55. Клевета (навет) - Ихсан - основа духовного воспитания
Ленгер
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Восход 07:16
Ленгер
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Ленгер
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
05:58 07:16 12:10 15:15 16:56 18:15
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Джумада-авваль 1446
Григорианский
22 ноября 2024

Циклы уроков

55. Клевета (навет)

55. Клевета (навет)

Дни выхода уроков: 3 раза в месяц
3 авг. 2023 16 634 0
Скачать в pdf
| A | +

 

ВИДЕО ВЕРСИЯ  |  АУДИО ВЕРСИЯ


«Под конец света появятся клеветники и обвинители. Остерегайтесь их. Они худшие из людей. В их сердцах нет света ислама. Их (благие) деяния не возьмутся в расчет» (Фудайл ибн Йад).

 

Религия — это инструмент воспитания. Наша истинная религия побуждает нас избегать всех вредных привычек, которые могут разжечь огонь между людьми. Клевета и навет никогда не принесут пользы. Единственное требование Ислама к человечеству — мир и согласие. Одна из самых острых и уникальных проблем, ставшая духовной болезнью общества, — это ложное обвинение и клевета. В Коране Аллах сообщает, что клевета является великим грехом:

 

«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 58). А о лжецах и клеветниках говорится в следующем аяте:

 

«Поистине, ложь выдумывают те, кто не верит в знамения Аллаха. Они — лжецы» (Сура «Ан-Нахль», аят 105).

 

Клевета — это оскорбление чести и достоинства человека. То есть, говорить, что он сделал то, чего он на самом деле не делал, а также говорить, что он сказал то, чего он не говорил. Эти действия и являются клеветой. То есть, по шариату является грехом распространять ложную информацию, позорящую человека, чьи дела и слова чисты.

 

Исламские ученые считают, что клевета хуже сплетен. Потому что клевета сопровождается ложью.

 

Из истории Ислама мы знаем, что мать правоверных Аишу, любимую жену Пророка, оклеветали лицемеры. Произошло это после завоевания Бани Мусталак. В исламской истории этому инциденту дали название «Ифк». Благословенная Аиша рассказывала: «Когда Посланник (мир ему и благословение Аллаха) готовился в дальнюю дорогу, он просил своих жен тянуть жребий. На кого из женщин падет жребий, та и должна была ехать вместе с ним. Жребий выпал на меня, и я поехала вместе с Посланником Аллаха. Незадолго до этого был ниспослан аят о необходимости женщинам покрывать голову. Для меня на верблюде установили паланкин, в котором я и ехала.

 

Когда военное столкновение завершилось, на обратном пути мы остановились на ночлег недалеко от Медины. На заре послышались звуки приготовления к отъезду. В это время я находилась недалеко от лагеря. Когда вернулась, я не смогла найти свое ожерелье. Пошла обратно, отыскала. Когда пришла в лагерь, никого не обнаружила. Оказалось, что все уехали. Люди подумали, что я нахожусь в паланкине, и установили его на верблюда. Так и ушел мой верблюд с пустым паланкином. Я решила остаться и ждать. Думала, что, не обнаружив меня, люди вернутся.

 

Сафуан ибн аль-Муатталь Сулями по приказу Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ехал позади войска. Если кто-то отстанет, или выпадет что-нибудь из поклажи, он должен был довести это до войска. Ближе к утру он добрался до того места, где я оставалась. Увидев меня спящей, он подошел со словами «Инна лилляхи уа инна иляйхи роджиун». От его голоса я проснулась. Увидев его, я укрыла лицо одеждой. Сафуан заставил свою верблюдицу опуститься на колени, и велел мне взобраться на нее. Я села верхом, и мы пустились в путь. Сафуан шел впереди, держа верблюдицу за поводок. К вечеру мы догнали войско. По пути мы встретили людей, которые кричали нам вслед отвратительные слова. Их подстрекал Убайй ибн Салюл. Из мусульман в этом участвовали Хасан ибн Сабит, Мистах ибн Усас и другие».

 

