Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
86. Аль-Муксит - Устанавливающий справедливость
Восемьдесят шестое прекрасное имя Аллаха: «Аль-Муксит» — означает «Справедливый», «Устанавливающий справедливость. «Аль-Муксит» — это Тот, Кто устанавливает совершенный и справедливый порядок. В священном Коране сказано:
«Свидетельствует Аллах, а также ангелы и наделенные знанием [в делах веры], что нет божества, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет божества, кроме Него, могучего, мудрого». (3:18).
Прекрасное имя «Аль-Муксит» произошло от слова «ист», что означает «весы, равновесие». Однокоренное с ним «такасату» значит «делить по справедливости». Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах. Это лучше и благодатнее по своим последствиям». (17:35).
Итак, Аллах повелевает нам быть справедливыми, и Сам Он – «Аль-Муксит», т.е. Тот, Кто справедлив, соразмерен и объективен.
Близким по значению к прекрасному имени Аллаха «Аль-Муксит» является другое прекрасное имя - «Аль-Адль». Часто, при переводе Корана «адл» и «кист» переводят как «справедливость», но между ними есть различия.
Для некоторых справедливость означает равнозначное отношение к людям. Мы ожидаем, что двух людей, совершивших одно и то же преступление, ожидает одинаковое наказание. За одно и то же благодеяние два человека должны получить равноценную награду. Аналогично, все люди должны иметь одинаковые права. Такова одна из трактовок справедливости («адл»).
С другой стороны, справедливость, понимаемая как соблюдение интересов обеих сторон («кист»), дает больше смысловых оттенков и означает не просто правосудие, но справедливость в высшем проявлении.
Например, отношение шариата к воровству. Можно подумать, что наказание за него учитывает только совершение преступления как такового, невзирая на то, кто совершил кражу и что было украдено. Но человеку, знакомому с фикхом, известно, что на самом деле это не так. Именно поэтому Умар (р.а.) отменил наказание за воровство, когда был голод – это показывает, что обстоятельства имеют значение.
Поэтому ислам может предусматривать щедрую награду за нечто, казалось бы, незначительное, и наоборот. Мы знаем, что блуднице, напоившей собаку, был обещан Рай, а того, кто оказывал благотворительность на показ ждала кара. Постороннему человеку это может показаться бессмысленным, ведь дела благотворителя так велики по сравнению с тем, что сделала эта блудница! Но Всевышний Аллах знает обстоятельства каждого человека и судит соответственно: блудница была искренна, а благотворитель – нет.
Точно так же может случиться, что Аллах испытывает вас потерей, а кого-то другого – богатством. Или, может быть, для вас Его дар – благословение, а для кого-то другого – испытание. Возможно, Он что-то задерживает для вас, а для других – ускоряет. У одного человека на обретение желаемого уходят годы тяжелого труда, а другой получает то же самое безо всякого усилия. Но если бы вы знали все, что знает Аллах, вы бы всегда помнили, что в том, что Он вам предопределил, заключается предельная справедливость и милосердие именно для вас в вашей ситуации. Всевышний Аллах говорит в одном из хадисов кудси:
«И среди Моих верующих рабов есть те, чья вера поддерживается бедностью, и если бы Я сделал их богатыми, они утратили бы веру. И среди Моих верующих рабов есть те, чья вера поддерживается богатством, и если бы Я сделал их бедными, они утратили бы веру. Поистине, Я руковожу Своими рабами по Своему знанию об их сердцах, и Я – Знающий, Сведующий». (Табарани).
Когда вас проверяют горем, и при этом больший, чем вы, грешник легко избегает неприятностей, помните, что Аллах – «Аль-Муксит». И наступит день, когда вы поймете причину. Помните, что Аллах не испытывает человека большим, чем тот может вынести. В Коране сказано:
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее». (2:286)
Возможно, Всевышний проверяет нас, чтобы укрепить, потому что у нас есть на это силы. С точки зрения общего замысла, предписанное Им – для нас самое лучшее и самое справедливое.
Имам Аль-Газали говорит, что «Аль-Муксит» – Тот, кто несет справедливость притесненным от притеснителей, и только Всевышний Аллах на это способен. Посланник Аллаха ﷺ сказал в своем хадисе: «Я восхищаюсь двумя людьми, которые предстали перед своим Господом. Один из них сказал Всевышнему:
«О Аллах, восстанови справедливость, нарушенную моим братом».
Аллах повелевает его брату восстановить справедливость. Тот отвечает:
- «О Господь, у меня не осталось никаких благих поступков, никаких благих деяний, всё перешло на весы того, кого я обидел».
Тогда требующий справедливости сказал:
- «О Господь, тогда пусть мои грехи лягут на весы этого брата».
На это Аллах ему ответил:
- «Обрати свой взор, посмотри в сторону Рая».
- «О Аллах, о мой Господь, кому это всё принадлежит?»
Аллах ему отвечает:
- «Тому, кто заплатит его (Рая) цену».
И когда истец спросил, как заплатить эту цену, Аллах ему ответил:
- «Простив твоего брата».
Сказав это, Пророк ﷺ промолвил: «Бойтесь Аллаха и живите между собой мирно, ибо Аллах установит мир среди верующих в День воскрешения».
- Устанавливающий совершенный и справедливый порядок;
- Наделяющий защитой и помощью беспомощных и наказывающий совершивших несправедливость;
- Тот, у Кого все решения мудры и справедливы;
- Мстящий притеснителям за притеснённых;
- Тот, Кто несет справедливость притесненным от притеснителей;