Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Четвертое прекрасное имя Аллаха - "Аль-Куддус" означает «Пресвятой». Аль-Куддус - это Тот, Кто чист от недостатков, от всего недостойного, недоступный для интеллекта творений и Чистый от того, что может вообразить человек; Далёкий от всех качеств, которые могут быть постигнуты чувствами человека либо представлены в нашем воображении и наших мыслях, а тем более, — Далёкий от всех пороков и недостатков. В священном Коране говорится:
Хвалит Аллаха всё, что в небесах и на земле — Повелителя, Пресвятого, Преславного, Мудрого! (62:1)
Согласно некоторым источникам, аль-Куддус близок по смыслу к другому Имени Аллаха — ас-Салям (السلام — «Пречистый», «Дарующий мир и благополучие»). Всевышний Аллах сказал:
«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого.» (59:23).
Эти два Имени близки по смыслу. Первое из них образовано от глагола каддаса (قدّس — «почитать и возвеличивать кого-либо, отвергая наличие у него любых недостатков»), а второе — от слова салямат (سلامة — «благополучие», «отсутствие недостатков»).
Аллах не имеет подобных Себе среди творений. Он лишён любых недостатков и всего, что несовместимо с Его совершенством. Его свято почитают и возвеличивают, отвергая от Него всякое несовершенство. Нет никого, подобного Ему, и нет у Него пороков и изъянов. Среди Его качеств нет такого, которое бы противоречило высшему идеалу. Все эти проявления несовершенства полагается отрицать при описании Аллаха. Таким образом, Он лишён любого недостатка. Он превыше того, чтобы иметь подобных Ему или похожих на Него. У Него нет ни равных, ни противников. Среди Его качеств нет ни одного ущербного, ибо это самые безупречные, величественные и безмерные качества. Отрицание несовершенства будет неполным, если не признать обладание Аллахом такими качествами, как величественность и величие.
Отрицание несовершенства — не самоцель. Оно необходимо для того, чтобы защитить совершенство Аллаха от неверных интерпретаций. Так, во времена невежества люди думали о Нём неподобающим образом. Если же раб восхваляет своего Господа атрибутами Пречистый, Святой или Всевышний, то он фактически подчёркивает отсутствие у Него любых пороков и Его абсолютное совершенство.
Совершенство Аллаха избавлено от всего того, что ошибочно думают о нём те, кто лишает его качества всякого смысла или уподобляет их качествам творений. Он превыше того, чтобы оказаться под чем-либо или быть ограниченным чем-либо. Аллах превыше всего, что несовместимо с Его совершенством. Он приближает к Себе творения не потому, что Он слаб, подобно им самим. Напротив, это является чистым проявлением Его милости, благодетели и добра. Всевышний сказал:
«Скажи: «Хвала Аллаху, Который не взял Себе сына, Который ни с кем не делит власть, Которому не нужен защитник от унижения».» (17:111).
Он не сказал, что у Него вообще нет приближённых (авлийа), но среди его приближённых нет таких, в ком Он нуждается для того, чтобы избежать слабости и унижения. Его любовь к возлюбленным и приближённым лишена таких проявлений любви творений друг к другу, как потребность в возлюбленном, заискивание перед ним или извлечение пользы от близости с ним.
Совершенный, не имеющий никаких пороков или недостатков;
Не Ведающий ошибок, незнания или изъянов;
Недоступный для интеллекта творений;
Чистый от того, что может вообразить человек;
Далёкий от всех качеств, которые могут быть постигнуты чувствами человека либо представлены в нашем воображении и наших мыслях;
Тот, Кто превыше того, чтобы иметь подобных Себе, равных Себе или сходных с Собой.