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «После прибытия в Медину я захворала. Оказывается, среди людей между тем распространялись клеветнические слухи обо мне. Я ничего об этом не знала. Однако Посланник (мир ему и благословение Аллаха) во время болезни ухаживал за мной не так, как раньше. Я не могла понять причину этого. В одну из ночей мать Мистаха упала, случайно зацепившись ногой за занавеску. Во время падения она произнесла слова проклятия в адрес своего сына. «Ты зачем его проклинаешь?» — спросила я. Она не ответила. И только после третьего раза она промолвила: «Аиша, разве ты не слышала, что он рассказывает?!». «Что же он говорит?» — спросила я снова. И она сообщила о клевете в мой адрес. Тотчас у меня усилилась болезнь, мое тело охватила дрожь. Придя в себя, я пошла в родительский дом. Мне хотелось подробнее узнать, что же люди рассказывают обо мне. Я стала спрашивать у матери, и она ответила: «Не горюй, все пройдет. О красивой женщине, которую любит муж, всегда так говорят». Меня беспокоило, дошли ли эти грязные слухи до Посланника (мир ему и благословение Аллаха), и знает ли об этом мой отец. Я начала громко рыдать. Отец, читавший Коран в соседней комнате, услышал мои рыдания. Он спросил у матери, почему я плачу. Она сказала, что я только сейчас узнала о распространяемых среди людей слухах. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) тоже заплакал. Потом он сказал, успокаивая меня: «Потерпи немного. Посмотрим, что решит Всевышний». Той ночью я не смогла заснуть до утра. Мои глаза не просыхали от слез. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) расспрашивал обо мне у Али и Усамы (да будет доволен ими Аллах). Усама сказал: «О, Пророк! О членах твоей семьи мы ничего не знаем, кроме хорошего». Некоторые говорили: «О, Пророк! Не делай из этого проблему. Для тебя на свете много женщин. А про Аишу, спроси у ее служанки Бурайды». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у нее. Бурайда сказала: «Клянусь Аллахом, направившим тебя истинным пророком, я не замечала за ней никакой вины. Иногда спала до возвращения овец, иногда делала из муки тесто и съедала. Клянусь Аллахом, я так долго оставалась рядом с ней, но кроме этого ничего предосудительного не видела. Если бы передаваемые среди людей слухи были правдой, то Всевышний сообщил бы тебе об этом».

 

Передают, что в один из дней Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сидел грустный у себя дома, когда к нему пришел Умар, да будет доволен им Аллах. Пророк, мир ему, спросил у него: «Что ты скажешь по этому поводу?» Умар ответил: «Я точно знаю, что это слова мунафиков (лицемеров), и что все это ложь. Поскольку Всевышний даже мухе не даст сесть на тебя, так как она могла перед этим сесть на нечистоты, и эти нечистоты могут попасть на тебя. Охраняющий тебя от подобной грязи Аллах разве не убережет тебя от еще большей мерзости?!». Эти слова почтенного Умара понравились Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Потом он пригласил к себе Усмана Зиннурайна (обладатель двух светочей), да будет доволен им Аллах, и передал ему этот разговор. Тот тоже сказал: «Несомненно, все это ложь и клевета лицемеров. Всевышний не дает твоей тени упасть на землю, дабы она не попала в грязное место или какой-нибудь негодный человек не наступил на нее ногами. Разве может Он дозволить члену твоей семьи совершить такой грязный поступок?». Эти слова также немного успокоили Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Затем он позвал хазрата Али. Тот тоже сказал: «Эти слова мунафиков — клевета. Помните, в один из дней мы читали намаз вместе с Вами, и Вы сняли свои сандалии. Мы тоже сняли, следуя за Вами. «Почему вы сняли сандалии?» — спросили Вы. Мы сказали, что последовали за вами. И тогда Вы поведали: «Джабраил, мир ему, явился ко мне и сообщил, что на мои сандалии попала нечистота». Всевышний Аллах, оберегающий тебя от нечистоты, даже в намазе сообщая о нем в откровении, разве может позволить подобную вещь твоей благословенной жене? Пусть твоя благородная душа будет спокойна. В скором времени Всевышний сообщит, что твоя жена пречистая». Все эти слова пришлись по душе Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). После этого он пришел в дом Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

 

