Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Семнадцатое прекрасное имя Аллаха - «Ар-Раззак» означает «Питающий». Ар-Раззак – это Тот, Кто даёт всему живому всё необходимое для жизни духа (знания и состояния) и жизни тела (пища). В Священном Коране говорится:
«Воистину, Аллах — тот, кто дарует пропитание. Он — могущественный, сильный». (51:58)
Еще в одном из аятов говорится:
«Так кто же накормит вас, если Он (вдруг) перестанет даровать вам пропитание? Да, (только) неверные упорствуют в неповиновении и отчуждении.» (67:21)
Слово ар-Раззак происходит от корня ризк, что означает: «доля», «удел», «часть». Ризк — это всё то, что человеку необходимо для продолжения жизни на земле. Под словом ризк также понимают предопределенный Аллахом удел человека, который он получает каждый день в течение всей его жизни. Поэтому именем Ар-Раззак может быть назван только Всевышний Творец Вселенной — Аллах и никто, кроме Него. Близким по значению к имени Ар-Разза̄к является имя Аллаха — Ар-Ра̄зик (الرازق — «Кормилец»). Слово разза̄к (رزَّاق) является формой с усилением смысла от слова ра̄зик (رازِق), что указывает на щедрость и изобилие.
То, что Аллах наделяет уделом все Свои творения сказано во многих сурах и аятах Корана. Например, в суре Худ сказано:
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием». (11:6).
Ниспосылаемый рабам удел бывает всеобщим и особым. Всеобщий удел получают все творения. Это — то, в чём они нуждаются для существования и продолжения жизни. Аллах облегчил им поиски пропитания и позволил их организмам усваивать его. Более того, это относится ко всем людям, джиннам, ангелам и животным.
С другой стороны, в отношении творений, несущих ответственность за свои деяния, общий удел может быть дозволенным (халяль), за который рабы не несут ответственности, и запрещённым (харам). Запрещенный удел тоже именуется уделом и даром. Иными словами, мы называем заработок уделом от Аллаха, независимо от того, каким способом он был добыт: дозволенным или запрещённым. Абсолютно всё считается уделом от Него. Особым уделом называются те блага, которые приносят пользу не только в этом мире, но и в Последней жизни. Люди получают такой удел через Посланника, и его можно разделить на два вида:
Удел для сердец — истинные знания и вера. Человеческие сердца испытывают безграничную нужду в познании истины, поклонении Аллаху и обожествлении Его. Благодаря этим качествам души обогащаются и перестают быть ущербными.
Удел для плоти — дозволенные блага, за которые люди не несут ответственности. Удел, которым Аллах отмечает верующих, о котором они молят Его, касается как материальных, так и духовных благ. Поэтому, когда раб просит своего Господа об уделе, ему следует иметь в виду оба вида благ.
Прося об уделе, мы просим всё то, что способно привести в порядок сердце, то есть знания, верное руководство и веру, подразумевающую праведные поступки и высокие нравственные качества. Вместе с тем мы просим то, что может привести в порядок наши тела, то есть здоровую и дозволенную пищу, которая не обременит нас и не повлечёт за собой неприятных последствий. Никто, кроме Аллаха, не в состоянии даровать удел, и истинно верующий уповает только на Него и стремится стать причиной ниспослания пропитания другим созданиям. Верующие не должны стремиться получить удел Аллаха в том, что Он запретил, а должны терпеть, взывать к Господу и трудиться для получения удела в дозволенном.
- Сохраняющий жизнь живых творений и Налаживающий её;
- Дарующий Свои блага на пользу всем Своим созданиям;
- Наделяющий бесчисленным уделом, создающий уделы и средства для них без каких-либо затруднений, обременений и без привлечения чьей-либо помощи;
- Сотворивший средства к существованию и Наделивший ими Свои создания;
- Дающий всему живому пропитание, а также всё, что рабы используют, будь то дозволено для них или не дозволено;
- Дающий всему живому всё необходимое для жизни духа (знания и состояния) и жизни тела (пища).