Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Двадцатое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Кабид» означает «Удерживающий». Аль-Кабид – это Тот, Кто удерживает души в Своей власти, подчинив их смерти и Кто удерживает сердца грешников, лишая возможности познать Его из-за их непокорности и высокомерия. Аль-Кабид – это также Тот, Кто уменьшает или ограничивает блага кому пожелает по Своему справедливому установлению и порядку. В Священном Коране говорится:
Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь. (3:26)
Суннитские богословы единодушны в том, что Имя "Аль-Кабид" упоминается только в сочетании с другим Именем, имеющим противоположный смысл, например — "Аль-Басит", что означает "Простирающий". Ученные считают, что при употреблении в отдельности такие Имена могут указывать на недостаток, например: Аль-Мани‘ ("Лишающий") или Ад-Дарр ("Вредящий") ... Эти Имена не употребляются в отношении Аллаха в отдельности. Они употребляются в сочетании с другим Именем, имеющим противоположный смысл, например: Аль-Му‘ти и Аль-Мани‘, что означает "Одаряющий" и "Лишающий", Ад-Дарр — Ан-Нафи‘, "Вредящий" и "Приносящий пользу". Таким образом, Имя "Аль-Кабид" следует упоминать вместе с Именем "Аль-Басит". Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«Поистине, Аллах — Устанавливающий цены, Удерживающий, Простирающий, Наделяющий уделом»
В другом хадисе, Посланник Аллаха (ﷺ) говорит:
«Поистине, Аллах возвышает посредством этого Писания одних людей и низвергает других»
А после завершения молитвы (намаз), повернувшись к людям, Пророк (ﷺ) говорил:
«Нет божества, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему надлежит хвала, и Он способен на всякую вещь. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезно перед Тобой могущество могущественного»
Эти прекрасные атрибуты являются Именами с противоположным смыслом, которые надлежит употреблять для восхваления Аллаха только вместе, потому что абсолютное совершенство выражается лишь в сочетании этих качеств. С одной стороны, Аллах удерживает пропитание и души, с другой — Он щедро дарует удел, простирает милость и отпускает души. Он возвышает тех, кто руководствуется знаниями и требованиями веры, и унижает их врагов. Он наделяет могуществом тех, кто покорен Ему, и это могущество подлинное, ибо тот, кто покорен Аллаху, величественен, даже если у него нет богатства и помощников. Он унижает тех, кто ослушается Его и враждует с Ним, и в земном мире, и в Последней жизни. Поэтому сердце грешника наполнено унижением, если даже внешне он выглядит величественно и не ощущает своего истинного положения из-за того, что он погряз в страстях. Таким образом, истинное величие можно обрести, только повинуясь Аллаху, тогда как ослушание Его обрекает человека на унижение и бесчестие. Всевышний Аллах сказал:
«Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах». (22:18)
Всевышний Аллах — Одаряющий и Лишающий. Никто не одарит тем, чего лишил Аллах, и никто не лишит того, чем наделил Он. Все эти деяния подчинены божественной справедливости и мудрости, все они заслуживают похвалы. Если Аллах унижает или лишает чего-либо, то этого требует сама божественная мудрость, и никто не сможет привести довод против Него. Если же Он возвышает кого-либо, щедро одаряя его благами, то это является сущим проявлением Его мудрости. Раб обязан признавать мудрость Аллаха. Он должен признавать Его милость и благодарить Его языком, сердцем и телом. Аллах — Единственный, Кто вершит такие дела, и все они происходят сообразно Его предопределению. Он создал причины как для возвышения рабов и оказания им милости, так и для их унижения. Кто совершает поступки-причины, тот удостаивается их следствия, и каждому облегчается путь к тому, ради чего он был создан.
- Уменьшающий блага, кому желает по Своему справедливому установлению и порядку;
- Удерживающий души в Своей власти, подчинив их смерти;
- Владеющий благодеяниями Своих искренних рабов и Принимающий их служения;
- Удерживающий сердца грешников и Лишающий их возможности познать Его из-за их непокорности и высокомерия;
- Держащий, сжимающий сердца;
- Забирающий души умерших;
- Уменьшающий кому пожелает удел, будь то пропитание или иные блага духовные или телесные.