Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Урок 13: Повеление Всевышнего об открытом объявлении призыва к Исламу
Уважаемый джамаат, мы вместе с вами продолжаем уроки по биографии Пророка ﷺ, то есть по сире. Последней нашей темой было обнародование призыва к Аллаху. Сделаем небольшой отступ к предыдущим урокам. Мы сказали, что Пророку ﷺ было ниспослано откровение, затем, на некоторое время оно было приостановлено, после чего откровения нашли свое продолжение. Позже Пророк ﷺ вел тайный призыв, который продолжился в течение 3 лет. В итоге, общее количество уверовавших женщин и мужчин достигло 40 человек. После трех лет Всевышний повелел Посланнику ﷺ вести открытый призыв. Мекканцы во время скрытого призыва уже были осведомлены о том, что некоторые из них принимают ислам. Например, они знали, что Абу Бакр (р.а) стал мусульманином, также слышали, что наряду с ним Тальха, Осман, Абдуррахман ибн Ауф тоже приняли ислам. Но дело еще не доходило до массового движения. Тогда Пророку ﷺ был ниспослан следующий аят:
«О Мухаммад, объяви открыто о том, что велено тебе, и отвернись от многобожников» (15:94).
После ниспослания этого аята Пророк ﷺ, (если есть среди вас совершившие Хадж, то они знают о двух холмах - Сафа и Марва), взобрался на холм Сафа и созвал представителей всех племен курайшитов. Обычно все арабы знали, что обычно объявления, которые делаются на холме имеют важный статус, поэтому собрались многие, а те, кто не смог отправляли представителей племен. Таким образом, Пророк ﷺ оказавшись на холме, начал свою речь: «Скажите, если я скажу вам, что в долине стоит конница, которая готова напасть на вас, поверите ли вы мне?» Собравшиеся единогласно ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ продолжил: «Меня послали к вам в качестве увещевателя, чтобы предупредить о наказании (которое ожидает вас за ваше неверие)».
Абу Ляхаб родственник Посланника Аллаха ﷺ услышав это, ответил: «Чтоб ты пропал! И ты созвал нас лишь с этой целью?» После этого Аллах ниспослал суру, которую мы с вами читаем ежедневно в намазах суру «Аль-Масад».
تَبَّتْ يَدَا أَبِي لَهَبٍ وَتَبَّ
Что в переводе означает: «Да отсохнут руки Абу Ляхаба, и сам он уже пропал»
В следующих аятах разъясняется, что не спасло Абу Ляхаба от печальной участи в земной жизни и жизни вечной ни его богатство, ни знатность, ни то, что он вырастил сыновей. Он попадет в Ад, полный огня, а за ним войдет его жена и будет носильщицей дров для того, чтобы он горел. Через некоторое время был ниспослан аят:
وَأَنْذِرْ عَشِيرَتَكَ الْأَقْرَبِينَ
«Предостереги (от наказания) своих ближайших родственников!».
В следующем аяте Аллах говорит:
«Будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой»
Пророк ﷺ, как вы заметили, сразу приступил к выполнению повеления Всевышнего, поднялся на гору Сафа собрал родственников и призвал каждого предводителя племен курайшитов по именам. «О бану Абд Мунаф, о, бану Абдуль-Мутталиб», — и так далее спасите себя от Ада» и в конце обратился к своей дочери Фатиме и сказал: О, Фатима, ты тоже спасай себя от Ада! Я не смогу принести для вас никакой пользы перед Аллахом! Однако между нами есть некая родственная связь, которую я изо всех сил буду стараться не разрывать».
Передается в хадисах, переданных Бухари и Муслимом (рахимахуЛлах).
Какой же была реакция курайшитов? Они отказались следовать и первым, что они сказали было: «Нам достаточно своего пути, которому следовали испокон веков, переданных предками». Об этом Всевышний передает в Коране и продолжает:
«Они так и продолжат если даже их предки ничего не знали и не не следовали верным путем?»
Аллах об этом говорит в аяте 104 суры Аль-Маида.
Мы рассказали об определенном периоде из жизни Пророка ﷺ, далее остановимся на хукмах (постановлениях) вытекающих из этих положений. Мы об этом говорили на прошлом уроке, сегодня продолжим. Основной темой является повеление Всевышнего об открытом объявлении призыва к Исламу, хукмы и наставления которые мы можем получить. На западе есть такая теория, по их словам, Мухаммад ﷺ вместе со своими соплеменниками арабами сговорился и призывал отобрать власть у римлян и персов. А для того, чтобы осуществить этот план Пророк ﷺ вместе со своими соплеменниками придумал религию. Эта теория пуста. Первым доказательством служит то, что его близкий родственник из курайшитов Абу Ляхаб был против. Если бы они сговорились, стал бы родственник врагом? Конечно нет. Поэтому ислам не был придуман курайшитами вместе с Пророком ﷺ, это религия Аллаха. Так как курайшиты единогласно сказали, что не нуждаются ни в какой религии и у них есть путь, который был передан от предков. Под этим путем подразумевались: поклонение идолам, захоронение заживо своих дочерей, обхождение Каабы в нагом виде, мстительность и т.д, например, совершать прелюбодеяние было стыдно, но если не пойман, то не стыдно. (Совсем как в наше время… ). Конечно, если кто-то попадет по видеонаблюдение будет позорно, но если это совершают как говорится “технично”, то не ничего страшного. И курайшиты так считали. Значит видение арабов тех времен курайшитов-мушриков и мусульман не могло быть одинаковым, так как между ними непримиримые различия. С одной стороны - поклонение идолам, с другой - призыв поклоняться единому Аллаху. Это первый хукм.
Второй момент. В первом аяте говорилось, об объявлении повеления Всевышнего об открытом призыве и в последующем был ниспослан аят о напоминании близким родственникам. Некоторые задаются вопросом - зачем был ниспослан второй аят, разве первый аят не охватывает всех? По словам наших ученых здесь кроется огромный хукм, а именно то, что человек в первую очередь должен исправить себя, после должен сообщить родственникам о религии, затем призывать общество. В начале урока мы сказали, что первоначально Пророку ﷺ было ниспослано пять аятов суры «Аляк», после чего на 6 месяцев откровение было приостановлено. Потому что в первую очередь он сам должен поверить, что является пророком. Иман должен поселиться в его сердце, именно поэтому откровения прекратились на 6 месяцев. Если нет собственной веры, то невозможно донести это другим. Пророк ﷺ пришел к матери правоверных Хадидже и сообщил об откровении. Она его повела к кому? К Вараке ибн Науфаль который был христианином, и он подтвердил, что к Пророку ﷺ пришел ангел Джабраил и успокоил его. Так Посланник Аллаха ﷺ поверил в свою пророческую миссию. В другом риваяте передается, что пришел Джабраил (алейхи салям) накрыл расстояние между небом и землей сказал: “Йа Мухаммад ты посланник Аллаха, а я ангел Джабраил”. Это все для того, чтобы Пророк ﷺ укрепил иман в сердце. Только после этого Аллах повелел призывать своих близких родственников, затем всех людей. Каждый мусульманин должен придерживаться последовательности этого пути, которой научил Пророка ﷺ Всевышний Аллах. Мусульманин должен вначале уверовать и понять, легко донести то, что сам человек осознал. Поэтому мы должны сами в первую очередь понять и в последующем рассказывать детям, семье и родственникам. Если хватает энергии на большее, то выходить к обществу и призывать. Но, к сожалению, в наше время, есть те, кто еще не понимают ислам и у них еще не укрепился иман в сердце. Например, смотришь - читает намаз, соблюдает пост, возможно даже есть борода, но замечаешь, что этот человек матерится, выражается всеми бранными словами. Этот человек еще не осознал и не избавился от невежества, которое было до знакомства с исламом. Внутри этот человек еще не смог выйти из образа, в котором был до совершения намаза. Он пытается связать внутренний образ с исламом, этот человек очень опасен. Разве Пророк ﷺ ругался на кого-нибудь? Есть такая информация? Или один из сподвижников Мухаммада ﷺ кому-то нагрубил? Нет. Значит человек сперва должен изменить себя. Быть мусульманином — это не просто произнести шахаду и совершать пятикратный намаз. Быть мусульманином — это поменять полностью свое мировоззрение, сопоставить свое сознание, слова и дела. Ты должен измениться сам, потом можешь рассказывать своим родным. Если ты сам не веришь, то, как ты заставишь поверить другого человека? Не может быть так. Есть некоторые, кто сам еще созрел, тем не менее они минуют себя, родных и сразу приступают к призыву других. Всевышний не дает в таком случае тауфик. Через пару недель или лет, иссякнет топливо. Это не сезонная вещь, это должно находить продолжение всю жизнь. Каждый мусульманин, должен уметь рассказать своему родному человеку то, что он считает благим для себя, он должен уметь желать это другому. Это был второй хукм.
Третий момент, это наш самый главный вопрос - реакция мушриков. Какой была их реакция? Они твердили, что не сойдут с пути, переданного предками. Здесь очень важно отметить, что в наше время крутится в обиходе, в интернете, на страницах газет и где-нибудь еще такие выражения как «исламские ритуалы», «мусульманские традиции». В этих выражениях кроется игра слов. В народе бытуют слова еще абсурднее, например, говорят, что платок — это традиционная одежда арабов, там много песка, поэтому чтобы в волосы не попадал песок женщины его носили, а у нас нет такого. Или говорят, волосы женщин могут попасть в еду. За этими словами нет источника, традиции — это ритуалы которые передаются из поколения в поколение. Соответственно у традиции нет никакого научного подтверждения. Если спросить, почему вы совершаете тот или иной ритуал? Отвечают: «не знаю, так делали наши предки». Поэтому выражение “исламские ритуалы” является неправильным, так как это повеления Всевышнего, источником указывается, что это слова Аллаха. И есть этому научное доказательство, что это передал Пророк ﷺ. У человека, который говорит “исламские ритуалы” может быть три причины. Первое этот человек не мусульманин, второе у него нет представления об исламе, третье он говорит это специально, есть четвертый вариант — это человек который оклеветал Всевышнего. Например, мы совершаем намаз по какой причине? Потому что Аллах определил это фардом. Почему не пьем алкоголь? Потому что Всевышний запретил нам, определив это харамом. За каждым выполненным фардом и не совершенным харамом есть ссылка на слова Всевышнего. Поэтому нельзя говорить «мусульманские ритуалы» или «традиции арабов». За исламом есть книга Всевышнего Коран и сунна Пророка ﷺ. Это шариатское повеление и запрет. Например, если скажем совершать намаз, соблюдать пост, давать закят и совершить Хадж, за всем этим есть Тот, Кто повелел - Создатель. В каждом шариатском повелении или запрете кроется польза и благо для всех нас, потому что за всем этим стоит Всевышний, Который сотворил нас всех. Он знает лучше всех, в чем нуждается Его раб.
Чтобы было понятно объясню на простом примере. Вы относились к своему ребенку с милосердием, поддерживали беседу, заботились о нем, то, когда он вырастет будет с удовольствием выполнять вашу просьбу. Если вы скажете воздержаться от какого-либо дела, то он тут же прекратит это дело. Почему так происходит? Благодаря любви и заботе, которые вы дали ребенку. Всевышний создал раба из ничего, одарил его красивым ликом, сделал здоровыми его конечности, наделил возможностью видеть, слышать, ходить и держать руками. А чтобы все это осознать, наделил разумом. Всевышний Аллах знает лучше своего раба что является благом или злом для сотворенного. Поэтому наши ученые говорят многие аяты Священного Корана начинаются такими словами как: «О те которые уверовали...» или «О люди…», за этим призывом есть огромная польза для мусульман. Если Аллах велел совершать намаз и давать закят, значит в этом есть хайр (благо). Аллах говорит не употреблять спиртное, держаться подальше от идолов и не совершать прелюбодеяние, значит во всем этом есть хайр.
Теперь вернемся к следующему вопросу, сейчас в народе в целом мире распространяется такое понятие как «свобода» проявляется в выражениях «свобода слова», «свобода мысли», конечно это хорошо быть свободным, но зачастую это понятие противоречит исламу. Некоторым кажется, что ислам ограничивает свободу человека. Например, если сказать человеку, который достиг совершеннолетия совершать намаз, то это словно ограничивает его от веселья и интересов. Если сказать какому-нибудь парню не приближаться к прелюбодеянию, он может отреагировать и сказать: «Что в этом такого, если это по обоюдному согласию?». Если мы сможем донести до него, что это повеление Аллаха, то он воздержится. Если мы скажем, что это «исламский ритуал» или «традиции арабов» конечно он не станет даже слушать.
Другой момент, между «традициями арабов» и нашими традициями нет никакой связи. Некоторые могут подумать значит казахские традиции тоже не нужно соблюдать. Это нет так. Большинство казахских традиций основаны на исламском мировоззрении. Есть неграмотные люди, которые не могут различить этого и сказать, что нужно отказаться от пути предков, и, следовательно, не нужно признавать казахские традиции. Поэтому нужно правильно понимать слова адресованные мушрикам. Есть редкие традиции, которые противоречат исламу, мы их не соблюдаем. Потому что Всевышний наделил нас разумом и сознанием чтобы различить. А те традиции, которые основаны на шариате, можно продолжать соблюдать. Но мы должны рассказывать нашим детям - мы казахский народ, у нас есть традиции, и они берут свое начало от ислама. Традиции не были придуманы предками, а сформировались среди предков на основе ислама.
Резюмируя, можно сказать, что мусульманин в первую очередь должен сам понимать шариат, после может рассказать родственникам, затем призывать общество.
На следующем уроке мы узнаем о трудностях и притеснениях, с которыми столкнулся Пророк ﷺ и его сподвижники.