Циклы уроков
- Azan.kz
- Абу Мансур аль-Матуриди
- Абуль-Касим Абдель-Карим ибн Хавазин аль-Кушайри
- Азамат Абу Баязид аль Ханафи
- Ансаган Абдрахман
- Бауржан Алиулы
- ДУМК
- Еркинбек кари Шокай
- Ерсин Амире Абу Юсуф
- Имам Абу Хамид Мухаммад Газали
- Имам Ан-Навави
- Имам ан-Насафи
- Иминов Нурмухаммад
- Канатали Такиров
- Рамадан аль-Бути
- Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури
- Серик кари Ахметов
- Тимур Алиев
Тридцать первое прекрасное имя Аллаха - «Аль-Хабир» означает «Сведущий». Аль-Хабир – это Тот, Кто абсолютно обо всем осведомлён и ведает как о тайном, так и о явном.
Арабское слово «хабир» происходит от корня «хубр» - «знание, опыт». В отличие от созданий, Всевышний Аллах изначально знает внешнюю и внутреннюю суть каждой вещи, не нуждаясь в ее исследовании или анализе. В Священном Коране говорится:
«Взоры не могут постичь Его, а Он постигает взоры. Он – Проницательный, Сведущий (Аль-Хабир)» (6:103).
В Священном Коране относящееся к Аллаху слово «хабир», встречается 44 раза. Из них в 26 аятах говорится о том, что Всевышний Аллах знает о всех деяниях людей и их положении в Судный День, и эти аяты, в основном, носят характер благой вести. В пяти аятах это имя употребляется с именем «аль-Лятыф» (в значении «Знающий тонкости, нужды своих созданий во всех подробностях и удовлетворяющий их неведомыми путями»), в других пяти аятах с именем «Аль-Басыр» («Видящий»), в четырех аятах с именем «Аль-Хаким» (в значении «Тот, у кого все дела правильные»); в четырех аятах с именем «Аль-`Алим» («Ведающий»). Такое многообразие сочетаний отражает множество граней этого имени.
Прекрасное имя «Аль-Хабир» близко по значаению к имени Аллаха «Аль-`Алим» (“Всезнающий”), однако, «Аль-Хабир» относится к знанию внутреннего и скрытого.
Каждое имя и сыфат Всевышнего Аллаха, описанные в Коране и Сунне, имеют свои определенные значения, познавая которые, верующий имеет возможность приблизиться к своему Господу.
Имам Абдулькарим Аль-Кушайри считал, что отражение имени «Аль-Хабир» в Его рабе проявляется в полном осознании того, что Аллах Всевышний знает о нем абсолютно все, и потому Ему надо вверить себя полностью. В Коране говорится:
“Неужели не знает Тот, Кто сотворил?! Ведь Он – аль-Лятыф, Аль-Хабир!” (67:14).
Имам Газали утверждал, что верующий, в свете познания имени «Аль-Хабир» должен постигать себя, свой внутренний мир, умея распознать в себе низменные наклонности, предотвращая их коварные проявления.
В широком смысле прекрасное имя Аллаха «Аль-Хабир» означает:
- Знающий тайное (внутреннее содержание) так же, как и явное (внешнее проявление);
- Тот, от Чьих знаний ничто не уходит, не отдаляется;
- Абсолютно осведомленный, ведающий обо всём, что было, и что будет;
- Сведущий о самом сокровенном, о самой скрытой, глубинной сути всего.