Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Будь милосердным! И я стану твоим гарантом входа в Рай». (Муаз ибн Джабаль).
Одним из важнейших качеств, которое стимулирует веру верующих, духовно улучшает их, спасает их от низменных страстей нафса, является милосердие. Это высшее проявление человеческого тепла, благих намерений и доброты по отношению к другим. Милосердие основано на таких качествах, как уважение, сострадание и забота. Это качество не ограничивается проявлением милосердия только к людям. Вы должны быть милосердны к окружающему миру, животным и природе. Быть по-настоящему милосердным - значит заботиться о других больше, чем о себе, ставить интересы других выше своих собственных.
Всевышний часто упоминает в Коране многие из Своих атрибутов, таких как прощение и милосердие. К тому же говорится, что Он самый Милосердный из Милосердных, что его милосердие охватывает все сущее. Милосердие в 18000 мирах начинается с безграничной милости Всемогущего Аллаха.
Наш Милосердный Господь хочет, чтобы Его рабы проявляли друг к другу милосердие и сострадание. Гордость Вселенной Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обладал милосердной душой. Это было одно из его главных качеств. Всевышний Аллах послал его на землю, чтобы «проявить милосердие» (Сура «Аль-Анбия», аят 107).
Всемогущий Аллах даровал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) атрибуты «ар-Раууф» (сострадательный) и «ар-Рахим» (милосердный). Эти два качества в паре не давались никому из пророков до Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Милостивый Аллах помилует тех, кто проявляет милосердие. Если вы проявите милосердие к тем, кто на земле, то те, кто на небесах проявят милосердие к вам» (Имам Тирмизи).
Лишенные таких качеств как, милосердие и сострадание, будут холодными, подобно телу, испустившим дух. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто не проявит милосердия, не будет помилован» (Имам Бухари);
«Милосердия лишается лишь несчастный» (Имам Тирмизи, Абу Дауд).
Человек был создан весьма ценным и почетным. Следовательно, он должен быть таким же почитаемым как в этом мире, так и в мире ином. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взглянул на своих сподвижников и сказал: «Клянись Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай, если не будете проявлять милосердие друг к другу». Сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха! Мы все милосердны друг к другу». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «То, о чем я говорю, совсем не то милосердие, которое вы имеете в виду. Вы имеете в виду о милосердии между собой. Милосердие охватывает все творения. Да, милосердие, которое охватывает все творения».
Милосердие — это спокойствие совести в этом мире. Признак хороших новостей рая. И ключ к счастью в Вечном мире. Плод милосердия — великодушие, простота, трудолюбие и избавление от ревности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующие в своей взаимной любви, милосердном отношении и сочувствии друг к другу подобны единому телу. Если один его орган заболевает, все тело отзывается бессонницей. Он потеряет покой и его охватит лихорадка» (имамы Бухари и Муслим).
К Муазу ибн Джабалу подошел как-то человек и сказал: «Сделай мне наставление (насихат)». Тогда Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Будь милосердным! И я стану твоим гарантом входа в Рай».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой все создания проявляют милосердие по отношению друг к другу. В том числе и верховые животные, которые поднимают свои копыта повыше и убирают их от своих детёнышей, опасаясь задеть их» (имамы Бухари и Муслим).
В Священном Коране сказано:
«Он установил землю для творений» (Сура «Ар-Рахман», аят 10). Этими аятами Он предупреждает, что Земля была создана не только для людей, но и для всего живого. Например, когда земля была затоплена, Аллах повелел Нуху положить по паре каждого живого существа на ковчег.
Один бедуин был поражен, увидев, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) целовал детей и сказал: «Вы целуете своих детей? А мы их не целуем». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что я могу поделать, если Аллах лишил тебя милосердия?» (Имам Бухари, Муслим).
Мусульмане проявляли милосердие и сострадание даже к своим врагам. Абу Газиз, брат Мусхаба ибн Умайра, был знаменосцем многобожников (мушрики) при Бадре. Многобожники потерпели поражение в битве, а он попал в плен. Вот как описывает Абу Газиз свою жизнь в неволе, а также доброту и сострадание, которое он видел от мусульман:
«Во время битвы при Бадре меня схватили и передали Ансарам (мусульмане Медины). Когда мы вернулись из Бадра, мне на завтрак и ужин предлагали хлеб, а сами ели сушеные финики. Потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал, чтобы нам, пленникам, относились с милосердием. Если кому-либо из них удавалось найти хлеб, то он незамедлительно передавал его мне. Меня это сильно смущало, и я возвращал переданный мне хлеб обратно. Но они, не прикасаясь к хлебу, возвращали его мне снова и снова».
Проявление милосердия и доброты ко всем созданиям — знак совершенства веры. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), который был милосерден ко всему живому, особое милосердие демонстрировал по отношению к животным. Он запретил делать из животных мишень и стравливать их друг с другом ради забавы.
Когда мать правоверных Аиша грубо отдернула строптивого верблюда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Будь мягче!». Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил справлять нужду в норы животных.
В Судный день невинно убитый воробей пожалуется Аллалу: «0, мой Господь! Такой-то убил меня не по какой-либо нужде, а просто так» (Имам Насаи).
Милосердный человек всегда готов помочь другим и творить добро. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе: «Как-то измученный жаждой человек, будучи в пути, наткнулся на колодец, где он смог попить воды и утолить жажду. Но когда он вышел из колодца, то увидел собаку, облизывающую влажную землю в пустыне. «Да и я ведь был в такой ситуации!» — подумал он и вернулся к колодцу. Наполнил свою обувь водой, напоил собаку и утолил ее жажду. И Всевышний Аллах был доволен им и простил его грехи. Также рассказывается, что женщина, которая связала кошку и убила ее голодом, попала в Ад (имам Муслим).
Однажды во время паломничества человек, вошедший в ихрам (определенная одежда в хадже), наступил своим верблюдом на страусиное гнездо и разбил несколько яиц. Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал ему поститься в течение одного дня за каждое разбитое яйцо или накормить бедняка.
Абу Уакид (да будет доволен им Аллах) передал, что, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приходил в Медину, люди резали горб живого верблюда и ели его. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вырезанное мясо от живого животного носит тот же хукм (правовое решение), что и мясо мертвечины, и его нельзя есть». (Имам Тирмизи).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел человека, который взял овцу за ухо и повел ее на бойню. Он немедленно вмешался и сказал: «Отпусти ухо животного и держи его за шею» (имам ибн Маджа).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал не показывать нож животному перед забоем. Он также сказал: «Кто бы ни зарезал животное, пусть делает это быстро и безупречно».
Людям необходимо быть милосердными друг к другу, к окружающим их животным, к окружающей среде и к природе. Даже сама по себе растущая ива служит человечеству. Не следует обрезать, ломать и саму иву не по нужде. Вот почему наши мудрецы говорили: «Одно дерево срубишь, десять посади». Только тогда в мире установится мир и доброта, и исчезнет злодеяния и жестокость.
Да поможет нам Всевышний Аллах быть добрыми, сострадательными и заботливыми!