Урок 23: Переселение в Медину - Фикх ас-Сира
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байконур Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жанкала Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Карасуский район Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Ушарал Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалкар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына село Атасу село Теренозек
Зухр 12:43
Алматы
Айтекебийский район Аккулинский район Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алга Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Арал Аркалык Астана Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байганинский район Байқоныр Балхаш Баянаульский район Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Енбекшиказахский Жайрем Жалагашский район Жанакорганский район Жанаозен Жанатас Жанибек Жаркент Жаңқала Жезказган Жетисай Житикаринский район Жосалы Зайсан Индер Иргизский район Иртышский район Исатайский район Казалы Казыгурт Камыстинский район Кандыагаш Капчагай Карабалыкский район Караганда Каражал Каратау Каргалы Каскелен Келесский район Кентау Кобдинский район Кокпектинский район Кокшетау Кордай Костанай Кульсары Курмангазинский район Курчатов Кызылорда Ленгер Лисаков Майский район Майский район Макат Мартукский район Махамбетский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Орал Отрарский район Павлодар Петропавловск поселок Жезды посёлок Тюлькубас район Шал акына Риддер Рудный Сайкын Сайрамский район Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев село Атасу село Теренозек Семей Солнечный Степногорск Сузак Сузакский район Сузакский район Сырымский район Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Тарановский район Темиртау Теренкольский район Туркестан Узункольский район Узынагаш Уилский район Урджарский район Усть-Каменогорск Федеров ауданы Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский район Чапаев Чемолган Шалқар Шардара Шаян Шиелийский район Шу Шубаркудык Шымкент Щербактинский район Экибастуз Эмба Қарасу ауданы Үшарал
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:38 06:53 12:43 16:41 18:26 19:41
свернуть
Календарь
Хиджра
11 Раби-авваль 1444
Григорианский
07 октября 2022

Циклы уроков

Урок 23: Переселение в Медину

Урок 23: Переселение в Медину

Дни выхода уроков: 3-4 раза в месяц
13 сент. 2022 581 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху!

 

Мы с вами на прошлом уроке изучили события из первого и второго соглашения «Акаба». Сегодняшняя тема посвящается тому, как Пророк разрешил своим сподвижникам переселиться в Медину. Как вы знаете, наш Пророк заключал договор с людьми, которые приезжали из Медины. В последней присяге при «Акабе» было 75 человек, из которых 73 мужчин и 2 женщины. Пророк выбрал среди них 12 старейшин.

 

Известный историк Ибн Сагд (р.а) приводит следующий риваят от матери правоверных Айши (р.а): «После того, как от Посланника Аллаха ушло 70 человек, его сердце нашло утешение. Ведь Всевышний Аллах внушил ему определенную силу боевого духа, люди начали присягать ему». И так, притеснения «мушриков» Мекки с каждым днем усиливались. Вдобавок, узнав, об их соглашении с Мединскими сподвижниками их притеснения набирали большую силу. Увеличилось и количество сподвижников, которые просили разрешения у Пророка переселиться в Медину. На что Посланник Аллаха сказал:

 

«До меня дошла весть, куда вы должны сделать переселение. Это – город Ясриб».

 

Ясриб – это старое название города Медины. Так Пророк разрешил переселиться мусульманам в Ясриб. Сподвижники договорились между собой и начали подготавливаться к переселению в Медину. Многие сподвижники скрывали о своем переселении из Мекки в Медину. Первый сподвижник, который дошел до Медины – это Абу Саляма Абдулла Ибн Абудльасад (р.а). После него пришел ‘Амин Ибн Рабига, потом его жена Лейла Бинт Аби Хасма, она первая из женщин, которая совершила переселение в Медину. Однако в некоторых риваятах есть мнение, что первая женщина, переселившаяся в Медину не она, а жена Абу Салямы – Умму Саляма. Но мнение большинства ученых сходится на том, что сподвижница по имени Лейла (р.а) первая из женщин, которая совершила переселение. Далее переселения мусульман из Мекки в Медину стремительно росли, они группами отправлялись в Медину. И Ансары,… кого мы называем ансарами? Сподвижников, которые переселились, из Мекки называют – «мухаджирами». Слово «мухаджир» с казахского языка означает «человек, который переселился». А «ансарами» - сподвижников, которые встречают их и оказывают им помощь. Пусть Аллах будет доволен всеми ими. Ансары от всей души оказывали помощь, делали все зависящее от себя, обеспечивая приют, работу, имущество. Как мы ранее говорили, многие сподвижники тайно переселялись из Мекки в Медину, не говоря об этом никому, в ночное время. Согласно риваяту Али (р.а) Умар Ибн Хаттаб (р.а) открыто заявил о своем переселении из Мекки в Медину. Когда он решил совершить переселение, то опоясался своим мечом, надел на плечо свой лук, взял стрелы и направился к Каабе. В это время знатные люди из числа курайшитов отдыхали там. Он уверенно и смело подошел к «запретной мечети» и семь раз совершил обход вокруг Каабы. Затем подошел к Макаму Ибрахима (а.с) совершил намаз, после чего подойдя к каждому кругу курайшитов, сказал им: «Да обезобразятся ваши лица! Тот, кто хочет, чтобы его жена овдовела, и дети осиротели, пусть встретит меня за этой долиной, я готов», также в риваяте говорится, что он сказал: «Я ухожу этой дорогой». Али (р.а) рассказывает продолжение риваята: «За Умаром последовали только слабые мусульмане». Таким образом, в Мекке настолько увеличилось число переселяющихся мусульман, что остались только Посланник Аллаха , Абу Бакр (р.а), Али (р.а), заключенные своими родственниками сподвижники, больные и те, у кого не было возможности переселиться. То есть большинство сподвижников уже переселились. Это событие мы будем изучать сегодня.

 

Если внимательно изучить это событие, то мы поймем, что причиной переселения сподвижников – это сильные притеснения со стороны Мекканских неверных. И Посланник Аллаха , видя все это, разрешил своим сподвижниками переселиться из Мекки в Медину. Мусульмане Мекки прошли немало различных трудностей и испытаний – всяческие издевательства, насмешки над религией. Через все эти трудности приходилось проходить сподвижникам. Помимо этих ежедневных испытаний в борьбе за религию, после того, как Пророк дал разрешение на переселение, началась новая волна фитны. Фитну мы называем испытанием. Второе тяжелое испытание. Во-первых, переселение требовало покинуть свою Родины. Во-вторых, прерывание родственных уз. В-третьих, человек оставляет все свое нажитое: торговлю, дом, имущество. В-четвертых, теряются полезные связи со знакомыми. Это было их вторым испытанием. Первое испытание было в борьбе за свою религию и второе испытание – это все эти четыре пункта. Однако особенность сподвижников заключалось в их стойкости в религии. Чтобы сохранить религию сподвижники просили разрешения у Пророк переселиться из Мекки в Медину. Таким образом, после того, как Пророк разрешил сподвижникам переселяться, они начали делать это тайком. Даже после того, как Пророк дал им свое разрешение, притесненные сподвижники не смогли забрать с собой свое нажитое имущество. Более того, некоторые сподвижники оставляли своих детей. Неженатым сподвижникам это давалось легче. Некоторые жены сподвижников выражали недовольство и говорили: «Мы смирились с тем, что ты в этой религии, совершаешь намаз и прочее, однако мы не будем переселяться». Например, и в жизни это бывает нелегко, вы и сами, если захотите переселить свою семью с одного конца города на другой конец, ваша жена может выразить недовольство. У каждого переезда есть свои трудности. Особенно это понимают наши жители Алматы, которые снимают квартиру. А тут идет речь о переезде из одного города в другой и отречение от всего того, что имеешь.

 

И как мы говорили, сподвижники оставили за собой свою Родину, имущество, свои дома, торговлю, родственников и переселились в Медину. Когда ради довольства Всевышнего они жертвовали тем, что имели Всевышний, возвращал им больше этого. Сподвижники Медины не давали чувствовать им утрату. То есть, все, что оставили за собой переселенцы, сподвижники, которые встретили их, сумели возместить. Сподвижники Медины радушно встретили их, и, если у кого-нибудь было два дома, они говорили: «один из них - твой дом». Некоторые предлагали взять половину из доли своего имущества. Сподвижники увидели от ансаров огромный почет. Всевышний даровал им, то, что они оставили. Из этого выходит следующее назидание: «Если вы сделаете какое-либо дело ради довольства Аллаха, то Аллах воздаст вам за это многократно». Такова закономерность.

