Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Тридцать третье прекрасное имя Аллаха - «Аль-Азым» означает - «Великий». Аль-Азым – это Тот, Чьему величию нет начала и нет конца и Чье Величие, не в силах постичь никто, ибо это превыше возможностей разума творений.
В Священном Коране говорится:
«… ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей». (39:67).
Аллах велик, и все Божественные качества обязывают к почитанию и возвеличиванию Его. Ни одно творение не способно возвеличить Его должным образом, как Он того заслуживает. Он достоин похвалы, на которую способен только Он и которая недоступна Его рабам. Следует знать, что присущие Аллаху значения величия делятся на две категории:
Он обладает всеми качествами совершенства, и эти качества присущи Ему в самой совершенной, величественной и всеобъемлющей форме. Его знание безгранично, а могущество непререкаемо. Ему присущи гордость и величие, одним из проявлений которого является то, что небеса и земля в Пригоршне Милостивого не больше горчичного зёрнышка. В Священном Коране сказано:
«Воистину, Аллах удерживает небеса и землю, чтобы они не сдвинулись. А если они сдвинутся, то никто другой после Него их уже не удержит» (35:41);
«Небеса готовы разверзнуться сверху (от величия Аллаха)» (42:5).
Со слов пророка Мухаммада (ﷺ) сообщается, что Аллах сказал:
«Гордость - Моя накидка, а величие — Мой изар, и Я подвергну мучениям того, кто попытается отнять их у Меня».
Таким образом, гордость и величие — два Божественных качества. Их невозможно оценить по достоинству, равно как и невозможно постичь всю глубину их смысла.
Ни одно из творений не достойно того, чтобы его возвеличивали и почитали так же, как Аллаха. Он заслуживает того, чтобы рабы возвеличивали Его в душе, языком и телом. Для этого следует проявить усердие в познании Его, возлюбить Его и приклонится перед Ним, смириться пред Его величавостью и убояться Его. Для этого надлежит устами прославлять Его, а телом — благодарить Его и поклоняться Ему.
Что бы почитать Аллаха, следует надлежащим образом бояться Его в делах, повиноваться Ему, не зная ослушания, поминать Его без устали, не забывать Его и быть признательным Ему, не допуская неблагодарности.
Чтобы почитать Его, необходимо уважать Его запреты и предписания, касающиеся временных промежутков, мест и поступков. Всевышний сказал:
«Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (22:32);
«Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом» (22:30).
Наконец, чтобы почитать Его, следует не возражать против того, что Он сотворил или узаконил.
В широком смысле прекрасное имя «Аль-Азым» означает:
- Тот, Чьему Величию нет начала и нет конца;
- Тот, Чьей Высоте нет границ;
- Тот, Которому нет подобного;
- Тот, Чью подлинную Сущность и Величие, не в силах постичь никто.