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «В это время я плакала, не вставая. Ко мне пришла одна женщина из ансаров и тоже плакала вместе со мной. Внезапно пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поприветствовал нас и сел рядом со мной. Он не садился ко мне с того самого дня. Прошел уже целый месяц. И он не получал никакого откровения. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сел и произнес слова восхваления Всевышнему Аллаху. После этого он произнес калима-и шахада и сказал мне: «О, Аиша! Про тебя мне рассказывают разные вещи. Если ты непричастна к этому, то в ближайшее время Всевышний сообщит, что ты говоришь правду и оправдает тебя. Если же был какой-то грех, то покайся и попроси прощения у Всевышнего. Аллах прощает тех, кто кается в своих грехах». Услышав эти слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), я перестала плакать и попросила моего отца ответить вместо меня. Отец сказал: «Клянусь Аллахом, не знаю, что и ответить. Мы (то есть здешний народ) во времена джахилии поклонялись идолам и не знали, как правильно нужно поклоняться. Ни один человек не объяснял нам ничего такого. Теперь же наши сердца озарились сиянием Ислама, наши дома наполнились светом Ислама. Люди говорят о нас такие вещи. И что же я скажу Пророку?». «Ответь ему», попросила я. «Я уже ответил», сказал он. И тогда я сказала: «Если вы поверили людской молве, дошедшей до ваших благословенных ушей, то мне вы не поверите, даже если скажу, что я далека от этого. Всевышнему Аллаху обо всем известно. Если скажу, что я сделала то, чего не делала, то возведу на себя напраслину. Клянусь Аллахом, мне больше нечего сказать. Повторю лишь слова пророка Юсуфа (мир ему), который говорил, что нам следует проявить терпение». От волнения я произнесла имя пророка Юсуфа, вместо того, чтобы сказать имя пророка Йакуба (мир ему). Затем, обратившись к ним, я продолжила: «Клянусь Аллахом, я уверена, мой Господь меня оправдает, ибо у меня нет вины. Однако я не думаю, что Всевышний ниспошлет аят про меня». Я не могла и предположить, что до Судного дня обо мне будут читать в Коране. Но я надеялась, что Всевышний внушит сердцу Пророка, мир ему, о моей чистоте или сообщит об этом во сне. Клянусь Аллахом, еще не успел Посланник (мир ему и благословение Аллаха) встать со своего места, еще никто не покинул комнату, как на благословенном лице Пророка стали появляться признаки получения откровения. Все находившиеся в комнате поняли, что поступило откровение. Увидев такое состояние Пророка, мой отец подложил ему под голову пуховую подушку и укрыл его йеменским покрывалом. После завершения откровения он убрал покрывало с его лица. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с улыбкой сказал: «Благая весть для тебя, о, Аиша! Всевышний оправдал тебя, засвидетельствовал твою невинность».

 

Мой отец воскликнул: «Вставай, дочь, поблагодари Пророка!» Но я сказала: «Клянусь Аллахом, не встану. Не стану благодарить никого, кроме Всевышнего Аллаха, поскольку Он ниспослал аят про меня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочел ниспосланные эти аяты: «Поистине, оклеветала (мать верующих Аишу) группа из вас (верующих). Не думайте, что это зло для вас. Нет, это хорошо для вас. Каждый из них получит (воздаяние за) заработанный им грех. А тому, кто стал зачинщиком этого, — великое наказание (в Аду)» (Сура «Ан-Нур», аят 11).

 

Когда Абу Бакр переселился из Мекки ради сохранения своей веры, и поселился в Медине, то вместе с ним переселился и его двоюродный брат Мистах ибн Усаса. Абу Бакр был состоятельным человеком, и во всем старался помогать своему бедному родственнику Мистаху. Более того, можно сказать, что Абу Бакр полностью содержал его.

 

Позднее произошло вышеприведенное событие, когда лицемеры уловили удобный момент для того, чтобы оболгать жену нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аишу и обвинить в измене. Аиша была дочерью Абу Бакра.

 

Мистах пошёл на поводу у этих слухов и последовал за лживыми языками. Дьявол ввёл Мистаха в искушение, и он совершил ошибку, став одним из распространителей этих сплетен, несмотря на то, что был искренне верующим мусульманином.

 

Когда Всевышний Аллах оправдал Аишу в священном Коране, и опроверг обвинения лицемеров, то Абу Бакр поклялся, что не будет больше обеспечивать Мистаха, и никогда не станет помогать ему.

 

Ислам — это религия великодушия, религия прощения и снисходительности к людским ошибкам. После того как Абу Бакр произнёс свою суровую клятву, Аллах ниспослал аят, в котором было сказано:

 

«Пусть не клянутся благородные и богатые среди вас, что не станут (впредь) помогать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха. Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)» (Сура «Ан-Нур», аят 22).

 

Как только Абу Бакр услышал этот аят, то сразу же сказал: «Да, клянусь Аллахом, я желаю, чтобы Аллах простил меня». После этого он снова начал оказывать поддержку своему брату Мистаху (да будет доволен Аллах ими обоими) и обеспечивать его.

 

Знаменитый ученый Фудайл ибн Йяд (да помилует его Аллах) сказал: «Под конец света появятся клеветники и обвинители. Остерегайтесь их. Они худшие из людей. В их сердцах нет света Ислама. Их (благие) деяния не возьмутся в расчет».

 

Есть несколько видов клеветы:

 

Первый: клевета на Аллаха

 

Это наихудшая и самая мерзкая форма клеветы. К ним относятся: ложные высказывания о том, что Всевышний Аллах сказал что-то, чего в действительности нет в Коране; преднамеренное неверное толкование Корана или вынесение фетв в отношении харама и халяля по своему усмотрению. В Коране об этом говорится:

 

«Разве есть кто-то несправедливее возводящего клевету на Аллаха или отрицающего истину, когда она пришла к нему?! Разве не в Аду — (последнее) пристанище неверующих?!» (Сура «Аль-Анкабут, аят 68). В другом аяте cказано:

 

«Скажи: Что вы скажете об уделе, который ниспослал вам Аллах? И часть его вы назвали запретной, а часть —дозволенной». Спроси: «Неужели Аллах вам разрешил это или вы клевещете на Аллаха? Что думают о Судном дне те, кто клевещет на Аллаха? Поистине, Аллах милостив к людям, но большая часть их неблагодарна» (Сура «Юнус», аяты 59, 60).

 

«Не произносите ложь, утверждая: это — дозволено, а то — запретно. Не клевещите на Аллаха! Поистине, придумывающие ложь про Аллаха не преуспеют!» (Сура «Ан-Нахль», аят 116).

 

Второй: клевета на Посланника Аллаха

 

Вторая форма клеветы — это клевета на Посланника Аллаха. Из истории нам известно, что многобожники клеветали на Пророка (мир ему и благословение) говоря о нем, что он был поэтом, колдуном, волшебником и т.п. В Коране говорится:

 

«Поистине, это - слова посланника благородного! Это не слова поэта. Мало вы веруете! И не слова прорицателя. Мало вы припоминаете! Ниспослание от Господа миров» (Сура «Аль-Хакка», аяты 41-43).

 

«Неверующие говорят: «Это — просто ложь, которую он выдумал при участии других людей». Поистине, они совершают несправедливость и лгут» (Сура «Аль-Фуркон», аят 4).

 

Также клеветой является утверждение «это является хадисом» или «так сказал Пророк», в то время как Пророк (мир ему и благословение) не говорил этого. А также клеветой будет считаться намеренное искажение значения хадиса. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом:

 

«Тот, кто солжёт на меня намеренно, пусть приготовит себе место в аду» (имам Бухари и Ахмад).

 

Третий: клевета на людей

 

Солгать, сказав что кто-то сказал или сделал то, чего он не делал. Верующий должен быть предельно осторожным, чтобы никого не клеветать, и не искать недостатки окружающих. Потому что нет никакой награды для того, кто обвиняет других. Напротив, лжец обречен на серьезный грех.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов». Они (люди) спросили его: «Что это за грехи?» Он ответил:

 

1. Поклонение другим наряду с Аллахом;

2. Колдовство;

3. Ростовщичество;

4. Убийство человека, которого Аллах запретил убивать иначе как по праву;

5. Поедание имущества сироты;

6. Оставление поля боя;

7. Обвинение в прелюбодеянии женщин»

 

(Бухари и Муслим).

 

Чтобы предотвратить клевету в обществе, мусульманин должен сделать следующее:

 

Первое: не верить клеветнику.

 

В Коране сказано: «О, верующие! Если нечестивец принесет вам известие, то проверьте (его на достоверность), чтобы по незнанию не навредить людям, а после не пожалеть о содеянном» (Сура «Аль-Худжурат», аят 6).

 

К Умару ибн Абдулазизу, известному как праведный халиф, подошел человек, который начал плохо говорить о каком-то человеке. Умар сказал: «Давайте проверим, что вы сказали». Если вы солгали, то вы из числа фасиков (нечестивцев), как сказано в аяте: «Если нечестивец принесет вам (какое-либо) известие, то проверьте (его на достоверность)». Если то, что вы говорите, правда, то вы будете одним из тех, о ком говорится: «Не подчиняйся всякому хулителю, распространителю сплетен» (Сура «Аль-Калам, аят 11). И если вы скажете, что берете свои слова обратно, то мы с пониманием отнесемся к вашим словам». Тогда он сказал: «Простите меня, правитель правоверных». Больше такого не повторится».

 

Второе: наставление клеветнику

 

Клевета — это греховный поступок, который отчуждает людей, подрывает благосостояние и единство и выставляет невиновного человека в дурном свете. Мусульманин должен мягко проповедовать тем, кто произносит такие слова, и призывать их к добру.

 

Третье: не думать плохо о человеке, которого оклеветали

 

Не разрешается плохо думать, сомневаться или ненавидеть кого-то, говоря что-то без каких-либо доказательств. В аяте Корана говорится:

 

«Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не следует обсуждать подобное. Пречист Ты! Ведь это — великая клевета»? (Сура «Ан-Нур, аят 16).

 

Один ученый сказал: «Если вы услышите о проступке мусульманина, ищите этому семьдесят различных оправданий. Если вы не сможете принять эти оправдания, то вините в этом свое сердце: «О, моё сердце! Каким же ты стал жестким и черствым!».

 

Четвертое: не распространять клевету

 

Слова, сказанные без доказательств, необходимо относить к молве, основанной на заведомо неверных сведениях, то есть к сплетням. Прежде чем говорить, истинный мусульманин должен подумать: сколько пользы и вреда есть в его словах. Потому что в хадисе нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

 

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит» (Бухари и Муслим).

 

56. Этика шуток

Следующий урок

Отзывы читателей (0)

Скрыть Hide

Список уроков

00:00
00:00
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi