Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين، و الصلاة و السلام على سيدنا محمد و على آله و أصحابه أجمعين.
السلام عليكم و رحمة الله و بركاته
Уважаемый джамаат, мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка (ﷺ), то есть по сире. На прошлом уроке мы прошли тему о пользе изучения жизнеописания Пророка, а также остановились на причинах избрания Аравийского полуострова, в качестве основы исламской религии.
Тема сегодняшнего урока – Пророк Мухаммад (ﷺ) - последний пророк и наличие связи его призыва, с призывами предыдущих пророков.
Всем нам известно, что Пророк Мухаммад (ﷺ) – последний из пророков. Относительно этого вопроса, среди исламских ученых нет никаких разногласий. И то, что Пророк Мухаммад (ﷺ) является последним пророком закрепилось как религиозная информация. То есть любой человек знает об этом. Даже человек, который не имеет никаких знаний в религии, слышал в своей жизни имя Мухаммад. Так же, все уверовавшие мусульмане признают пророчество Пророка Мухаммада (ﷺ), а также то, что он последний пророк. В этом есть наша вера. Об этом, Пророк Мухаммад (ﷺ) говорит следующее:
«Мой пример и пример других пророков схож со строением какого-либо здания. Человек, построил это здание в хорошем обличии, но в одном уголке осталось место от кирпича. И люди, которые обошли этот дом вокруг говорят: «Почему кирпич здесь не поставлен на место? Как бы было прекрасно, если бы кирпич стоял на своем месте». Я и есть этот кирпич, и я последний из пророков».
Пророк Мухаммад (ﷺ) в этом хадисе уподобил пророков кирпичам. Всевышний Аллах построил здание, и каждый пророк – как отдельный кирпич. В одном из риваятов отмечается, что было 124 тысячи пророков. В другом риваяте сказано, что от Адама (а.с.) до Мухаммада (ﷺ) существовало 224 тысячи пророков. И Пророк Мухаммад (ﷺ) в этом хадисе сравнивает себя с последним кирпичом, отмечая то, что он последний пророк.
Теперь поговорим о связи призыва Пророка Мухаммада (ﷺ), с призывами предыдущих пророков. Связь состоит из двух основ. Первая - это акыда, вероубеждение. Второе - это шариат и ахляк. Если перейти к вопросу акыды, то среди пророков, начиная от Адама (а.с.) и до Пророка Мухаммада (ﷺ) в вопросе вероубеждения не было никаких разногласий, ихтиляфов. Причина: все пророки сказали о том, что Всевышний Аллах – Един, Он пречист от недостатков. Также все они призывали уверовать в Судный день, в Рай, Ад и другие деяния загробной жизни. Каждый из пришедших пророков, признавал предыдущего пророка и радовал вестью о следующем пророке после него.
Таким образом, все это продолжалось словно цепочка. Вкратце, все они призывали быть рабом Всевышнего Аллаха. Поэтому Всевышний Аллах в одном из аятов говорит следующее:
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху , и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее».
Здесь мы говорим с точки зрения шариата, доводов из Корана о том, что каждый пророк был ниспослан со своей целью, призывом. Теперь, если рассмотреть этот момент с точки зрения разума, ежедневно мы видимся не только с мусульманами. Например, если вы вступите в дискуссию с мусульманином, то решить это вопрос легко. Потому что в качестве доводов вы можете привести аяты из Священного Корана, хадисы, изречения и высказывания исламских ученых. А как вы будете разговаривать с тем, кто не признает ваших доводов? В этом и заключается проблема нашего джамаата, когда они проигрывают в спорах.
Например, если ты, в ходе диалога, будешь доказывать неверующему человеку и в качестве довода приведешь аят из Священного Корана, то ведь он не знает Коран. Для него Коран не является источником доказательства. Потому что вера в Священный Коран начинается после уверования. Теперь, если рассмотреть этот момент с точки зрения разума. Каждый пророк говорил своему народу о том, что Аллах – Един. И это является вестью. То, что Всевышний Аллах Един, а также существование Судного дня, Рая и Ада. И все это является вестью. Мы лишь внемлем этому, а затем принимаем это как веру. Мы сказали, что все пророки были ниспосланы с одной целью. И невозможно, чтобы те, кто берут весть из единого места, доносили разную информацию. Это с точки зрения разума.
Например, мы трое отправились в одно место, увидели что-то одно. И если все мы скажем три разные версии, то это будет ложью. Например, возможно ли, чтобы Муса (а.с.) сказал, что Аллах – Один, а Иса (а.с.) сказал, что Аллах не Один, а их трое? И учитывая то, что пророки были честными, пречистыми от совершения грехов, они не могли врать, то все, что они говорят правду и все их вести одинаковые. Потому что, вести они берут из одного места. И зная то, что они берут весть из одного источника, донося одну информацию, то является невозможным, чтобы у них были разногласия в вопросах вероубеждения. Это первая основа.
Вторая основа – это шариат и ахляк. Шариат и нрав поддавались изменениям. Так как целью шариата является корректировка ежедневного бытия как одного человека, так и целого общества, шариат менялся в соответствии с состоянием человека и социума. Поэтому шариат от Адама (а.с.) и у других пророков до Пророка Мухаммада (ﷺ) разный. Потому что шариат — это не весть, а закон и вы заново вносите изменения, новизну в закон. Так же, на изменение влияет то, что люди ежедневно развивались. То есть идет время, и современные требования изменяются, соответственно, чему, меняется и щариат. Поэтому, Всевышний Аллах, учитывая изменения требований во времени, ниспосылал каждого пророка с изменениями в шариате.
Например, в шариате Мусы, который был ниспослан обществу Бану Исраиль, были трудности. В их шариате было мало дозволенного. То есть шариат в какой-то степени дает облегчение людям. В шариате Мусы таких облегчений почти не было. Следующий пророк, после Мусы, Иса (а.с.) сказал следующее в Священном Коране:
«Я пришел, чтобы подтвердить истинность того, что было в Таурате (Торе) до меня, и чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено».
Это слова Исы (а.с.), которые он говорит Бану Исраиль. То есть, если шариат Мусы (а.с.), был строгим, то шариат Исы (а.с.) был ниспослан, с целью облегчить жизнь. Здесь еще стоит обратить внимание, что Иса (а.с.), в своих словах указывает на то, что пришел, дабы подтвердить истинность Таурата, который пришел до него. Значит, в акыде нет никакого разногласия. А что касается шариата, то шариат Исы (а.с.) убрал хукмы шариата Мусы (а.с.). И таким же образом шариат Пророка Мухаммада (ﷺ), который ему повел Всевышний Аллах, является последним шариатом. И все шариаты, которые были до него, теряют свои силу, и хукм. Например, когда мы жили в советское время, были определенные законы. После его распада, Казахстан установил свои законы, свою Конституцию. И нельзя сказать, что кто-либо может жить по старым, советским законам. Так как время этих законов уже прошло. Так же шариат, который нам принес Пророк Мухаммад (ﷺ), полностью уничтожает все предыдущие шариаты.
Теперь вопрос о религии. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Воистину, религией у Аллаха является ислам».
Некоторые говорят мусульманам, что они эгоисты. «Вы говорите, что в Рай войдут лишь мусульмане. Рая достойны только мусульмане. Тогда в чем вина остальных?».
Если вы приведете аят из Священного Корана, то это так же никак не повлияет на них. Так как перед вами человек, не воспринимающий Священный Коран в качестве довода. Наши ученые приводят этому следующий пример: в одной стране есть король. И нужен ли королю тот человек, который не признает его власть? Другой пример, вы директор завода. И есть какой-то работник, который совсем не приходит на работу. Такого человека вы непременно уволите. Так же и Всевышний Аллах сказал этому миру, что Он есть. «Так же есть шариат и Пророк, которого Я ниспослал. Ты обязан уверовать во все это. Если же не уверуешь, то человек, который не нужен человеку, думаешь он нужен Господу?». Поэтому неверие означает не признавать Аллаха. Точно так же, как не признавать власть короля. А тот, кто признает власть, то на своем гражданском уровне видит пользу своих прав. Точно так же, человек, который уверовал в Аллаха и Его шариат, будет видеть пользу, как в этом мире, так и в мире вечном. Значит, все Пророки придерживались одной религии. Это ислам.
Теперь у нас появилось три термина: Акыда, шариат и религия. Религия, которую ниспослал Всевышний Аллах, для всех едина. Поэтому Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
«Кто же отвернется от религии Ибрахима (Авраама), кроме глупца? Мы избрали его в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников. Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!». Он сказал: «Я покорился Господу миров». Ибрахим (Авраам) и Йакуб (Иаков) заповедали это своим сыновьям. Йакуб (Иаков) сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».
Значит, у Мусы (а.с.) который был ниспослан Бану Исраиль, была такая же цель. Все мы знаем, что Фараон созвал всех колдунов, дабы уничтожить чудо Мусы (а.с.). Но в итоге, все колдуны уверовали в Аллаха. Всевышний Аллах говорит об этом:
«Сказали (колдуны) (Фараону): «Поистине, мы к нашему Господу возвращаемся! И ты (о, Фараон) мстишь нам только за то, что мы уверовали в знамения Господа нашего, когда они к нам пришли. (О,) Господь наш! Пролей на нас терпение и упокой нас предавшимися».
Основа пророчества Исы (а.с.) была такой же. Всевышний Аллах говорит:
«И когда Иса почувствовал в них неверие, то сказал: «Кто мои помощники на пути к Аллаху?» Сказали апостолы: «Мы – помощники Аллаха. Мы уверовали в Аллаха, засвидетельствуй же (о, Ииса), что мы – предавшиеся».
То есть, религия – одна, а шариат – разный. У вас может появиться следующее возражение, что среди представителей разных религий нет связи, они говорят совсем разное. Ответ на такие возражения будет следующим. Акыда, которую придерживаются мусульмане, это акыда, которая началась от Адама (а.с.) и дошедшая до Пророка Мухаммада (ﷺ). Религия осталась та же, но Священные книги изменились. Они разделились из-за несоответствия этих книг между собой. Поэтому, Всевышний Аллах говорит следующее в Священном Коране:
«Они распались только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу».
Все Пророки, были ниспосланы с религией ислам. И вы можете это доказать лишь с точки зрения разума.
Следующий раздел нашего урока будет о роде Пророка Мухаммада (ﷺ) и о годе его рождения. Родословная Пророка Мухаммада (ﷺ): Абуль-Касим Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдаль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик (Амир) ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мад ибн Аднан.
Каждый мусульманин, должен знать по крайней мере 5 предков Пророка Мухаммада (ﷺ). Потому что, если человек полюбит кого-то, то он узнает всю информацию о нем. К примеру, вы любите какого-либо известного человека, знаменитость и вы узнаете о нем всю информацию. И так же, мы должны знать всю информацию о нашем любимом Пророке – Мухаммаде (ﷺ), и обучать этому наших детей. Пророк Мухаммад (ﷺ) в одном из своих хадисов сказал:
«Аллах избрал Кинана из потомков Исмаила, и избрал Курайш из Кинана, и избрал из Курайша сыновей Хашима, а меня избрал из сыновей Хашима».
Хадис передается в сахих муслиме. Пророк Мухаммад (ﷺ) родился в год, когда произошла история со слонами. То есть известная история, когда король Абраха пытался завоевать Мекку и разрушить Каабу, но потерпел сокрушительное поражение. Об этом говориться в суре «Аль Филь».
Пророк Мухаммад (ﷺ) родился 12 числа месяца раби-уль-авваль. Есть так же множество и других хадисов, где Посланник Аллаха (ﷺ) говорит о том, что Всевышний Аллах его избрал. В целом, арабы делят народ на 2 вида: арабы и не арабы. Этот хадис нам будто указывает на то, что арабы стоят выше других народов. Но Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный».
Или же Пророк Мухаммад (ﷺ) в одном из своих хадисов говорит следующее:
«Нет достоинства у араба над неарабом, кроме как в богобоязненности».
Но здесь, будто два хадиса по смыслам не совпадают. То есть в одном хадисе, Пророк Мухаммад (ﷺ) в одном хадисе говорит, что его избрали из лучших, а в другом что нет никакого преимущества у арабов и т.д. Это наши ученые объясняют следующим образом. То, что арабы, курайшиты имеют преимущество над другими, можно сравнить с следующим примером: сундук бывает ценным, когда внутри него есть что-то ценное. Ценность сосуда может зависеть от того, что находится внутри него. Если внутри сосуда сохранено что-либо дорогое, то и сама посуда будет ценной. Если же нет в сосуде ничего ценного, то и сам сосуд ничего не стоит. И здесь, ученые ислама сравнивают величие, преимущество рода Пророка Мухаммада (ﷺ) с ценностью сосуда. То есть это преимущество временное. И после того, как не стало Пророка Мухаммада (ﷺ) не осталось различия между арабом и не арабом. Только потому, что Пророк Мухаммад (ﷺ) был из рода курайшитов, из арабов, у них была временная привилегия. И после смерти Пророка Мухаммада (ﷺ), мы возвращаемся к хадису: «Нет достоинства у араба над неарабом, кроме как в богобоязненности».
Человек может превзойти другого человека только в богобоязненности и в совершении благих дел. У арабов был известный поэт по имени Зухайр ибн Абу Сульма, до ислама. У него есть следующие строчки из его поэзии: «Половина мужчины – это его язык, вторая половина – сердце, остальное лишь образ мяса и крови». То есть одна часть — это его слова, вторая часть — это то, что у него в сердце, а все остальное это его кровь и мясо. Люди могут отличаться друг от друга лишь в словах и в том, что находится в сердце. Так же, как мы привели пример с сосудом.