Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
«Уединение вдали от людей освобождает от мирской суеты и меняет в правильном направлении способность слышать и видеть. Глаза и уши — прямые врата в сердце». (Имам аль-Газали).
Одна из форм поклонения, влияющая на духовное развитие верующего, — это удаление от людей и пребывание наедине со своим Создателем. В учении Ихсана это называется «холяуат». Холяуат — поклонение в одиночестве в течение определенного периода времени, чтобы воздерживаться от мирских дел, подчиниться Аллаху и приблизиться к Нему. Это синоним концепции «итикяф». Единственное отличие состоит в том, что если итикаф проводится в мечети, холяуат допускается и за пределами мечети.
Подобно тому, как больной идет в клинику и лечится определенное время, так и времяпровождение человека вдали от людей и наедине с Творцом в молитве, является лекарством от наших духовных недугов.
Это поклонение упоминается в Священном Коране и хадисах Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, в аяте 50 суры «Аз-Зарийат: «(Скажи): «Бегите же к Аллаху! Поистине, я для вас — разъясняющий увещеватель от Него» . В следующем аяте суры «Ас-Саффат», аяте 99 говориться: «Он (Ибрахим) сказал: «Я (покидаю вас и) ухожу к моему Господу. Он поведет меня истинным путем». В аяте 8 суры «Муззаммиль»: «Произноси же имя Господа твоего и посвяти Ему себя полностью».
Уединение — это сунна, унаследованная от предыдущих божественных религий. Муса (мир ему) молился в уединении на горе Тур в течение сорока дней, прежде чем ему пришло откровение. В Коране рассказывается, что Марьям, дочь Имрана, также молилась в одиночестве. Пророк Яхья (мир ему) совершал и’тикаф три ночи подряд. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) также ходил в пещеру Хира и находился в уединении до ниспослания откровений. После пророчества он совершал и’тикаф в последние десять дней Рамадана.
Передается от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) началось с вещих снов, и какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался благочестивыми делами и поклонялся Аллаху в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно для нового уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Семерых укроет Аллах в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его...». И один из них: «… а также того, чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Аллаха» (имамы Бухари и Муслим).
Есть исторические свидетельства того, что наши предки также практиковали эту форму поклонения. Ходжа Ахмед Яссауи построил особую мечеть в подвале к юго-востоку от нынешнего мавзолея и провел там остаток своей жизни в мо- литвах. В народе мечеть называли «подземной мечетью Хильват». Из истории известно, что наш предок Кунанбай, завершив свое паломничество, построил отдельный дом и в одиночестве молился, говоря: «Я не буду вмешиваться в мирские дела».
Мнения ученых об уединении (холяуат).
Зуннун Мисри: «Я не видел ничего, что привлекало бы внимание больше, чем одиночество. Потому что когда человек изолирован, он не видит рядом никого, кроме Всевышнего Аллаха. Любой человек, рядом с которым нет никого, кроме Аллаха, будет совершать деяния лишь ради Его довольства. Сердце любителя уединения наполняется искренностью».
Яхья ибн Муаз (да помилует его Аллах) сказал: «Проявление сабра для уединения — признак искренности».
Абу Сулейман аль-Хатаби сказал: «Совершенно очевидно, что уединение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стало его любимым занятием. Потому что когда ты один, твое сердце на мгновение освобождается от мирской суеты, у тебя есть возможность подумать. Стремление к Аллаху растет в сердце».
Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) сказал: «Кто хочет, чтобы Аллах открыл его сердце для знаний, прежде всего, пусть он проводит время в уединении. Возьмет за привычку меньше есть, не вступать в спор с глупцами».
Имам аль-Газали (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Уединение вдали от людей освобождает от мирской суеты и меняет в правильном направлении способность слышать и видеть. Глаза и уши — прямые врата в сердце. Через наши органы чувств в наше сердце поступают различные знания. Только в том случае, когда сердце имеет правильные знания и сведения, оно начинает излучать сияние истины».
Сроки уединения (холяуат).
Согласно сунне пророка Мусы (мир ему), самый длительный период уединения составляет сорок дней. Уединение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в пещере Хира длилось один месяц, поэтому уединение на тридцать дней было повсеместным. Проведение последних десяти дней священного месяца Рамадан в мечети в и’тикафе— самый короткий период уединения. Некоторые ученые говорят, что это семь или три дня.
Условия уединения (холяуат).
Есть условия и’тикафа в уединении. Мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Сунна для того, кто в и’тикафе - не навещать больных, не участвовать в похоронной процессии, не касаться женщины и не соединяться с ней и не покидать мечеть, кроме как по необходимости. И не может быть и’тикаф без поста, и не может быть и’тикаф в иной мечети, кроме той, в которой совершается коллективная молитва» (Абу Дауд и Байхаки).
Тем, кто хочет уединиться, следует обеспечивать семьи пищей и другими предметами первой необходимости, чтобы их дети не пострадали во время поклонения.
В этом поклонении должны быть соблюдены такие условия, как безмолвие, зикр, бодрствование, голодание, которые являются основой воспитания нафса. Помимо обязательных дел, существует множество молитв тасбих и истигфар. Кроме того, чтение Корана, выполнение тахаджуд, духа намазов, утренние и вечерние дуа, зикры ит.д.
Уединение дает следующие преимущества для духовного воспитания:
1. Поскольку человек в одиночестве, он свободен от сплетен, злословия, клеветы, лжи и других скверных дел от воздействия языка;
2. Пребывание в уединении предотвращает грех глаз;
3. Защищен от рия (совершение дел напоказ);
4. Уменьшается его любовь к мирскому;
5. Избегает разговоров с плохими людьми;
6. Возрастает уровень богобоязненности;
7. Он будет наслаждаться любым поклонением;
8. Отдых души и тела человека;
9. Защищен от многих ошибок, возникающие при взаимодействии с людьми;
10. Глубоко размышляя о величии Аллаха, Его мастерстве в творениях, развивается область мышления разума.
«О, Аллах, помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и поклоняться Тебе должным образом!»