Урок 7: Любовь Пророка ﷺ к уединению (халуат) - Фикх ас-Сира
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Магриб 18:18
Алматы
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:19 05:36 12:00 16:26 18:18 19:35
свернуть
Календарь
Хиджра
19 Рамадан 1445
Григорианский
29 марта 2024

Циклы уроков

Урок 7: Любовь Пророка ﷺ к уединению (халуат)

Урок 7: Любовь Пророка ﷺ к уединению (халуат)

Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
10 нояб. 2020 4 446 0
Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على آله و أصحابه أجمعين.

السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

 

Уважаемый джамаат! Мы вместе с вами продолжаем цикл уроков по сире посвященных жизнеописанию Мухаммада Мустафы ﷺ. На последнем уроке мы говорили об участии Пророка ﷺ в процессе реконструкции Каабы и его вкладе в это дело. Мы узнали, что Кааба была преобразована 4 раза. Согласно некоторым риваятам, первым кто построил Каабу был Адам (мир ему), говорят, что ангел Джибриль (а.с.) показал, как воздвигнуть Каабу. Таким образом в риваяте передается, что Адам (а.с.) осуществлял строительство и в этом ему помогла Хава. Но по словам ученых-мухаккик это сообщение является слабым. Поэтому многие не принимали это в качестве доказательства.

 

В Коране есть аяты и сахих-хадисы о том, что Каабу построил Ибрахим (а.с). Сообщаю об этом факте, так как возможно кто-нибудь из вас читал о том, что строительство велось Адамом (а.с).

 

Тема сегодняшнего урока - любовь Пророка ﷺ к уединению (халуат). О том, что Пророк ﷺ предпочитал находиться вдали от людей в уединении.

 

В нашем языке есть слово халуат или хилуат. Если вы были в Туркестане, там можно услышать о хилуате Ходжи Ахмет Яссауи. У него было место под землей где он уединялся. Пророк Мухаммад ﷺ до ниспослания пророчества любил находиться в уединении. Сегодня мы обсудим этот вопрос. Аллах внушил Мухаммаду ﷺ ближе к сорока годам любовь и стремление быть вдали от людей и размышлять. Таким образом он нашел себе подходящее место - это была пещера Хира. Если среди вас есть те, кто совершал хадж или умру знают, что пещера Хира находится на вершине горы Нур. Если вы не были в паломничестве, то пусть Всевышний даст вам возможность это сделать. Пещера Хира которая находится на вершине горы Нур расположена очень высоко, подъем и спуск с неё труден. В настоящее время на пути следования к пещере проложены лестницы, но даже в таком случае человек устает, когда поднимается. Если среди вас есть те, кто поднимался в горы, то знает, что подниматься легче, нежели спускаться, карабкаться вверх проще, но спускаться действительно тяжело. Потому к этому времени у вас устают и напрягаются ноги и могут начаться судороги.

 

Дом Пророка ﷺ находился в окрестностях Каабы. Выходя из дома, он уходил высоко в горы, чтобы уединиться в пещере Хира. Об этом также говорится в хадисах, переданных Аишей (р.а.), где говорится о том, что Пророк Мухаммад ﷺ брал продукты, которые ему собирала Хадиджа (р.а.). Посланник Аллаха ﷺ уходил в уединение на 2 недели, 10 дней или на месяц. Тогда Мекка была маленьким городом, но сейчас территория Мекки охватывает и эти места, находясь на северо-западной стороне Мекки.

 

Когда у Пророка ﷺ заканчивались продукты питания он спускался, собирал продукты и снова уходил в пещеру. Если вы были там, то знаете, что в пещеру помещается всего 3-4 человека и в одной стороне есть маленькое отверстие, оттуда можете увидеть Каабу. Мухаммад ﷺ любил оставаться в одиночестве и проводить время поклонении и размышлениях. Именно в пещере Хира в один из дней уединения Всевышний ниспослал ему пророчество. К Мухаммаду ﷺ явился Джибриль (а.с.) с вестью о пророчестве и откровениями свыше.

 

Сегодня мы с вами узнаем о мудрости стремления Пророка ﷺ к уединению. Почему Аллах его побуждал к этому? Мы отметили что Посланник Аллаха ﷺ любил халуат, то есть уединение до ниспослания пророческой миссии. В этом кроется важный урок для мусульман, особенно для тех, кто делает даават (призыв) своим родственникам и только начинает знакомить других с нашей религией.

 

Например, если мусульманин совершает разные виды поклонения как желательный пост и совершение большого количества намазов, но если он не уединяется, то не увидит свои грехи. Поэтому мусульманин в повседневной жизни должен уделять время для работы над своим нафсом.

 

К примеру, находясь на работе вы общаетесь с разными людьми, будучи дома беседуете с членами семьи. Вся повседневная жизнь состоит из разговоров. Если вы работаете таксистом, то разговариваете с пассажирами или включаете радио, слушаете новости или что-то другое. Говорить или слушать чью-то речь, лишь бы не остаться наедине со своими мыслями. Потому что когда вы остаетесь наедине со своими мыслями только тогда вы вспоминаете свои плохие деяния и сталкиваетесь лицом к лицу со своими слабостями.

 

Вы боитесь оставаться один со своими мыслями? Боитесь. Когда я приезжаю в село я не могу спать нормально. Знаете почему? Если ложиться спать во дворе на тапчане, то сон не идет, потому что в селе вокруг безмолвная тишина, разве что слышно кузнечиков или звуки домашних животных и ничего больше не слышно. Мы настолько не любим уединяться, что засыпаем с включенным телевизором. Это доказательство тому, что мы боимся своих мыслей. Вы так привыкли к шуму вокруг себя, что если не будет какой-то суматохи, фонового шума, то возникает ощущение, что чего-то не хватает. Когда приходите домой скучаете по смеху и голосу детей, а старшее поколение любит возиться с внуками. Одним словом, всегда есть какая-то суета, и ты настолько привык к этому, что не выносишь отсутствие шума.

 

На самом деле человек должен выделить время для самоанализа, кому-то для этого потребуется 5-10 минут, другому пол часа или целый час, нужно себя к приучать к этому. Давать себе элементарный отчет, сделать выводы с сегодняшнего дня и спланировать следующий день. Для чего это нужно? Потому что заботы быта не дают тебе возможности размышлять. Чтобы было яснее, приведу еще один пример. Какой человек лучший торговец на рынке? Красноречивый? Тот, кто больше всех продает? Нет. Лучший торговец, лучший менеджер, тот кто под вечер делает отчет, сравнивает доход, анализирует предыдущие результаты, выявляет причину ухудшения т.е каждый день контролирует. Также анализирует своих сотрудников, определяет эффективность работы каждого из них. Только у такого торговца развивается дело. Если он с утра до вечера разговаривает с людьми и просто продает свои товары, то вскоре обанкротится. Потому что, он не ведет отчетность. Представьте, вас назначат руководителем определенной компании. Знаете ли вы что руководитель каждый вечер думает о том, как улучшить процессы работы и правильно распределить потенциал сотрудников. Только в случае размышлений можно понять какие есть недочеты и выявить ошибки сотрудников. После этого он устраняет все возникающие проблемы.

 

К примеру сотрудник по имени Сабит не справляется со своей работой, руководитель предупреждает, если есть надобность, то заменяет работника. Это происходит в повседневной жизни. Точно также мусульманин должен каждый день отдавать себе отчет и задаваться вопросом о его уровне связи со Всевышним. Вспомните, нравится ли вам сплетничать или слушать сплетни? Бывает такое. Например, есть 5-6 человек которые нам неприятны. Если о них кто-нибудь заговорит, что мы с удовольствием поддерживаем беседу и начинаем злословить. Значит в сердце у нас есть болезнь. Подумайте об этом дома. Получаете ли вы удовольствие, когда сплетничаете о ком-нибудь? Мусульманин никогда не получает удовольствие, когда совершает грех. Такого быть не может, значит в вашем исповедовании ислама есть минусы. Всевышний в Коране говорит о сплетниках:

 

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ ۖ وَلَا تَجَسَّسُوا وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا ۚ أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ تَوَّابٌ رَحِيمٌ

О верующие! Избегайте подозрений, ведь некоторые подозрения — это грех. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Захочет ли кто-либо из вас есть мясо своего умершего брата? Вам же неприятно это! Бойтесь Аллаха! Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (кающихся).

 

Но к сожалению наши сердца настолько мертвы, настолько привыкли к этому, что мы не осознаем греховность наших слов, мы поддерживаем разговор с теми, кто злословит. Если ваш близкий друг поделится со своей радостью, бывает ли изменение в вашем сердце. Попробуйте понаблюдать за этим. У меня есть знакомый Абай, он рассказывал об одном своем односельчанине, по имени Ботбай. Однажды друг Ботбая вернулся с конных скачек, где он выиграл коня. Когда друг поделился радостной вестью он сказал: “Ты не обижайся, когда я услышал эту новость я не смог обрадоваться, я не могу быть твоим другом”.

 

Замечали ли вы за собой такое? Если вы не смогли искренне порадоваться за друга, значит в вашем сердце есть зависть. Это болезнь души. Вы не думайте, что если вы не употребляете алкоголь, не причиняете вред другим, не берете чужое и т.д значит у вас чистое сердце. Это не так. Аллах в Коране говорит:

 

“Оставляйте видимые и невидимые грехи”

 

Что относится к видимым грехам? Это прелюбодеяние, воровство, сплетни (гыйба), злословие и все грехи которые были приведены в сунне Пророка ﷺ.

 

К невидимым относится то, что внутри сердца. Величие Всевышнего заключается в том, что мы с вами, находясь рядом, не видим грехи друг друга. Это большая милость от Аллаха. Если бы ты действительно видел, что у меня в сердце, ты бы не сидел рядом со мной. И я не сидел бы рядом, если бы видел твои грехи. Всевышний скрыл это от нас, чтобы мы могли жить в согласии. Поэтому Аллах говорит оставляйте и то и другое. Как сказал Пророк ﷺ в своем хадисе:

 

«Аллах не будет смотреть на вашу внешность, а будет смотреть на ваши сердца».

 

То есть, единственное на что будет смотреть Аллах — это сердце. Если вы ждете гостей, вы затеете дома уборку, вы будете стараться, потому что вам стыдно перед другими показать свой дом в беспорядке. Теперь подумайте, не стыдно ли вам показать свое нечистое сердце Всевышнему? Он увидит в вашем сердце зависть, гордыню, ревность, лицемерие. Вы думаете за все это Всевышний вам уготовит место в Раю? Нет, это невозможно. Поэтому человек всегда должен стараться содержать свое сердце в чистоте. Поэтому наши предки все время говорят следить за чистотой сердца. Это у предков было чистое сердце, не у тебя! Иметь чистое сердце, это большой труд.

 

К примеру, вам следует думать, что каждый мусульманин которого встретите на улице лучше, чем вы. Именно так ответил Хасан Аль-Басри когда его спросили что такое смирение? А у нас с вами есть такое качество? Пророк ﷺ в одном хадисе говорит:

 

“Мусульманину считать своего брата мусульманина ниже себя, достаточно чтобы являться грехом”

 

Только Всевышнему известно кто есть кто. Твое чистая рубашка и выглаженные брюки не показатель чистоты. Внутренняя чистота, вот что важно. Думаешь Аллаху нужен твой внешний вид или твои замечательные внешние данные. Он все это создал, поэтому не обращает внимание на это. Как говорил Пророк Мухаммад ﷺ, Всевышний будет смотреть на ваш внутренний мир. И смотря на его содержание, наделит достойными благами или определит наказание. Наш Пророк ﷺ в одном из своих хадисов сказал:

 

«Если в сердце человека есть высокомерие хоть на вес пылинки, он не войдёт в Рай». 

 

Один ученый говорил: “Прошло 40 лет с тех пор как я совершил грех, но я до сих пор каюсь за это. Когда мне сообщили что мой дом уцелел, а дом моего соседа сгорел. Я сказал: АльхамдулиЛлях”.

 

Если мы с вами не будем уединяться и размышлять, мы не сможем достичь такого уровня. Как мы выше сказали есть видимые и невидимые грехи. Чтобы оставить видимые грехи нужно избегать тех, что были переданы в Коране и следовать сунне Пророка ﷺ. А чтобы оставить невидимые грехи, нужно уединяться. Только когда человек остается наедине со своими мыслями, он познает себя, познает свои недостатки. Если ты руководитель, то чувствуешь себя никчемным? Не чувствуешь. Потому что к тебе проявляют уважение, водитель открывает двери и все к тебе относятся с почтением. Поэтому ты считаешь себя лучшим, но это совсем не так. Ты появился из сгустка, все люди так появились, и ты ничем не отличаешься. Поэтому не смей возвышаться. Ты можешь отличиться своей праведностью, знаниями, чистотой своего сознания, но у тебя нет права считать себя лучше других. Излечиться от гордыни, тебе поможет уединение. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ любил оставаться наедине.

 

У человека, который познает Величие Аллаха, появляется любовь к Всевышнему. Есть три пути которые ведут к Аллаху: страх, надежда, любовь. Страх является источником действий. Если вы кого-то боитесь, то вы сильно уважаете этого человека, но мучаете себя. Чувство страха всегда идет в ногу с бедой. Вы боитесь и исполняете, но сами будете чувствовать себя подавленным. Например, если твой руководитель скажет, чтобы все было готово к 9 часам утра, ты не будешь спать всю ночь и подготовишь, т.е. у тебя есть страх и усталость из-за отсутствия сна. Всегда за страхом следует беспокойство.

 

Следующим источником является надежда. В таком случае человек стремится к чему-нибудь и тоже в какой-то степени переживает трудности. Чуть меньше беспокойства чем из-за страха, потому что надежда ведет человека вперед. А любовь вдохновляет человека, поэтому в таком случае он действует с удовольствием.

 

Наши ученые много говорили о любви к Аллаху. Потому что человек, который любит Аллаха и любого другого человека выполняет задачи и просьбы выполняет без затруднений, с удовольствием. Если ты боишься отца, то выполняешь его поручения. Если брат тебе скажет - “Если ты сделаешь это, то получишь что-либо...” тогда ты выполняешь в надежде. А если мама попросит, что-нибудь сделать, ты будешь выполнять с любовью. В отношении Аллаха точно также, если действия совершаются в страхе, возникают трудности. При действиях в надежде, тоже возникают определенные сложности. А в совершении поклонения с любовью, не бывает никаких трудностей.

 

Приведем еще один пример, если человек которого вы очень любите, ваш друг детства попросит встретить его в 4 утра, то вы с удовольствием соглашаетесь. Вы с легкостью просыпаетесь рано, потому что вы скучали по нему. Вы даже не жалуетесь, что не выспались наоборот с радостью проведете время вместе. Потому что есть теплые чувства к этому человеку. Если ваш начальник скажет встретить и забрать с утра груз вы поставите несколько будильников и недовольно просыпаетесь, и начинаете ворчать - “Никому кроме меня нельзя было поручить, вот бы его самого разбудить в 4 утра”. Ну а если тот же ваш начальник скажет если дела пойдут в гору - вы получите повышение, то вы уже действуете иначе. Но все равно уровень не дотягивает, до чувства выполнения с трепетной любовью. Поэтому если верующий человек поклоняется с любовью, тогда все становится легко. А сейчас мы наблюдаем, что мусульмане друг у друга не спрашивают о наступлении времени намаза, а спрашивают об окончании того или иного намаза. Потому что для них намаз как бремя, после намаза чувствуют словно избавились от какой-то ноши. К сожалению, в наши дни мы наблюдаем такую картину. Если человек любит Всевышнего, то он с нетерпением ждет наступления времени намаза, потому что он питает нежное чувство к Аллаху. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ говорит:

 

“Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его: одним из них является человек, сердце которого привязано к мечетям.”