 

Приведем пример. У Пророка Сулеймана (а.с.) был зикр, который он произносил после молитвы аср. И однажды он запоздал с этим, наблюдая за своими породистыми скакунами, которые остались от отца Дауда. Тогда Пророк Сулейман приказал заколоть всех этих лошадей, и сказал, что они стали причиной задержки поминания Аллаха и отныне это не должно повторяться. И в конце аята Всевышний Аллах, говорит, что потом вместо этих лошадей Он подчинил ему ветер, который за день пролетал месячный путь. То есть, если ради довольства Аллаха вы сможете пожертвовать чем-либо, то Аллах возместит вам это нечто большим. Сподвижники, ради того, чтобы сохранить религию совершили хиджру, и Аллах приготовил для них за это огромное благо. Всеми нами известный хадис был сказан относительно этой хиджры. Посланник Аллаха сказал :

 

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести. Так, совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его переселится к Аллаху и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся».

 

По риваяту, одному мужчине в Мекке понравится одна женщина по имени – Умму Кайс. И этот сподвижник делает ей предложение о женитьбе. Прежде у него не было намерения совершить хиджру. Та женщина ставит ему условие, что если они совершат переселение в Медину, то она примет его предложение. И тот сподвижник соглашается. Он совершает переселение ради этой женщины, чтобы жениться на ней. Абдулла Ибн Масуд (р.а) сказал: «Мы называли того человека «Мухаджиром Умму Кайс». В другом риваяте говорится: «Когда мы спорили о том, получит ли этот человек саваб, к нам подошел Пророк и тогда из его уст мы услышали этот хадис». Это причина появления этого всеми нам известного хадиса. Хадисы Пророка появлялись по причине определенных событий. Вы не думайте, что Пророк просто сидел и говорил хадисы, нет у каждого хадиса своя история. Точно также и аяты. И так, вернемся к теме. Самая главная цель переселения сподвижников – сохранить религию. Значит, самое главное в жизни мусульманина – это сохранение религии. Потому что если уйдет религия, то остальные вещи теряют смысл. Стержень, который поддерживает человека – это его вера. Чтобы сохранить религию они жертвуют своим имуществом и готовы отдать душу на пути Аллаха. Во-вторых, сподвижники оказались вдали от своих родственников и ансары смогли заменить их. Поэтому ваш брат по вере намного ближе, чем ваш кровный родственник, так сказал Аллах в шариате. Потому что ваш кровный брат может быть не мусульманином. Так было и у сподвижников. Всевышний Аллах в жизни сподвижников компенсировал этих родственников новыми людьми – ансарами, каждого мухаджира Он связал с ансарами узами братства. Более того, в первые годы ислама, брат мусульманин по вере мог унаследовать имущество другого брата по вере. Не кровного брата, а именно брата по вере. С дальнейшим распространением ислама наследство делилось только между кровными родственниками. Этим мы хотели сказать, что чем бы сподвижники ни жертвовали, Всевышний компенсировал эту утрату. Сподвижники оставляли все свое имущество, однако Всевышний даровал им другое имущество, если другие остались без поддержки родственников, то Аллах преподнес им новых братьев, кто был опечален из-за своего дома, то Аллах даровал ему новый дом. Наверное, в истории не встречалось, что бы люди так щедро отдавали свое имущество.

 

После всего этого среди мусульман возникает вопрос «является ли необходимостью совершать переселение?». По сей день среди мусульман есть те, которые совершают хиджру. Среди нас есть мусульмане, которые говорят, что не хотят жить в Казахстане, так как считают его немусульманской страной и есть мнение, что хиджра продолжится до Судного Дня. Наши ученые единогласны во мнении, что если в стране, где живет человек, есть запрет на чтение намаза, азана, то есть там, где нет возможностей выполнять шариатские хукмы, то человек может уехать из этой страны. Таков шариатский хукм. Однако сейчас в Казахстане нет подобных запретов, никто не мешает вам совершать намаз, никто не запрещает вам строить мечети. Некоторые думают: «Но ведь государство запрещает читать намаз на рабочем месте», однако государство не запрещает вам читать намаз в мечети. А некоторые говорят: «Я совершу хиджру в Западную страну». Если подумать, то эти страны не лучше нашей. Таким образом, в наше время совершение хиджры из Казахстана противоречит шариату. Есть хадис Пророка , что после освобождения Мекки хиджры больше нет. Согласно толкованию ученых, хиджра с целью приблизиться к Пророку остановилась. В остальных случаях хиджра продолжается, если будут вышесказанные условия. А в нынешнее время наше положение не соответствует условиям хиджры. Мы живем в своей стране, свободно совершаем поклонения, где ежедневно исполняют азан, мы спокойно выплачиваем закят, и никто не мешает нам в этом, и никто не запрещает нам заключать мусульманский брак.  Эта страна по мере возможностей открыта для свободного вероисповедания.

 

Есть еще очень важная вещь. Мусульмане совершили хиджру, а ансары оказали им помощь. Из этого вытекает следующий фактор. Мусульмане в каждой эпохе должны всегда помогать друг другу по мере возможностей. Это является обязательным. А если одна умма мусульман будет нуждаться в материальных средствах, то другие мусульмане должны помочь даже своим последним дирхамом, такого мнение ученых. Некоторые среди вас могут сказать: «Сейчас в разных точках мира мусульмане нуждаются в помощи». Ситуация такова: мы сначала должны решить проблему внутри своей страны, мы должны уметь воплотить согласие здесь. Мы мусульмане Казахстана должны уметь действовать единогласно. В нашей стране мало мусульман, которые бы полностью знали религию. Это – во-первых. Есть соглашения, подписанные на международном уровне. Есть договора на международном уровне, в которых говорится о недопустимости вмешательства в дела друг друга. Государство вынуждено действовать согласно этому договору. Не думайте, что государству безразлично все, государство на определенном уровне старается помогать по мере возможностей.

 

Давайте не будем уходить далеко, а будем стараться улучшать жизнь здесь, среди нас. Например, в нашем Казахстане есть люди, которые кормят постящихся в Африке, пусть будет доволен ими Аллах, никто не осуждает их, однако и здесь у нас в аулах есть те, у которых нечем разговляться. Некоторые открывают колодцы, пусть Аллах будет доволен ими, однако и в некоторых местностях нашей страны есть дефицит воды. У казахов есть такое выражение: «Кому ты будешь покровителем, если сам бедняк?». То есть, перед кем ты будешь благородным, если сам ты нуждающийся? Пусть никто не поймет неправильно, пусть вам будет доволен Аллах. Но мы должны решить проблемы внутри. Разве у всех наших мусульман есть крыша над головой? Нет. Сколько неженатых братьев среди нас есть. Давайте поможем им. Сколько мусульман, у которых нет возможностей получать знания. Необходимо ли помочь им? Необходимо. Сколько людей нуждаются в продуктах питания? Мы не в состоянии урегулировать ситуацию между собой. А если мы урегулируем собственные проблемы, улучшим свое положение, то в таком случае мы по мере своих сил должны помогать другим.

 

Например, Эмираты, положение мусульман в этой стране довольно хорошее, они ведут свою активную деятельность посредством несколько благотворительных фондов. Мы мусульмане, тоже на определенном уровне должны содействовать созданию благотворительных фондов. Мусульмане никогда не должны оставлять в трудном положении других мусульман. Потому что, мусульмане – братья друг другу, они не предают друг друга, и они никогда не оставляют своих братьев в руках у врага. Хадисы Пророка относительно помощи мусульман друг другу достаточно. Если один мусульманин поможет другому мусульманину, то Аллах поможет ему в трудную ситуацию. Я предлагаю вам самый легкий путь. Если вы хотите, чтобы ваши проблемы решались, то протяните руку помощи своему брату мусульманину. Тогда ваши проблемы найдут решения. Некоторые среди вас могут сказать: «Устаз, вы все верно говорите, однако мы сами нуждаемся в помощи. Наши состоятельные благодетели живут выше улицы «Аль-Фараби», так скажите это им».  На это я скажу вам одно: в таком случае давайте хотя бы делать дуа друг за друга. Давайте хотя бы будем говорить благое друг другу. Верующий человек никогда не говорит плохо в адрес других. Наше положение можно сравнить со следующим изречением одного журналиста: «Человек, который говорит: «Давайте будем сплоченными!» и тем самым говорит плохо о другом человеке подобен тому, кто поджигает сено на краю копны и кричит: «Давайте не будем сжигать сено!». Наше положение не должно быть таким. Мы должны как минимум делать дуа и говорить доброе слово друг другу – это наш мусульманский долг.

 

Следующий большой вопрос, как мы говорили первым переселенцем, был Абу Салама Абдулла ибн Абдуль Асад (رضى الله عنه), он был одним из первых сподвижников, он ушел из жизни в 8 году по хиджре в Медине. Абу Салама (رضى الله عنه) был первым мужем Умму Саламы, одной из жен Пророка (), которых мы называем матерями правоверных. К сожалению, многие знают только двух матерей правоверных, это Хадиша и Айша (رضى الله عنهما). Одна их матерей правоверных Умму Салама, ее настояще имя Хинд. Настоящее имя Абу Саламы – Абдулла. Арабы называют друг друга по имени первенца согласно традиции, у них это считается проявлением уважения и почтения. То есть у них был сын по имени Салама. Абу Салама - это отец Саламы, Умму Салама - это мать Саламы. Согласно сахих риваяту, они поженились после того как приняли ислам. У них было четверо детей: Салама, Умар, Зайнаб, Дурра. Мы это подробно рассказываем, чтобы увидеть какие трудности испытывали сподвижники во время переселения. Итак, Абу Салам вместе с женой также совершали переселение в Эфиопию. Когда было дозволено совершить хиджру в Медину, они также были одними из первых переселенцев. Когда Абу Салама готовился совершить переселение и приготовил своего верблюда, эта новость распространилась и стала известна всем. К ним прибыли родственники из рода Умму Саламы, встали на пути и пригрозили что не отпустят ее, забрав с собой упряжи верблюда Умму Саламы. Увидев это, родственники Абу Саламы рассердились и сказали: «Если вы разведетесь с этой женщиной, мы не оставим в ее роду нашего сына». Они начали выхватывать детей из рук Умму Саламы, так, что в конце концов сломали ей руку. То есть Абу Салама при совершении хиджры пережил все эти события, он был разлучен со своей женой и детьми. Умму Салама жила у своих родственников и каждый день плакала. Она вернулась к своему мужу только спустя год, когда один из ее родственников пожалел ее и сказал: «разве вы еще не освободили эту беднягу? Отпустите ее, пусть идет к мужу». Затем она отправилась в Медину в сопровождении одного человека который позже стал мусульманином. Пророк связал ее узами братства со сподвижником по имени Саад ибн Кайсама. Он был одним из 12 выбранных представителей во время клятвы при Акабе. Он был очень гостеприимным, большинство переселенцев находили приют у него дома. Второй сын Умму Саламы, Умар находился на воспитании Пророка . Это тот самый Умар, с которым связан известный хадис, который начинается со слов «О, мальчик». Умар ибн Абу Салама (رضى الله عنه) передал:

 

«В детстве я был на попечении Посланника Аллаха . Бывало, что моя рука тянулась к разным сторонам общего блюда, и однажды Посланник Аллаха сказал мне: «О мальчик! Помяни имя Аллаха, ешь правой рукой и бери то, что лежит ближе к тебе», - и с тех пор я ем только так».

 

Когда Абу Салама умер, Умму Салама пришла к Пророку и сказала: «Абу Салама ушел из жизни, какое дуа мне прочитать?». Пророк ответил: «Скажи: О, Аллах, прости Абу Саламу, прости меня, и даруй мне того, кто лучше него». В некоторых риваятах говорится, что Умму Салама думала, почему Пророк велел мне такое дуа, кто же может быть лучше Абу Саламы, он дважды совершил переселение, участвовал в битве при Бадре. То есть он был идним из тех, кто имел очень высокую степень. Кого же он мне предложит вместо него? Но продолжала говорить свое дуа: «О Аллах даруй того, кто лучше Абу Саламы». Пророк взял в жены Умму Саламу с четырьмя детьми. Пусть некоторые не думают, что Пророк брал в жены по своей прихоти. Он брал в жены женщин при определённых обстоятельствах и условиях. Это была краткая биография из жизни сподвижника Абу Саламы.

 

Следующий сподвижник совершивший хиджру - Амр ибн Рабиа. Он был одним из первых, кто принял ислам. Он принял ислам до Умара ибн Хаттаба, который принял ислам сороковым по счету. Амир ибн Рабиа ушел из жизни в 36 году по хиджре. Его супруга Лайла бинти Аби Хасма, была первой женщиной, совершившей хиджру в Медину и также была одной из четырех женщин сподвижниц, совершивших переселение в Эфиопию. В одном риваяте приводится: «Клянусь Аллахом, когда мы собирались переселиться и Амир ушел за какими-то вещами, пришел Умар, который тогда был еще язычником и причинял нам самые большие обиды, и встал рядом. Он спросил: «Уезжаете, о Умм Абдуллах?». Я сказала: «Да! Мы уезжаем на землю Аллаха, ибо вы обижали и притесняли нас, и не вернемся, пока Аллах не укажет нам выход». Тогда он сказал: «Да пребудет с вами Аллах». Затем пришел Амир с вещами, и я ему все рассказала, как было. Тогда он сказал: «Ты надеешься, что он примет ислам?» Я ответила: «Да, он сочувствовал нам и жалел нас». Таким образом женщина оказалась проницательной, она надеялась и была права, поскольку Всевышний даровал Умару хидаят.

 

На этом тема сегодняшнего урока заершена. В следующем уроке расскажем, как Пророк совершал переселение в Медину.

 

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi