в службе Пророку (ﷺ). Однако, Посланник Аллаха (ﷺ) сам заштопывал свою одежду, ремонтировал обувь если было свободное время. Конечно, у Пророка (ﷺ) были жены, которые зашивали ему одежду и стирали, но Он (ﷺ) делал все это, чтобы показать пример для нас, словно говоря: «Я – Посланник Аллаха, Имам всех Пророков, любимец Господа, самый почетный из всего человечества, царь мусульман, но тем не менее я тоже делаю такие деяния. И вы не считайте это позорным». Мать правоверных Аиша сказала что Пророк (ﷺ) иногда доил овец. Представьте, что правитель доит козу в доме. Все это является хорошим примером для нас.
Также, Всевышний Аллах прощает грехи того, кто честно трудиться. В одном хадисе Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
"ما أكل العبد طعاما أحب إلى الله من كد يده"
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, которую он заработал своим трудом».
"و من بات كالا من عمله بات مغفورا له"
«И кто крепко засыпает приходя уставшим с работы, тому простятся их грехи».
Поэтому, пусть радуется тот, кто приходит с работы уставшим и засыпает как только положив голову на подушку. Потому что он – раб Всевышнего, чьи грехи прощаются ежедневно. Посланник Аллаха (ﷺ) часто молился Всевышнему словами:
"اللهم إني أعوذ بك من الهم و الحزن و العجز و الكسل و البخل و الجبن و غلبة الدين و قهر الرجال"
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от беспокойства и грусти, немощности и лени, скупости и трусости, бремени долга и притеснения людей».
Мы тоже молимся Всевышнему Аллаху этой мольбой. Пусть Всевышний Аллах убережет наш народ, нашу умму, особенно, нашу молодежь от лени. Да запишет нас из числа своих трудолюбивых и любимых рабов!
سبحانك و بحمدك، نشهد أن لا إله إلا أنت، نستغفرك و نتوب إليك!