Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Форт-Шевченко Фёдоровский район Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Фаджр 06:50
Алматы
Аксай Актау Актобе Алматы Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгурт Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Курык Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шетпе Шиели Шымкент Экибастуз
Алматы
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:50 08:09 13:08 16:19 18:02 19:21
свернуть
Календарь
Хиджра
15 Джумада-сани 1442
Григорианский
28 января 2021

Циклы уроков

Семь сторон молодости

Семь сторон молодости

Скачать в pdf
| A | +

 

Видео версия  |  Аудио версия


 

الحمد لله رب العالمين و الصلاة و السلام على نبينا محمد و على آله و صحبه أجمعين , أما بعد

Бесконечная хвала Сотворившему нас Всевышнему Аллаху, многочисленные приветствия и благословения нашему драгоценному Пророку Мухаммаду ﷺ.

 

أعوذ بالله من الشيطان الرجيم بسم الله الرحمن الرحيم

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятуху! Уважаемый джамаат, дорогие братья, пусть будет благословенным величайший день – Пятница. Да примет Всевышний Аллах все ваши мольбы, поклонения и намерения.

 

Тема сегодняшней пятничной проповеди о времени в жизни каждого человека, которое невозможно вернуть обратно – молодость. Молодость – это такой период в жизни каждого человека, появившегося на свет, когда он наиболее привлекателен и активен, а его силы и энергия находятся на пике. В это время человек стремится исследовать неизученное, тянется к высоким мечтам. Однако молодость не вечна. Она подобна тюльпану, который цветет временно лишь несколько дней. Молодость – это весна, которая не возвращается. Это река, чье течение не меняется. Наряду с этим, это звезда, которая лишь однажды появляется на синем небосклоне. Если мы не успеем посадить саженцы в такой драгоценный период весны, то в холодную осень будет трудно собрать хороший урожай. Таким образом, молодость – один из самых критически важных периодов в жизни человека. В этот период позади остается ребячество и люди вступают во взрослую жизнь, полную ответственности и трудностей. Для того, чтобы благополучно пережить этот сложный период, взрослые люди всегда были обязаны поддерживать молодых людей и указывать им правильный путь. Потому, как молодой человек сегодня – завтра гражданин, участвующий в управлении государством.

 

К тому же, одна из самых главных особенностей молодости – это готовность принять духовное совершенство. Так чем же важен период молодости? Если мы остановимся на этом, то:

 

Во-первых, молодость – это период наивысшей силы и могущества. Если человек в этот период не запряжет коня, не посеет в себе плоды здравомыслия, то значит, он не использовал молодость так, как положено. В Священном Коране молодость описывается, как период силы между двумя периодами бессилия. В 54-м аяте суры «Рум» сказано:

 

اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن ضَعْفٍ ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ ضَعْفٍ قُوَّةً ثُمَّ جَعَلَ مِن بَعْدِ قُوَّةٍ ضَعْفًا وَشَيْبَةً

«Аллах – (Он) Тот, Который создал вас очень слабыми, потом после слабости, укрепив ваши кости, дал вам силу и мощь, потом после силы Он даёт вам слабость и старость».

 

Касательно данного аята ученые по тафсиру сказали: «Всевышний Аллах создал вас из очень слабой капли, спустя определенное время капля превращается в сгусток крови, сгусток крови далее становится куском мяса, затем вырисовывается человеческий образ, после чего человек появляется на свет в виде беспомощного младенца». Беспомощный младенец растет, его кости укрепляются, и он становится юношей. Когда его молодость проходит, понемногу он становится взрослым человеком, а затем стариком и старухой, то есть пожилым человеком.

 

Во-вторых, за молодость будет тяжелый спрос. Если детство – это период, в котором человек еще недостаточно подрос, а за действия не несет ответа, а старость – это период, в котором человек насыщен годами, однако у него уже нет былых сил и мощи, то основную человеческую жизнь заключает в себе его средний возраст. По этой причине, больше спроса будет за данный период силы между двумя периодами слабости. По данным, пришедшим в хадисах:

 

«Одна из четырех вещей, за которую будет спрошен человек в Судный день – это молодость».

 

Наш Пророк ﷺ сказал: «В Судный день человек не сдвинется с места, пока не будет спрошен о четырех вещах:

 

- Как он провел свою жизнь

 

- Как он провел свою молодость

 

- Как он зарабатывал на имущество и куда его тратил

 

- Как он действовал в соответствии с полученными знаниями».

 

В еще одном хадисе сказано:

 

«Цените пять вещей до прихода пяти вещей: цените жизнь до прихода смерти, свободное время до занятости, здоровье до болезни, молодость до старости, богатство до бедности».

 

Подобно этому, хорошо поняв аяты Священного Корана и хадисы Пророка ﷺ, наш великий предок Шакарим Кудайбердиев так пишет о молодости:

 

«Я знаю три вида жизни, все они – опьяняют,

 

Подобны друг другу молодой с пожилым.

 

Самая нужная тебе – средняя жизнь,

 

Суматошная, когда ты в силах достичь всего.

 

Не пропусти из этой жизни ни одного часа,

 

Не останется сожалений, если ты и сделаешь ошибку.

 

Днем и ночью требуй знаний,

 

Если желаешь, чтобы после тебя осталось твое имя.

 

Начало жизни – ребенок, а середина – человек,

 

Когда ты состаришься, уйдут все твои силы.

 

Если это и есть та жизнь, которую ты так хвалишь,

 

То, как видишь, она закончилась тремя стихотворениями.

 

В-третьих, молодой человек сегодня –  отец и мать завтра. Хвала Аллаху, наш народ во все времена придавал большое значение воспитанию ребенка. В 13 лет парень уже был отцом семейства, а в 15 лет возглавлял народ. В ранние времена мальчикам с детства твердили: «Ты будущий владелец этого дома, если ты будешь силен, то и твоя семья будет крепкая, а если сможешь объединить семью, то сможешь возглавить и государство».

 

Поэтому воспитанию мальчика уделяли внимание его отец и старшие братья,

 

Которые устанавливали с ним правильные отношения, приучали его к выносливости и труду. Учили не причинять кому-либо зло, не обманывать и не воровать.

 

А девочка, женщина, мать – это священные понятия, потому что являются родником нового потомства. Женщины передавали из поколения в поколение религию нации, ее традиции и обычаи, прививали им это. Поэтому воспитывать наших девочек, как будущих матерей, опираясь на традиции, воспитывая в соответствии с требованиями времени, - это задача не только родителей, но и всего общества. Казахи под словом «девочка» подразумевали образец красоты, воспитанности, собранности, поэтому все хорошие вещи связывали с девочками, как например: красиво и аккуратно (как постель, убранная девушкой), застенчивый характер (как у девушки), с хорошими манерами (как хорошая девушка).

 

Поэтому воспитанию девушки уделяли внимание ее мать, сноха или бабушка, воспитывая ее скромной и порядочной.

 

Если за девушку приходили молвить слово, свататься, то с девушкой рядом всегда была сноха. Она говорила ей все, что знала, советовала, несмотря на то, что девушку знакомили с будущим мужем, рядом всегда была сноха. После такого воспитания девушка в новом доме была почетной.

 

Так, наш народ неспроста говорил: «Что посеешь, то и пожнешь». Какое воспитание ребенок видит у себя дома, таким же он станет, когда повзрослеет, это истинно. Если ребенок в доме видит атмосферу, полную добра, веры и традиций, то в будущем он, безусловно, станет хорошим гражданином, служащим на пути родины.

 

В-четвертых, молодежь на правильном пути – залог здорового общества. Будущее любого народа можно определить по тому, чем занято его молодое звено. Если молодые люди на пути знаний и науки, на пути веры, придерживаются здорового образа жизни, то у такого государства есть будущее. Если же молодежь с юности подчиняется своему нафсу, открывают путь безнравственности, то будущее такой страны очень туманное. У березы бывает сорок ветвей, но только одна из них окажется полезным прямым деревом. Остальные же будут кривыми ветками. Поэтому все молодые люди Казахстана должны проживать жизнь не криво, а прямо, уверенно вступая в светлое будущее.

 

В-пятых, молодость – это не постоянный период в жизни человека. В молодости человек питает стремление к разным вещам, хочет попробовать многое. Все для него выглядит интересно. Этот период на языке социологов называется юношеский максимализм. В связи с этим, среди молодых людей, обратившихся в религию, проявляются негативные стороны юношеского максимализма. Это приводит к тому, что серьезное отношения к религии переходит к своей крайности - к религиозному фанатизму. Самая опасная сторона, проявляющаяся в религиозном фанатизме в обществе – это радикальное или агрессивное мышление, отрицание мнений других людей и непринятие их. Это, безусловно, ошибочное понимание.

 

Наилучший из людей Мухаммад Мустафа ﷺ в молодости был впереди своих сверстников. Своим благим нравом, хорошим отношением к людям, спокойствием, воспитанностью он притягивал к себе людей. Люди, смотря на эти его качества, удивлялись. Мекканский народ по причине его правильности и человечности прозвали его именем «аль-Амин» (Доверенный). Под таким именем он был известен во времена своей молодости. Большинство уверовавших в него первых сподвижников, понесших самые тяжелые трудности, поднявшие знамя ислама, были молодыми людьми. Даже такие сподвижники, как Зубайр ибн Аууам, Али не достигли на тот момент и 10 лет. Тогда сподвижник, который был постарше, находился в возрасте 38 лет.

 

Имам Шафии (да будет доволен им Аллах) с детства предался знаниям в Мекке, в 7 лет выучил Коран, а в 10 лет выучил книгу хадисов имама Малика «ан-Нуатта». В 15 лет он достиг уровня, когда он мог издавать фетвы. Также и известные ученые хадисов Бухари и Муслим во время своей молодости собирали хадисы и служили на пути Ислама. Подобно этому, и с наших земель много мудрецов, гениев с молодости показывали свою мудрость. Упомянем Толе-би, который с 15 лет занимался управлением. А ставший в 16 лет акыном, Султанмахмут Торайгыров, прожив всего 27 лет, смог стать за такую короткую жизнь образцом для молодых.

 

Уважаемый джамаат, в нашем народе говорят: «тот, кто в тридцать лет не разрушит дворец вражеский, то в сорок лет не сможет перейти за перевал». Поэтому служить нашей Родине, священной религии, любимой стране в молодости – должно быть нашей главной целью.

 

Долгом каждого молодого человека должен быть честный труд, разум и мудрость, следуя путем, проложенным Пророком ﷺ и следам наших мудрых предков, не совершая плохих поступков.

 

А среди молодежи должны быть качества, приводящие к мудрости. Давайте их перечислим:

 

Вера

 

Существует хадис Пророка ﷺ о людях, обучаемых вере с детства:

 

«В Судный День, когда не будет ни одной тени, кроме тени Арша Аллаха, под милостью которой будут семь людей: один из них – это человек, с детства воспитанный в религии».

 

Так что же требуется от человека, когда он проходит свой самый продуктивный период жизни – период молодости?

 

Формирование правильного вероубеждения

 

Основное вероубеждение мусульманина – вера в существование и единство Аллаха, в Его ангелов, Книги, Пророков, Судный день и Предопределение добра и зла от Аллаха. То есть, даже в религиозном вероубеждении должна быть правильная вера.

 

Воспитание в себе любви к Родине

 

Есть крылатое выражение: «Любовь к Родине – от веры». В нашей религии патриотизм – достойное качество мусульманина. Посланник Аллаха ﷺ выражал особую искренность и любовь к Родине: «Ты так дорога для меня, любима мною! Если бы твои жители не выгнали нас, я бы не жил в ином месте!»

 

Овладение знаниями и искусством

 

В хадисе сказано: «Знания, мудрость потеряны мусульманами. Где они их найдут, пусть там и берут!» В еще одном хадисе сказано: «Требовать знания – обязанность каждого мусульманина». Данный хадис указывает на обязанность получения шариатских и светских знаний каждым мужчиной и каждой женщиной. По этой причине мусульманин должен стремиться не только к религиозным, но и светским знаниям. Наряду с этим, как говорится «парню и семи навыков мало», сегодняшние мусульмане не должны ограничиваться только религиозными знаниями, а также должны осваивать современные технологии и быть разносторонними.

 

Создание подходящей семьи

 

В браке есть много пользы, как для общества, так и для уммы. Брак – один из залогов сохранения человечества. Брак сохраняет человеческие принципы, оберегает от выхода за рамки правил. То есть, женитьба дозволенным путем, построение семьи заслуживает довольства Всевышнего Аллаха.

 

Умение выбрать хорошего товарища

 

Пророк ﷺ сказал в своем хадисе: «Религиозность человека зависит от его друга. Поэтому пусть каждый из вас посмотрит на своего товарища».

 

Следить за здоровьем. Заниматься спортом

 

Религия Ислам уделяет особое внимание спорту и призывает заниматься им, дабы мусульмане были сильными и здоровыми. Хазрат Мухаммад Мустафа ﷺ в связи с этой темой говорил: «Несмотря на то, что в обоих из них есть благо, сильный мусульманин ближе и любимее Аллахом, чем слабый».

 

Заключая все вышесказанное, вы, сегодняшняя молодежь, извлекая уроки из наполненной смыслом жизни наших предков, посвятивших себя Родине и религии, внося свой всевозможный вклад, должны осознать всю ценность периода молодости. Как говорил хаким Абай:

 

«Дабы не спохватиться поздно и не опоздать, если мы станем в молодости стремиться к знаниям, приучаться к труду, только тогда мы сможем многое дать».

 

Да дарует Всевышний Аллах нашей стране благополучие, наполнит наше будущее рядами верующих, воспитанных и хороших молодых людей! Амин. 

 

Отзывы читателей (0)

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi