29. «Холяуат» (Уединение) - Ихсан - основа духовного воспитания
Тереңөзек кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 18:45
Тереңөзек кенті
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Тереңөзек кенті
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
06:01 07:21 12:27 15:42 17:25 18:45
свернуть
Календарь
Хиджра
4 Джумада-авваль 1446
Григорианский
05 ноября 2024

Циклы уроков

29. «Холяуат» (Уединение)

29. «Холяуат» (Уединение)

28. Иджтихад (Усердие)

Предыдущий урок
Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
1 янв. 2023 5 119 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Уединение вдали от людей освобождает от мирской суеты и меняет в правильном направлении способность слышать и видеть. Глаза и уши — прямые врата в сердце». (Имам аль-Газали).

 

Одна из форм поклонения, влияющая на духовное развитие верующего, — это удаление от людей и пребывание наедине со своим Создателем. В учении Ихсана это называется «холяуат». Холяуат — поклонение в одиночестве в течение определенного периода времени, чтобы воздерживаться от мирских дел, подчиниться Аллаху и приблизиться к Нему. Это синоним концепции «итикяф». Единственное отличие состоит в том, что если итикаф проводится в мечети, холяуат допускается и за пределами мечети.

 

Подобно тому, как больной идет в клинику и лечится определенное время, так и времяпровождение человека вдали от людей и наедине с Творцом в молитве, является лекарством от наших духовных недугов.

 

Это поклонение упоминается в Священном Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, в аяте 50 суры «Аз-Зарийат: «(Скажи): «Бегите же к Аллаху! Поистине, я для вас — разъясняющий увещеватель от Него» . В следующем аяте суры «Ас-Саффат», аяте 99 говориться: «Он (Ибрахим) сказал: «Я (покидаю вас и) ухожу к моему Господу. Он поведет меня истинным путем». В аяте 8 суры «Муззаммиль»: «Произноси же имя Господа твоего и посвяти Ему себя полностью».

 

Уединение — это сунна, унаследованная от предыдущих божественных религий. Муса (мир ему) молился в уединении на горе Тур в течение сорока дней, прежде чем ему пришло откровение. В Коране рассказывается, что Марьям, дочь Имрана, также молилась в одиночестве. Пророк Яхья (мир ему) совершал и’тикаф три ночи подряд. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также ходил в пещеру Хира и находился в уединении до ниспослания откровений. После пророчества он совершал и’тикаф в последние десять дней Рамадана.

 

Передается от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) началось с вещих снов, и какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался благочестивыми делами и поклонялся Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно для нового уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его...». И один из них: «… а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха» (имамы Бухари и Муслим).

 

Есть исторические свидетельства того, что наши предки также практиковали эту форму поклонения. Ходжа Ахмед Яссауи построил особую мечеть в подвале к юго-востоку от нынешнего мавзолея и провел там остаток своей жизни в мо- литвах. В народе мечеть называли «подземной мечетью Хильват». Из истории известно, что наш предок Кунанбай, завершив свое паломничество, построил отдельный дом и в одиночестве молился, говоря: «Я не буду вмешиваться в мирские дела».

 

Мнения ученых об уединении (холяуат).

 

Зуннун Мисри: «Я не видел ничего, что привлекало бы внимание больше, чем одиночество. Потому что когда человек изолирован, он не видит рядом никого, кроме Всевышнего Аллаха. Любой человек, рядом с которым нет никого, кроме Аллаха, будет совершать деяния лишь ради Его довольства. Сердце любителя уединения наполняется искренностью».

 

Яхья ибн Муаз (да помилует его Аллах) сказал: «Проявление сабра для уединения — признак искренности».

 

Аль-Касталяни (да помилует его Аллах): «Уединение (холяуат) — дает возможность на мгновение отдохнуть сердцу от мирской суеты. В сердце такого человека не останется места, кроме Аллаха. И оно заставляет сердце излучать мудрость. Уединиться означает отказаться от всего, даже от себя, и быть с Аллахом наедине. Только тогда человек сможет стать свидетелем чудес Божьих и познать Его».

 

Абу Сулейман аль-Хатаби сказал: «Совершенно очевидно, что уединение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стало его любимым занятием. Потому что когда ты один, твое сердце на мгновение освобождается от мирской суеты, у тебя есть возможность подумать. Стремление к Аллаху растет в сердце».

 

Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах открыл его сердце для знаний, прежде всего, пусть он проводит время в уединении. Возьмет за привычку меньше есть, не вступать в спор с глупцами».

 

Имам аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Уединение вдали от людей освобождает от мирской суеты и меняет в правильном направлении способность слышать и видеть. Глаза и уши — прямые врата в сердце. Через наши органы чувств в наше сердце поступают различные знания. Только в том случае, когда сердце имеет правильные знания и сведения, оно начинает излучать сияние истины».

 

Сроки уединения (холяуат).

 

Согласно сунне пророка Мусы (мир ему), самый длительный период уединения составляет сорок дней. Уединение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в пещере Хира длилось один месяц, поэтому уединение на тридцать дней было повсеместным. Проведение последних десяти дней священного месяца Рамадан в мечети в и’тикафе— самый короткий период уединения. Некоторые ученые говорят, что это семь или три дня.

 

Условия уединения (холяуат).

 

Есть условия и’тикафа в уединении. Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Сунна для того, кто в и’тикафе - не навещать больных, не участвовать в похоронной процессии, не касаться женщины и не соединяться с ней и не покидать мечеть, кроме как по необходимости. И не может быть и’тикаф без поста, и не может быть и’тикаф в иной мечети, кроме той, в которой совершается коллективная молитва» (Абу Дауд и Байхаки).

 

Тем, кто хочет уединиться, следует обеспечивать семьи пищей и другими предметами первой необходимости, чтобы их дети не пострадали во время поклонения.

 

В этом поклонении должны быть соблюдены такие условия, как безмолвие, зикр, бодрствование, голодание, которые являются основой воспитания нафса. Помимо обязательных дел, существует множество молитв тасбих и истигфар. Кроме того, чтение Корана, выполнение тахаджуд, духа намазов, утренние и вечерние дуа, зикры ит.д.

 

Уединение дает следующие преимущества для духовного воспитания:

 

1. Поскольку человек в одиночестве, он свободен от сплетен, злословия, клеветы, лжи и других скверных дел от воздействия языка;

 

2. Пребывание в уединении предотвращает грех глаз;

 

3. Защищен от рия (совершение дел напоказ);

 

4. Уменьшается его любовь к мирскому;

 

5. Избегает разговоров с плохими людьми;

 

6. Возрастает уровень богобоязненности;

 

7. Он будет наслаждаться любым поклонением;

 

8. Отдых души и тела человека;

 

9. Защищен от многих ошибок, возникающие при взаимодействии с людьми;

 

10. Глубоко размышляя о величии Аллаха, Его мастерстве в творениях, развивается область мышления разума.

 

«О, Аллах, помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и поклоняться Тебе должным образом!»

 

30. «Зухд» (Аскетизм)

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi