Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Семьдесят второе прекрасное имя Аллаха - «Аль-Муаххир» означает - «Отодвигающий назад». «Аль- Муаххир» – это тот, Кто располагает творения ближе или дальше, раньше или позже, определяя для каждого творения его статус время и положение.
Для полноты смысла, прекрасное имя «Аль-Муаххир» упоминается наряду с именем, имеющим противоположное значение: «Аль- Мукаддим» - Выдвигающий вперед.
Прекрасное имя Аллаха «Аль-Муаххир» упоминается в пречистой сунне Пророка Мухаммада ﷺ.
Последней мольбой, которую читал Посланник Аллаха ﷺ после ташаххуда перед произнесением таслима, были слова:
«О Аллах! Прости мне то, что я совершил прежде и что оставил на потом, что совершил тайно и что сделал явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты ведаешь лучше меня. Ты — Выдвигающий вперёд, и Ты — Отбрасывающий назад. Нет божества, кроме Тебя!».
Как мы уже отмечали, Выдвигающий вперёд и Отбрасывающий назад — Имена, которые не используются для описания Аллаха по отдельности, но только в паре, потому что совершенство выражается в сочетании этих качеств. Всевышний — Тот, Кто выдвигает вперёд и отбрасывает назад, кого пожелает, в соответствии с Его мудростью. Выдвижение вперёд может быть связано с земными, бытовыми вопросами. В этом смысле Аллах помещает одни творения перед другими, позволяет причине предшествовать следствию, а условию — обусловленному. Примеров того, как одни творения предшествуют другим, бесконечно много. С другой стороны, выдвижение вперёд может носить религиозный характер. В этом смысле пророки превосходят остальные творения, одни из пророков превосходят других, одни из людей превосходят других в знаниях, вере, праведных поступках, нравственности и прочих качествах. И, наоборот, одни из них уступают другим в тех или иных качествах, сообразно мудрости Аллаха. Эти два качества и им подобные связаны с божественной сущностью, потому что они присущи Самому Аллаху. Вместе с тем они относятся к качествам, связанным с Божественными деяниями, потому что выдвижение вперёд и отодвигание назад связаны с сущностью, действиями и качествами творений, но происходят по воле Аллаха и благодаря Его могуществу. Это — классификация атрибутов Творца: одни из них связаны с божественной сущностью, а другие — с Его деяниями. Эти последние связаны с Его речами и поступками, но характеризуют и Его сущность. В священном Коране говориться:
«Бедуины, оставшиеся позади, скажут тебе: «Наше имущество и наши семьи отвлекли нас (или помешали нам). Попроси же для нас прощения». Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах. Скажи: «Кто властен помочь вам чем-нибудь перед Аллахом, если Он захочет навредить вам или захочет принести вам пользу?» О нет! Аллах ведает о том, что вы совершаете». (48:11)
Вредящий и Приносящий пользу тоже относятся к именам, которые употребляются в сочетании друг с другом. Всевышний Аллах приносит пользу тем из Его рабов, кому пожелает, в вопросах духовной и мирской жизни. Он вредит только тем, кто своими поступками обрекает себя на такое обращение. Его действия подчинены божественной мудрости и установленным Им законам бытия, и они определяются причинами, которые приводят рабов к их следствиям. Всевышний Аллах установил для творений цели и то, чего следует желать в духовных и мирских делах. Он установил причины и пути, ведущие к ним, приказав рабам следовать этими путями. Он облегчил их совершенным образом, и тот, кто встаёт на него, достигает благой цели. Тот же, кто отказывается следовать этим путём или частично отступает отнего, кто не остаётся верным ему полностью или делает упущения, тот не достигает желанной цели. Пусть же такой человек не укоряет никого, кроме себя самого. Следует знать, что все атрибуты, связанные с Божественными деяниями, исходят от трёх качеств: совершенного могущества, неукоснительно исполняемой воли и безграничной мудрости. Все эти качества проявляются в том, что Аллах творит во Вселенной, выдвигая вперёд и отбрасывая назад, принося пользу и причиняя вред, одаряя и лишая, унижая и возвышая.
В широком смысле, прекрасное имя «Аль-Муаххир» означает:
- Отодвигающий назад по Своему разумению и по Своей воле всех тех, кто должен быть отодвинут назад;
- Отодвигающий тех, кто не уверовал, Выдвигающий вперед достойных рабов Своих.
- Отдаляющий от Себя всё недостойное;
- Располагающий творения ближе и дальше, раньше и позже, как пожелает;
- Определяющий для каждого творения его время и положение;
- Выбирающий для каждого творения последовательность, время, его количественные и качественные характеристики, в соответствии со Своим знанием и Своей волей.