 

 К примеру, если ваша любимая женщина или девушка на которой вы хотите жениться скажет - “чуть позже напишу”, то вы взволнованно будете ждать и будете переживать если не напишет. Потому что вы любите ее. В случае если вам позвонит ненужный человек, то вы взглянете, оставите и скажете - “можно и позже поговорить”, так как он для вас не значит ничего. А для того чтобы пробудить любовь к Аллаху нужно уединяться, поскольку в суете вы не сможете осознать это чувство. Поэтому Всевышний в Коране приводит различные аяты в которых говорится о Величии Аллаха.

 

«Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми благами?»  (31:20).

 

«И (Он разместил на земле) признаки (ориентиры для определения пути). А также они (люди) находят верный путь по звездам (ночью — на суше и на море)» (16:16).

 

Таких аятов множество, Всевышний так напоминает о своем Величии и побуждает размышлять о Его созданиях и созерцать. Чтобы в сердце появилось чувство любви к Аллаху.

 

Недостаточно просто сказать, что знаете о том, что все на свете создал Всевышний, надо осознать суть творений Аллаха. Именно поэтому Пророк ﷺ любил оставаться наедине и размышлять до ниспослания пророчества. Возможно кто-нибудь из вас скажет: “Это все было до откровения, надо брать пример с Пророка Мухаммада ﷺ после того, как он получил известие о пророчестве”. Наши ученые отвечают следующим образом и задают вопрос: Оставил ли Пророк ﷺ это дело после откровения? Нет. Изменилась лишь форма исполнения. Потому что он должен был находиться среди людей чтобы их просвещать и быть примером. Уединение, нашло свое продолжение в тахаджуд намазах, именно в ночных поклонениях он уединялся. В это время у него была возможность размышлять.

 

Возможно вы сейчас думаете начать практиковать это сегодня же, особенно те, кто только принял ислам. Ученые не советуют вам уединяться, так как вы недавно начали оставлять дурные и бесполезные дела такие как: смотреть фильмы, слушать музыку, читать журналы с разным содержанием и т.д. Если вы сейчас останетесь наедине со своими мыслями, то шайтан начнет наущать вам. Он будет показывать ваши грехи в лучшем свете, что вы даже начнете гордиться ими. По этой причине ученые советуют не уединяться, а читать в такое время Коран или тафсир Корана и постараться понять значение аятов.  Всевышний в Коране говорит:

 

«Аллах любит добродетельных» (3:134).

 

Поразмышляйте об этом. Если вы сделаете доброе дело, то получите за это награду. Также если вы совершите плохое дело, то вы получите наказание. Таких примеров очень много в Священном Коране. Задумывались ли вы о значении суры «Ихляс» которую многие из нас знают наизусть? В котором говорится:

 

«Скажи: «Он — Аллах — Один. Аллах Самодостаточен. Он не родил и не был рожден. И нет никого и ничего подобного Ему».

 

Если не получается читать Коран, то читайте хадисы Пророка Мухаммада ﷺ. Если не можете найти это, то читайте о жизни сподвижников Пророка ﷺ, которые были праведными рабами Всевышнего. Делайте это, пока вы не привыкнете ко всему и не научитесь размышлять через призму Ислама.

 

Уважаемый джамаат, в заключении урока отметим, что мы с вами в повседневной жизни каждый день или два раза в неделю должны отчитываться перед собой. Умар (да будет доволен им Аллах) говорит:

 

“Отчитывайте сами себя, пока не настигнет час расчета”.

 

Это одно из дел которые, являются лекарством для души. На следующем уроке мы с вами узнаем о ниспослании пророчества и о начале пророческой миссии.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi