Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Уважаемый джамаат, да будет хвала и слава нашему Могущественному Творцу, Который позволил нам дожить до пятницы! Мир и благословение Пророку Мухаммаду ﷺ который указал нам на путь к счастью в обоих мирах! Да запишет Всевышний Аллах награду за каждый наш шаг сегодня на пути к пятничному намазу!
У казахов есть следующие крылатые выражения: «Единство – богатство страны», «Богатство не в деньгах, но в сплоченности», «Братья ладят – многочисленны стада, невестки ладят – в изобилии еда», «Родня живет, то ссорясь, то мирясь». Данные высказывания показывают, что народ стремился сохранить единство. В Священном Коране Всевышний Аллах ниспослал несколько аятов нам, мусульманам, о необходимости жить в мире и согласии друг с другом. В одном из таких аятов сказано:
«Не распространяйте порок (неверие и зло) на земле, после того как она приведена в порядок».
Цените тишину и спокойствие, которые установлены среди вас, не нарушайте порядок, а напротив, сохраняйте его. Как вам известно из истории Ислама, в городе Медина вместе проживали представители разных религиозных конфессий. Дабы сохранить единство и согласие между ними, Пророк ﷺ принял документ под названием «Конституция Медины». Это было сделано с целью, чтобы среди народа не было разногласий. В одном из хадисов, призывающих к единству людей, посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Не испытывайте ненависть по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу и не отворачивайтесь друг от друга. О рабы Аллаха, будьте братьями друг другу!»
В продолжении данного хадиса приводится текст, который многие из нас слышали.
«Не дозволено мусульманину быть обиженным на своего брата больше трех дней».
Среди наших братьев бывают случаи, когда один из них обижен на другого настолько сильно, что не отправляется даже на его джаназа (похороны), не присутствует на его празднованиях. С чего начинается спокойствие и мир в обществе? Разве это не начинается со спокойствия в семье? Если родственники живут в мире друг с другом, то и общество будет жить в мире. Стабильность и тишина в обществе начинается с этого.
Недавно один человек рассказывал, что некий человек в суде выступал со словами: «Эта женщина хочет лишить меня моего дома», указывая на свою мать со словами «эта женщина». Человек судится и говорит: «Эта женщина забирает мой дом», при этом подразумевая родную мать. Если во взаимоотношениях между людьми присутствуют милосердие и прощение, то у нас не было бы многих судебных процессов. Когда происходит суд? Когда двое людей имеют разногласие между собой, не могут прийти к единому решению, и прибегают за помощью к судье. После чего судья разрешает их конфликт. Если же между людьми было бы соглашение, то многие вопросы решались бы, не доходя до суда. В нашей религии требуется соблюдение следующих условий, дабы сохранить единство в обществе:
Первое условие: Быть в согласии.
В Священном Коране Всевышний Аллах сказал:
«О люди! Мы, поистине, сотворили вас из мужчины и женщины», то есть вы произошли от одного отца и матери».
Для чего? В продолжении аята дается ответ на этот вопрос:
«И сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга».
Ахмет Байтурсынов сказал следующие слова с целью вдохновить народ: «Чтобы быть знающим, нужно учиться. Чтобы быть богатым, нужно работать. Чтобы быть сильным, нужно единство. Теперь нужно работать на пути этих нужд».
Если что-то требуется, то нужно работать для этого. Нужно учиться, искать различную информацию и обучаться, чтобы быть знающим. Чтобы стать богатым, недостаточно 100 раз сказать «я богатый», не так ли? Как в наши дни часто говорят различные коучи. Нужно действовать, работать, заниматься делом. Подчеркиваю, нужно заниматься дозволенным делом.
Чтобы страна и народ были сильными, необходимо единство. Это начинается с дома. Если муж и жена не могут ужиться друг с другом, как может быть единство в обществе? Если родственники не живут в мире друг с другом, то как поселок может быть в мире друг с другом? Если поселок не живет в мире, то как общество будет жить в мире? Следовательно, мы говорим о том, что нуждаемся в разных вещах, но забываем, что нужно делать определенные шаги на пути достижения этих вещей. Это требование данного пути. В Священном Коране Всевышний Аллах сказал:
«Вы все держитесь крепко за религию Аллаха и не разделяйтесь».
Разделяться на группы, по одному человеку, унижать друг друга, проклинать друг друга – эти действия не присущи мусульманам. Пророк ﷺ в своем завещании сказал:
«В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу. Если один его орган заболевает, все тело отзывается бессонницей и лихорадкой».
Взгляните, как сравниваются единство в обществе с телом человека. К примеру, в холодный день человек не выйдет на улицу, надев шапку и забыв про брюки. Не так ли? Он знает, что все его тело будет мерзнуть, поэтому перед выходом на улицу, он тепло оденется, после чего все части его тела будет в тепле. Тело человека будет здоровым только тогда, когда все органы будут хорошо работать. Следовательно, общество также будет развитым только тогда, когда люди будут испытывать братство, любовь, сострадание и прощение по отношению друг к другу.
Второе условие: справедливое отношение друг к другу.
В суре «Нахль» Священного Корана Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, Всевышний Аллах повелевает людям быть справедливыми, делать доброе и одаривать родственников».
Всевышний Аллах повелевает три вещи, среди которых присутствует справедливость. В продолжении аята повествуется о запретных вещах:
«Он запрещает разврат, грехи и притеснение».
Следует подчеркнуть среди всех перечисленных вещей необходимость относиться к людям, по справедливости. Пророк ﷺ в свое время был справедливым даже к двуличным и лицемерным людям. Пророк ﷺ был осведомлен в том, кто является главой тех лицемеров. Он мог наказать его. Хазрат Умар (р.а.) просил разрешение ни один раз: «О посланник Аллаха, накажем их подобающим образом!» Пророк ﷺ не только не опозорил их перед всеми людьми, обнародовав их двуличность и лицемерие, но, напротив, он отнесся к ним так, как относился к мусульманам. Один из их предводителей Абдулла ибн Убай перед смертью отправил сына к Пророку, не стесняясь потребовав от него саван, в который он будет завернут после смерти. Пророк ﷺ дал ему саван.
Сможем ли мы с вами поступить таким образом сейчас? Мы вступаем в споры в социальных сетях с людьми, которых мы ни разу в жизни не встречали. Следовательно, быть справедливым в отношениях с людьми испытывает ваш характер на прочность. Поддадитесь ли вы гневу и скажете что-то лишнее?
В построении справедливых отношений с людьми мы также должны обратить наше внимание на следующий момент: мы должны быть равными в отношениях с людьми, обладающим высоким статусом, авторитетом или богатством, и людьми, у которых нет определенного чина и статуса. Бывают люди, которые не обладают богатствами, но обладают широкой душой. Однако такого человека не приглашают на свадьбы. Он не попадает в список приглашенных гостей, потому что такой человек не сможет подарить ничего стоящего. Во взаимоотношениях должны быть справедливость. Пророк ﷺ относился также как к мусульманам и к тем людям, которые внешне выглядели, как верующие, но на самом деле являлась мунафиками, двуличными.
Следующее условие - относиться с пониманием к недостаткам и ошибкам других людей
В Священном Коране Всевышний Аллах сказал:
«Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас?»
Этот аят был ниспослан по поводу, о котором мы уже говорили на наших прошлых проповедях. У Абу Бакра (р.а) был бедный родственник по имени Мистах, которому Абу Бакр помогал на постоянной основе. Однако, когда произошла клевета на мать правоверных Аишу, Мистах вместе с остальными людьми то и дело клеветал, подливая масло в огонь и следуя за большинством, на Аишу, любимую жену Пророка и дочь хазрата Абу Бакра. Абу Бакр сильно обиделся и дал клятву: «Клянусь именем Аллаха, я разорвал все связи с таким родственником! У меня нет подобного родственника. После этого я не буду оказывать ему никакой помощи». В этот момент и был ниспослан данный аят. Посмотрите, человек обиделся, и был ниспослан подобный аят, что это значит? Это показывает нам важность прощать недостатки и ошибки других людей. Что сказано в 22-м аяте суры «Нур»:
«Пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут (впредь) помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас?»
После того, как данный аят был ниспослан, хазрат Абу Бакр воскликнул: «Я желаю, чтобы Всевышний Аллах простил меня!», после чего он продолжил оказывать помощь своему родственнику по имени Мистах. Таким образом, уважаемые братья, милосердие и прощение недостатков и ошибок других людей в обществе и своих родственников дарует нам в первую очередь прощение от Аллаха. Что это за обещание? «Если ты прощаешь, то Аллах прощает тебя». Поэтому, дорогие братья, мы также должны быть внимательны к этому вопросу.
И последнее - быть милосердными и сострадательными друг к другу.
Что такое сострадательность? Сострадательность – это желание и намерение помочь и поддержать человека, оказавшегося в трудной ситуации. Если в человеке присутствует сострадательность, то в нем есть уважение, стремление к любви Всевышнего. Сострадание есть не у всех людей. Кто обладает жестокостью? В одном человеке не могут присутствовать и сострадание, и жестокость. Пророк ﷺ сказал:
«Мусульманин брат мусульманину».
Что вы поняли из этих слов? «Мусульманин брат мусульманину». Кто является братом для нас? Человек, рожденный от одного отца и матери. Понимаете? Таким образом, Пророк ﷺ показывает нам, насколько близок для нас другой мусульманин.
«Настоящий мусульманин не притесняет и не предает своего брата. Кто исполнит нужду своего брата, Аллах исполнит и его нужду».
Вот еще одно обещание. Кто-то может попросить вас подвезти его, например. Помощь может быть разной, это не обязательно должна быть финансовая поддержка. Быть может, вы помогли ему начать совершать намаз, подвезли куда-либо, помогли найти дорогу. Если вы помогли другому человеку в то время, как он нуждался в этом, также и Аллах исполнит вашу нужду, когда вы окажетесь в трудном положении. Наш прадед Абай упрекает дела, которые не соответствуют сострадательным людям, когда что-то подрывает их единство и сплоченность. Следующими его словами мы закончим нашу проповедь: «Почему родичей трудно собрать, когда радость, горе или другое достойное собрание, а как запахнет воровством или разбоем, они тут как тут?» Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Помогайте же друг другу в хорошем (благих делах) и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе (совершении зла) и вражде».
Бывают такие люди, как повествуется в аяте, которые не помогают во время хороших и благих дел, но всегда готовы прийти на помощь, если совершаются грехи. Люди, которые пьют алкоголь, найдут бутылку в любом месте, это займет для них не более пяти минут.
«Почему родичи досадуют и обижаются на тебя, когда твоя лошадь приходит первой на скачках?». Ты стараешься достичь чего-то, усердно трудишься на этом пути, но тебе никто не помогает. А когда ты достигаешь успеха, то они говорят: «Почему он, а не я? Почему его сын, а не мой сын?». В другом народном выражении что говорится? «Если у человека есть все, то другие люди завидуют ему, а когда ничего нет – ничего не могут дать». В продолжении слова-назидания Абая сказано:
«В старину люди помнили, если кто-то хотя бы раз помог им добраться до места, они вспоминали об этом с благодарностью до последних дней своих. Нынче люди быстро забывают о добрых делах. Почему?». Раньше люди постоянно говорили: «Такой-то человек оказал нам добро, ни в коем случае не забывай об этом». Сегодня же люди быстро забывают о том, сколько хороших дел было сделано другими людьми или родственниками по отношению к ним.
«Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю, считает для себя зазорным?». Если байский сын обеднел, то считается, что ему можно заниматься воровством, но стесняется пойти и работать в услужение другому человеку.
«Почему двое хороших людей не могут ужиться в одном роду?». Говоря иначе «головам двух баранов тесно в одном казане». Сколько в наши дни людей, которые разошлись во мнениях друг с другом, после чего их последователи, ученики или подписчики, говоря на современном языке, также начинают спорить и вступать в конфликты друг с другом.
Далее в продолжении сказано: «А двое подлецов почему-то всегда становятся друзьями?». Порой некоторые собутыльники встречаются и начинают хорошо ладить друг с другом, в то время, как те люди, которые усердствуют на пути единства и согласия в стране, недопонимают друг друга и не могут быть друзьями.
«Почему тот, кого ты считаешь другом, кому ты даришь коня, отворачивается от тебя, получив стригунка от твоего недруга?». Ты можешь считать кого-то другом, а он пойдет и предаст тебя после внимания, оказанного ему кем-то другим. Очень мало людей, которые желают хорошей жизни, достатка и изобилия для своих друзей. Если его друг действительно достигает успеха в чем-то, то другой резко становится его врагом. Его поглощает зависть по причине успеха его друга, после чего он в миг становится его врагом.
Наш прадед Абай, увидев все недостатки и плохие общества в те времена, написал эти слова, будучи разочарованным и рассерженным на такое поведение. Он говорит: «Почему человек не радуется, когда лошадь его брата приходит первой? Почему мы не можем порадоваться за другого человека, когда он достигает успеха? Почему мы предаем дружбу? Почему мы не ценим наших друзей?»
Ответим на вопрос: «Что же нам делать?» следующими словами Абая: «Если не воспринимаешь других людей как братьев, то все твои дела напрасны».
Иса (а.с) спросил у своего народа: «Что вы сделаете, если по причине ветра у другого человека откроется аурат?», на что они ответили: «Мы закроем его». Следовательно, мусульманин не раскрывает недостатки и минусы других мусульман, он скрывает их. Понимание и согласие в обществе заключается в умении прощать и закрывать глаза на ошибки других людей. Уважаемые братья, пусть Всевышний Аллах не лишает нас нашего единства! Пусть Аллах бережет нас от разного рода смуты, фитны и раздора, и дарует нам мир и согласие!