Шариатский хукм обследования женщины у врача-мужчины
В ходе лечения или медицинских проверок врачу порой приходится смотреть на аурат пациента. Особенно это касается женщин, так как период беременности и родов связан с медицинским обследованием, в том числе приходится прибегать к осмотру у врача-мужчины. В данной статье рассматривается какие есть шариатские обоснования и при каких условиях это дозволено.
В 30-31 аятах суры «ан-Нур» Священного Корана Всевышний Аллах говорит следующее:
قُل لِّلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلاَّ لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء وَلا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«(Мухаммад) скажи верующим: «Пусть они потупляют свои взоры и оберегают свои половые органы. Так будет лучше для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят".
«Скажи верующим женщинам: Пусть они опускают свои взоры и оберегают свои половые органы. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или отцов своих мужей, или своих сыновей, или своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может вы преуспеете».
В связи с этим Имам аль-Куртуби сказал: «Два постыдных места у женщин и мужчин мусульман является ауратом».
Кроме того, за исключением лица и рук женщины, все считается ауратом. По этому поводу существуют и противоречивые мнения. Говориться, что большинство учеными по фикху сказано:
«У мужчин места от пупка до колен так же считаются ауратом» [1,157].
В воем тафсире имам Куртуби доказывает, что согласно мнению большинства ученых по фикху, содержание аята 26 суры «Аграф» Священного Корана о сокрытии мест аурата от посторонних взглядов считается обязанностью.
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ ذَلِكَ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ لَعَلَّهُمْ يَذَّكَّرُون
О, потомки Адама! Мы ниспослали вам (сотворили для вас) одежду для прикрытия вашей наготы и (для) украшения. Однако одежда богобоязненности (вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность) — наилучшая! Это одно из знамений Аллаха.
Абу Са‘ида аль-Худри передают, что посланник Аллаха (с.а.у) сказал:
لا ينظر الرجل إلى عورة الرجل ولا تنظر المرأة إلى عورة المرأة [2, 4018]
Смысл хадиса: «Пусть мужчина не смотрит на аурат мужчины, а женщина — на аурат женщины».
Как мы видим из приведенных выше доказательств, сокрытие аурата от постороннего взгляда - обязанность. Однако, в ряде случаев возникают обстоятельства, когда данные обязанности приходится вынужденно нарушать, например, в случае крайней необходимости. Согласно Шариату, необходимость делает дозволенным запретное. В таком случае врачу и помощникам можно проводить осмотр тех мест, которые являются ауратом.
В трудах «мажмаг аль-анхар» сказано:
«Смотреть на запрещенные места (аурат), является недозволенным (харамом), за исключением случаев, когда есть крайняя необходимость осмотра врача» [3,538].
Имам ан-Навави:
«В случаях когда есть причины согласно шариату, смотреть будет дозволенным. К примеру, в торговле, в медицине, в свидетельстве и других случаях смотреть разрешается» [4,31].
Основываясь на вышесказанном мы понимаем, что шариат разрешает в период лечения открывать места аурата медицинским работникам, если осмотр входит в их обязанности. Так же в случаях возниковения крайней необходимости и надобности женщинам мусульманкам можно показывать аурат для осмотра врачом в той мере, в какой это необходимо, что обосновывается канонами фикха:
«При крайней необходимости разрешается только то количество запретного, которе может решить эту необходимость» [5,84].
В разъяснение данного правила ученый Ахмад Зурка сказал:
«Запретное, что разрешается в случаях крайней необходимости, может совершаться в том количестве, какое требует данная необходимость. Нельзя переступать грань запретного сверх необходимого количества» [6,187].
То есть, врачу нельзя смотреть на места аурата пациента без надобности. Разрешается смотреть только в соответствии с профессиональной необходимостью.
В соответствии с вышеизложенными принципами фикха, при осмотре у врача открывать места аурата является исключением. Медицинский осмотр в некоторых случаях может быть крайней необходимостью, а в некоторых надобностью. В шариате оба случая связаны с заболеванием.
Итак, в шариате в случае возникновения крайней необходимости или надобности, врачам разрешается смотреть только в необходимом количестве на аурат мужчин - врачам мужчинам, на аурат женщины - врачам женщинам.
Далее давайте изучим действия, когда мужчина-врач может смотреть на аурат женщины или наоборот. В случае беременности и родов, ей следует проконсультироваться у врача. В противном случае ребенок и здоровье матери могут оказаться под угрозой. Кроме того, должны быть приняты профилактические меры для поддержания правильного течения беременности. Даже если беременность проходит хорошо, без осложнений, женщине необходимо проходить медицинское обследование в течение длительного периода времени (обычно ежемесячно). Что касается родов, то известно, что сегодня рождение ребенка без помощи специалиста по акушерству не происходит. Кроме того, при использовании вспомогательных репродуктивных методов при родах, места аурата вынужденно подвергается медицинскому обследованию. В таких случаях женщине может быть разрешено обратиться к мужчине-врачу если она не имеет возможность обратиться к женщине-врачу или если нет возможности найти такого врача.
Доказательством разрешения является следующий хадис. «Рубайг бинт Мугауаз (р.а.) рассказывает как участвовала в битвах вместе с Пророком (с.а.у.):
كنا مع النبي صلى الله عليه وسلم نسقي ونداوي الجرحى ونرد القتلى إلى المدينة[7, 2882]
Смысл хадиса: «Вместе с пророком мы лечили раненных людей, поили их водой. Умерших брали с собой в Медину»
На основании этого хадиса Ибн Хажар сказал:
«В случае крайней необходимости врачу мужчине разрешается лечить чужую женщину» [8, 80].
Так же в следующем хадисе от Анас бин Малика говорится:
يَغْزُو بِأُمِّ سُلَيْمٍ ، وَنِسْوَةٍ مِنَ الأَنْصَارِ مَعَهُ إِذَا غَزَا ، فَيَسْقِينَ الْمَاءَ ، وَيُدَاوِينَ الْجَرْحَى [9, 4785]
Смысл хадиса: «Умму Суляйм и другие женщины ансары выходили на битвы вместье с Пророком. Они поили и лечили раненных».
Итак, лечить врачам-мужчинам женщин или наоборот, врачам-женщинам мужчин шариатом разрешается. Приветствуется если с женщиной будет находится махрам (родственник).
В работе под названием «Фатава хиндия» говорится: «Если женщина поранилась, то нельзя показываться врачу мужского пола. Нужно обследоваться у женщины-врача. Но если женщина не может найти врача того же пола или если женщина-врач опасается воспаления раны, то можно показаться врачу-мужчине, но при условии, что кроме места где вышла рана тело будет закрыто от его глаз. Мужчина-врач должен стараться осматривать только место с раной» [10].
Об этом Муаффак ад-Дин Аль-Багдади говорил так:
«При надобности врачу можно смотреть на аурат женщины, а также оказывать ей лечение. Также это касается и врача-женщины, которой разрешается смотреть на аурат чужого мужчины».
Если обобщить все выше сказанное, женщина, согласно шариату, может обследоваться и лечиться у мужчины-врача, следуя пунктам ниже:
- Нет возможности найти врача своего пола;
- Наличие крайней необходимости или надобности;
- Врач должен осматривать лишь необходимый для лечения участок тела;
- Если есть возможность - присутствие махрама.
Используемые источники:
1. Аль-Куртуби. Аль-жамиг аль-ахкам аль-Коран. 12-том. 157-страница.
2. Сунан Абу Дауыд. Хадис №4018
3. Абдулла бин аш-Шейх бин Салиман ал-Магруф. Мажмаг аль-анхар фи шарх мултака ал-абхар. Даар ихия ат-турас ал-араби. Бейрут. 2-том. 538-страница.
4. Ан-Науауи. Сахих Муслим бишарх ан-Науауи. 4-том. 31-страница.
5. Ас-Суюти. Аль-ашия уа ан-назаир. 84-страница.
6. Шарх аль-кауагид аль-фикхия. Выпуск-2. Страница-187. Даар аль-калам. Дамаск. 1989.
7. Сахих аль-Бухари. Китад аль-жихад. Бааб мудауа ан-ниса аль-жираха фи аль-газуа. Хадис №2882
8. Ахмад бин Али ибн Хажар аль-Аскарани. Фатх аль-бари бишарх аль-Бухари. Том-6. Страница-80.
9. Сахих Муслим. Китаб аль-жихад уа ас-сир. Хадис №4785.
10. Низам ад-Дин уа мажмуга мин аль-Гуляма. Аль-фатауа аль-хиндия фи мазхаю аль-Имам аби Ханифа. Выпуск-3. Даар ихия ат-турас аль-араби. 1980.
11. Муаффак ад Дин Абд аль-Латыйф аль-Багдади. Ат-тыб мин аль-китаб уа ас сунна. Страница-193. Выпуск-2. Даар аль-магрифа. Бейрут. 1988.