Деобанды - кто они?
Аксай
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Иша 22:44
Аксай
Алматы Астана Шымкент Аксай Аксу Актау Актобе Актогайский район Алтынсарин ауданы Алға Амангельдинский район Арал Аркалык Арысь Атасу ауылы Атбасар Атырау Аягоз Аққулы ауданы Байконур Байғанин ауданы Балхаш Баянауыл ауданы Бейнеу Бәйдібек ауданы Денис ауданы Ембі Ертіс ауданы Еңбекшіқазақ Жітіқара ауданы Жалағаш кенті Жанаозен Жанатас Жангелді ауданы Жаркент Жаңақорған кенті Жаңқала Жезді кенті Жезказган Жетысай Жосалы Жосалы кенті Жәйрем Жәнібек Зайсан Индер Исатай ауданы Караганда Каскелен Келес ауданы Кентау Кокшетау Конаев Костанай Косшы Кульсары Курчатов Кызылорда Көкпекті ауданы Ленгер Лисаков Май ауданы Майқайын кенті Маханбет ауданы Мақат Меңдіқара ауданы Миялы Мойынқұм ауылы Мырзакент кенті Мәртөк ауданы Науырзым ауданы Ойыл ауданы Ордабасы ауданы Отырар ауданы Павлодар Петропавловск Риддер Рудный с.Мангистау Сайрам ауданы Сайқын Сарыагаш Сарыкөл ауданы Сарыозек Сатпаев Сауран ауданы Семей Созақ ауданы Солнечный Степногорск Сырым ауданы Тайынша Талгар Талдыкорган Тараз Таран ауданы Текели Темиртау Тереңкөл ауданы Тереңөзек кенті Теңіз кен орны Туркестан Түлкібас кенті Узынагаш Уральск Усть-Каменогорск Федоровский р-он Форт-Шевченко Хромтау Целиноградский р-он Чапаево Чемолган Чу Шал ақын ауданы Шалкар Шарбақты ауданы Шардара Шетпе Шиелі кенті Шұбарқұдық Ырғыз ауданы Экибастуз Қазығұрт Қамысты ауданы Қандыағаш Қарабалық ауданы Қаражал Қарасу ауданы Қаратау Қарғалы Қобда ауданы Қордай Құрманғазы ауданы Құрық Үржар ауданы Үшарал Ұзынкөл ауданы Әйтеке би ауданы Әйтеке би кенті Әулиекөл ауданы
Аксай
свернуть
Фаджр Восход Зухр Аср Магриб Иша
04:23 06:10 13:39 18:42 20:58 22:44
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Сафар 1447
Григорианский
14 августа 2025

Статьи

Деобанды - кто они?

| A | +

Совместима ли деобандская школа на казахской земле?

 

Деобандизм — это одно из крупнейших направлений суннитского Ислама, возникшее в Индии в XIX веке. Оно получило название от города Деобанд (штат Уттар-Прадеш, Индия), где в 1866 году была основана исламская семинария Даруль-Улюм Деобанд.

 

​Основатели движения — Мухаммад Касим Нанотви (1833–1879) и Рашид Ахмад Гангохи (1829–1905) — стремились реформировать Ислам в ответ на британский колониализм и распространение чрезмерных суфийских и традиционных практик, которые, по их мнению, не соответствовали Исламу.

 

​Деобандизм основывается на Ханафитском мазхабе в фикхе и матуридитской акыде. То есть, в принципе, они следуют тому же, чему следует «ахлю сунна уаль-джамаа». Но все же они отличаются своими методами и подходами к различным жизненным аспектам. О них и пойдет речь, с дозволения Всевышнего Аллаха.

 

​Несмотря на то, что большинство мусульман придерживаются Ханафитского мазхаба, в зависимости от нескольких факторов они различаются в своих взглядах в ряде вопросов. То есть под «они» мы подразумеваем разные школы.

 

В рамках Ханафитского мазхаба существуют несколько крупных школ:

 

​1. Брельвийская школа (Индия). ​Также ханафиты и матуридиты, но в отличие от деобандов, более тесно связаны с традиционным суфизмом. 

 

​2. Османская школа (Турция, Балканы). ​Ханафиты-матуридиты, но с влиянием османской правовой системы. Активно взаимодействовали с государственной властью, создавая исламские суды и учебные заведения.

 

​3. Среднеазиатская школа (Бухара, Самарканд, Казань). ​Традиционный ханафизм с глубоким влиянием матуридизма и суфизма (ясавийский и накшбандийский тарикаты). Мягче относятся к местным традициям и адаптируют Ислам к культурным особенностям народов.

 

​4. Джалалабадская и кабульская школы (Афганистан). ​Ханафизм с сильным влиянием племенных традиций пуштунов. Политизированный Ислам, особенно в связи с движением «Талибан», который формировался под влиянием деобандов.

 

​5. Современные салафизированные ханафиты. ​В некоторых регионах встречаются ханафиты, которые перенимают идеи салафизма, отвергая суфизм и мазхабную традицию. Но их нельзя полноценно назвать ханафитами, так как отрицание основных концепций мазхаба противоречит ханафитскому мазхабу. Их можно назвать по праву псевдоханафиты.

 

Какая же школа «верная»?

 

Если рассматривать вопрос с точки зрения «Ахлю Сунна уаль-Джамаа», то все перечисленные школы являются частью суннитского ислама, поскольку они придерживаются:

 

​1. Ханафитского фикха – который основывается на Коране, Сунне, иджме и кыясе.

2. Матуридитской акыды – которая является частью традиционного суннитского богословия. Однако внутри этих школ могут быть разные подходы: 

 

​Османская и среднеазиатская школы – более адаптивны к культуре и обществу. 

Деобандская школа – более строго придерживается буквального следования мазхабу и отвергает многие традиции. 

 

​Все эти школы в пределах «Ахлю Сунна», поэтому нельзя сказать, что одна из них полностью «неверная». Но важно учитывать какой метод, в каком месте и когда он применим.

 

​Деобандская школа стала актуальной для колониального общества того времени. Народ нуждался в отстаивании своих религиозных прав более жесткими мерами в виду давления Британии. Поэтому их методы были применимы и сочетались с настроем и ментальностью этого народа.​

 

​Если говорить про Ислам на Казахской земле, то более естественной и исторически сложившейся является среднеазиатская школа (ханафизм + матуридизм с умеренным суфизмом). Она же была принята таким ученым как Бурхануддин аль-Маргинани, величайший труд которого стал исламским наследием («Аль-Хидая»). Он же систематизировал ханафитский мазхаб, с учетом реалий Средней Азии. Его трудами пользовались казахские судьи (казы), адаптируя шариат к условиям степной жизни. Ханафитский мазхаб стал основным в Средней Азии именно потому, что он был гибким и учитывал местные традиции.

 

Зачем сочетать ислам и местные традиции?

 

​1 - Для сохранения культурной идентичности

 

​Каждый народ имеет свои особенности, язык, обычаи, стиль жизни. Если ислам насаждается без учета традиций, это может привести к отторжению. В Священном Коране говорится: «О люди! Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга...». (Коран 49:13). Этот аят подчёркивает ценность этнического и культурного разнообразия как элемента божественного замысла.

 

​В истории исламских стран видно, что там, где ислам сочетался с местной культурой, он сохранялся устойчивее. Например, в Османской империи Ислам и тюркские традиции слились воедино. В Индии Ислам учел культуру региона, что помогло его распространению. В Центральной Азии Ислам принял некоторые тюркские традиции, что сделало его частью национальной идентичности.

 

​2 - Чтобы избежать радикализма

 

​Когда Ислам насаждается в отрыве от традиций, это приводит к радикализму. Некоторые современные течения (псевдосалафизм, то есть ваххабизм) отвергают местные обычаи, считая их «бид’а» (нововведением), что приводит к конфликтам внутри общества.

 

​В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане Ислам традиционно сочетался с местными ценностями. Если отвергнуть традиции, можно потерять связь поколений и разрушить общество. Естественно, речь идет о тех традициях и обычаях, которые не противоречат религии Всевышнего Аллаха.

 

​3 - Ислам легче принимается, если он не противоречит культуре народа

Когда ислам не ломает традиции, а очищает их, его принимают охотнее. Это видно в истории распространения ислама в Казахстане: Он вошел в культуру тюрков, дополнив их традиционные ценности. Ислам поддержал местные традиции, которые были важны для кочевников. Если бы ислам отвергал всё местное, его было бы сложнее принять.

 

​4 - Ислам становится практичным, а не чуждым

 

​Если религиозные нормы полностью оторваны от культуры, людям сложно их соблюдать. Пример: В арабских странах традиционно носят длинные одежды (джуббу, галабию). В Центральной Азии мужчины носят чапан, а женщины – платки. Если навязывать чуждую арабскую одежду, это создаст дискомфорт, хотя скромность в одежде можно соблюдать по-разному. Если ислам учитывает язык, культуру, привычки народа, он становится живой частью общества, а не чем-то навязанным извне.

 

Какие традиции можно оставить, а какие убрать?

 

Традиция - это устоявшийся унифицированный набор обычаев, который со временем эволюционировал.  Он включает: обычаи, обряды, ритуалы, суеверия и табу.

 

Обычай - форма деятельности и общественных отношений в определенной сфере (производственной, семейно-бытовой, общественно-преобразующей, духовно-преобразующей). Однако обычай обновляется и изменяется в зависимости от определенных социальных явлений и может устареть при изменении формации. Если он будет внедрен и впитан в культуру, он станет традицией.

 

Любой обычай зарождается из двух источников или можно сказать по причине двух составляющих:

 

1 - Жизнедеятельность.

 

Носят определенный политический и социальный контекст. То есть все это связано с бытом, окружающей средой. А она в свою очередь имела разные ответвления типа: традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков: сүйінші, байғазы; традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью: асар, жылу, белкөтерер; традиции и обычаи, связанные с приемом гостей: қонақасы, қонақкәде, ерулік.

 

​Данные обычаи никак не связаны с верованием и религией, они носят социальный контекст, практика и опыт прежних поколений. Если какие-либо обычаи и традиции народа соответствуют учению и духу Ислама, то мусульманину следует поощрять и хвалить их за это. То есть для него следовать этому является обязательным (уаджиб), чтобы не быть чуждым для своих земляков и заслужить их любовь и уважение.

2 - Верования и религии.

 

​Вторым источником или составляющим обычая – это вера. Человек по определению живет с верой в сердце. Это то, что вложил Всевышний Творец в каждого человека. Поэтому, естественно, что вера присутствует во всех сферах жизнедеятельности любого народа. В виду того, что наш народ претерпевал множество трудностей, видел неимоверное количество разных народностей, конфессии на своей территории, то они не ушли не оставив своего следа. Это и фетишизм, и анимизм, и зороастризм, шаманизм, тенгрианство, христианство и наконец ислам. От них зародились такие обычаи и традиции:

 

фетишизм, анимизм: священность животных и цифр, амулеты и обереги;

 

шаманизм: вера в богоизбранность «Баксы»;

 

зороастризм: культ огня, культ солнца;

 

тенгрианство: культ тенгри, культ неба, культ предков;

 

Ислам: сүндетке отырғызу, азан шақыру.

Данные же обычаи должны быть отфильтрованы. И именно Ислам есть тот самый фильтр, который указывает на дозволенность или запретность тех или иных обычаев или традиций.

 

​Чтобы понять значимость и важность традиций и обычаев в Исламе, достаточно отметить то, что одним из пяти главных правил в исламской юриспруденции является правило «аль-‘аадату мухаккама» – это известный принцип Исламского права (фикха), который переводится как «Обычай является решающим» или «Обычай имеет силу закона». В шариате обычаи и традиции общества учитываются при вынесении решений в тех вопросах, где нет четкого указания в Коране и Сунне.

 

Если определенный обычай:

 

​1 - Не противоречит Исламу

 

​2 - Укоренился в обществе,

 

​3 - Является разумным и полезным, то он может быть признан и использоваться в правовых вопросах.

 

​Ислам неразрывно связан с культурным контекстом общества. Учитывать традиции и менталитет народа — это требование самой религии. И тут мы понимаем, что деобандизм лишь частично совместим с Казахским Исламом в теологическом плане (ханафизм и матуридизм), но плохо совместим в культурном, политическом и общественном аспектах. И хоть данная школа находится в рамках «ахлю сунна», все же его применение на территории Средней Азии не то, чтобы не актуально, но даже может нанести вред развитию Ислама.

 

​Среднеазиатская ханафитско-матуридитская школа с элементами умеренного суфизма исторически является приемлемой и естественной для казахов. Попытка насильственного привнесения других течений приводит к напряженности и разобщенности в обществе.

 

​Ислам в Казахстане, Средней Азии и других тюркских странах должен сочетать традиции и религию, чтобы оставаться живым, а не чуждым элементом культуры. Главное — следить, чтобы традиции не шли вразрез с шариатом.

 

Автор Ансаган Абдрахман

Главный имам мечети "Aldiaruly Januzaq"

ИСТОЧНИК Azan.kz

Исламский информационно-образовательный портал

ИСТОЧНИК Muftyat.kz

Официальный сайт ДУМК

Предыдущий Следующий
Первые десять дней месяца Зуль-хиджа Можно ли отравиться водой в пост?

Отзывы читателей (0)

Интересные материалы

История Ислама Ответ халифа Харуна ар-Рашида византийскому императору Никифору I
«Во имя Аллаха милосердного и милостивого! От Харуна, повелителя правоверных, Никифору, римскому псу. Я прочел твое послание. Ты увидишь, а не прочтешь мой ответ. Прощай»....
История Ислама Дороги в Мекку - хадж Ибн Баттуты (+ Видео)
Удивительная история Ибн Баттуты, величайшего исследователя 14 века в период его первого паломничества (из четырех) совершенного в 1325 - 1326 годах из Танжера, Марокко в Мекку. Ибн Баттута выбрал одиночное паломничество, что едва не стоило ему жизни и стало серьезным испытанием для него....
История Ислама Географические открытия, вдохновленные исламом
Мусульмане издавна были активными путешественниками. Торговля и хадж диктовали мусульманам необходимость открытия новых маршрутов, народов и стран.
История Ислама 10 интересных фактов о Каабе
Нет места на Земле более почитаемого и священного для стольких людей, как достопочтимая Мекка. По всем объективным критериям, эта долина в Хиджазе, Аравия, является самым знаменитым местом на Земле. Тысячи людей обходят Каабу 24 часа в сутки. ...
История Ислама Фото: 9 интересных фактов о мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Часто, наблюдая в жизни картины, поражающие нас своей красотой, мы восклицаем: «Это Рай на Земле!» На самом деле, есть только одно место, буквально достойное подобной фразы. Там, в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, покрытое зелеными коврами и пропитанное слезами миллионов люде...
История Ислама Фото: Железная дорога, связывающая Стамбул и Медину, была построена еще в Османской империи
До появления воздушных перевозок и развития автомобильного транспорта, путешествие в святые земли было трудоемким, сложным и опасным делом. Железная дорога до Хиджаза была спроектирована, чтобы изменить эту ситуацию. Она должна была связывать Мекку и Дамаск, и входить в общую сеть Османской железной...
свернуть
Календарь
Хиджра
20 Сафар 1447
Григорианский
14 августа 2025
Время намаза
Сейчас

Иша 22:44

Урок 20: Муджизы событий Исра и Мирадж

(+++++)

Амир Холматов
25 июл. 2025

Урок 19: Хиджра в Таиф

+++++++++++++

Амир Холматов
23 июл. 2025

Урок 1. Введение.

Прекрасное введение Ма Ша Аллаh. Да благословит Аллаh(سبحانه و تعالى) всех распространяющих благие и

Амир Холматов
12 июл. 2025

Урок 21: Алиф максура

Почти все вопросы обрабатываются в чате сайта. Поэтому в комментария не высокая активность.

Администратор Azankz
30 июн. 2025

Урок 4: Мустахабы и макрухаты омовения

По этому поводу есть хадис, передаваемый от Маймуны (да будет доволен ею Аллах), что однажды, ко

Администратор Azankz
30 июн. 2025
Created with Sketch. {{!-- --}} {{!-- --}} {{!-- --}} Created with Sketch. Asset 1mdpi